Плевое дело

Правительство губернатора Сергея Левченко в очередной раз опозорилось, сгенерировав федеральный скандал на пустом месте и напугав серьезных людей неадекватностью. Под ворох надуманных, пустых придирок власти региона отказались перечислять в бюджет Ангарска на реализацию социальных проектов деньги, полученные от Росатома. Дело в том, что в 2015 году правительству экс-губернатора Ерощенко удалось привлечь к социально-экономическому сотрудничеству эту одну из крупнейших в стране госкорпораций. И по соглашению Росатом обязался ежегодно перечислять в региональный бюджет установленные в качестве нормы налоги в размере 500 млн рублей, а также, если это будет возможно, дополнительные налоговые платежи. По негласной договоренности большую часть от полученных средств регион должен был транзитом передавать в Ангарск, где и расположено производство госкорпорации – химический электролизный комбинат. Однако правительство Иркутской области, получив от Росатома в 2016 году налогов на сумму свыше установленной нормы на 373 млн 371 тыс. рублей, деньги эти просто-напросто зажало, отбрехиваясь отписками от вставшего на уши муниципалитета, оставшегося без обещанных средств, и от ошеломленного Росатома, с которым таким наглым образом, по всей видимости, никто никогда не поступал.

Плевое дело
Фото: 3deemon.livejournal.com

Формальной причиной для такого самоубийственно рискованного поведения в отношении Росатома изобретательные подчиненные Левченко назвали отсутствие в соглашении обязательных приложений о планируемых налоговых отчислениях и списка социальных мероприятий. Что мешало региону, который получил деньги Росатома еще весной прошлого года, обратиться в госкорпорацию и запросить эти приложения, неясно. Можно лишь предполагать, что отсутствие этих приложений для товарищей из серого дома, наоборот, было чрезвычайно выгодно. Дело в том, что соглашение заключено с довольно расплывчатыми, общими формулировками.

Фига в кармане

Объясняется такая странность на самом деле довольно просто. Нужно понимать, что госкорпорация, являющаяся вертикально интегрированной компанией, это еще и огромная бюрократическая машина, где, если соблюдать все условности, договориться об оказании помощи любому региону станет практически невозможно. Так происходит не только в Росатоме, в любой компании подобных масштабов, пример с передачей бассейна в иркутском микрорайоне Солнечном в областную собственность от «Газпрома», который все не могут отдать, показательный. Выход корпорациями для таких ситуаций, конечно, давно найден, он и был применен в Приангарье. По сути, данное соглашение - это условный документ, свидетельствующий о наличии джентльменских соглашений, где стороны добровольно берут на себя взаимные обязательства и честно их исполняют. Но только вот в Иркутской области в ответ на честную игру Росатом получил фигу в кармане от казуистического правительства, единственным истинным талантом членов которого является умение переворачивать факты с ног на голову в угоду собственным интересам. Логично предположить, что руководство Росатома сделает для себя определенные выводы из трюкачеств иркутских политиканов.

- Меня пугает, что руководство Росатома, поняв, что деньги, которые они выделяют на улучшение жизни простых ангарчан, растворились в бюджете области, просто свернет выделение дополнительных отчислений для региона. Людей, которые принимали решение об отказе выделить деньги Ангарску, завтра может уже и не будет во власти, а Ангарск и Иркутская область как стояли, так и будут. Но мы потеряем доверие Росатома. Вот такая долгосрочная перспектива этой ситуации пугает, а не сиюминутное получение этих 373 млн рублей, - говорит депутат думы АГО Сергей Шарков.

Каверза ситуации состоит в том, что долгое время никто не мог понять, почему люди, о которых говорит Сергей Шарков, поступили так, как поступили. Еще 6 декабря 2016 года депутаты ангарской думы выступили с сенсационным заявлением о том, что правительство Приангарья не исполняет свои обязательства и не перечисляет предназначенные для Ангарска деньги Росатома в сумме 373 млн рублей, и потребовали от губернатора Левченко в этой позорной ситуации разобраться. Однако в начале января председатель правительства Иркутской области Александр Битаров неожиданно заявил, что Росатом ввел в заблуждение уважаемых депутатов Ангарска. Мол, не было никаких дополнительных 373 млн рублей на социальные проекты, а были всего лишь налоги. Иными словами, председатель правительства обвинил Росатом во лжи.

- Откровенно говоря, я сомневаюсь, что мы подписали соглашение, где было указано, что при наличии подобных налоговых отчислений мы направим эти деньги на развитие Ангарска, - заявил тогда Битаров. - Если бы это было сверх обязательных налоговых платежей, тогда, безусловно, Ангарску можно было бы на них претендовать. Но то, что входит в обязательные платежи, я считаю, это бюджет Иркутской области и только отчасти бюджет муниципалитетов.

Бюрократическая галиматья

Правдивость слов господина председателя правительства, откровенно говоря, вызывает сомнения. Думается, что ему должно было быть хорошо известно, что еще до конца 2016 года депутатам был направлен документ с ответом об исполнении соглашения, подписанный подчиненным Битарова, тогда еще просто зампредом правительства Антоном Логашовым. Правда, ясности тот ответ господина Логашова в ситуацию так и не внес. Сами депутаты, когда писали обращение к высшему должностному лицу региона, рассчитывали и ответ получить от него, а не от подчиненного, который славится своими профессиональными навыками, да только вот в негативном ключе. Полученный ответ в ангарской думе коротко и емко охарактеризовали как галиматья, потому как кроме разъяснений о равенстве муниципалитетов, о Бюджетном кодексе РФ и трактовке его положений он не содержал ровно никакой полезной информации. Единственное упоминание о Росатоме указывает на то, что госкорпорация, помимо налогов, отдала области, как и обещала, ангарский санаторий «Багульник». Что в очередной раз доказывает, что одна из сторон соглашения свои обязательства исполняла исправно.

Короче, противоречащие друг другу заявления членов правительства никакой ясности не добавляли. Редакция «МК Байкал» обратилась за разъяснениями с официальными запросами в Росатом и правительство региона. Представители Росатома дипломатично подтвердили, что, да, и санаторий передали, и дополнительные средства для Ангарска в бюджет области перевели. Ответ правительства на момент написания статьи в редакцию так и не поступил. Однако внести ясность в происходящее помогли официальные ответы ангарскому депутатскому корпусу и депутатам Заксобрания. Ангарские народные избранники, получив цидульку от Антона Логашова и не уловив суть в нагромождении бюрократизмов, еще раз обратились в правительство за получением более внятного ответа, а ранее, кроме того, направили письмо в Заксобрание. Оба сообщения, по сути, от правительства, потому что Заксобрание лишь приложило к документу ответ чиновников. Только и тут вышла интересная история: в ответе правительства, который на сей раз подписан Битаровым, главной причиной неперечисления денег Ангарску значится отсутствие приложений к соглашению с Росатомом. Якобы соглашение не соответствует установленной в регионе форме заключения таких договоренностей. А в очередном ответе зампреда и уже министра экономического развития Логашова речь идет о том, что администрация АГО, во-первых, не предоставила проектно-сметную документацию на проекты, которые планировала реализовать на деньги Росатома. А во-вторых, что в городе уже реализуются проекты при поддержке правительства региона, и в период с 2014 по 2016 год муниципалитет получил на эти цели свыше 700 млн рублей. По всей видимости, это и есть хваленая коммунистическая справедливость.

- Мое мнение, что правительство Иркутской области тщательно скрывало поступление дополнительных налогов от Росатома, чтобы ничего не давать Ангарску, и отмалчивалось до последнего, чтобы муниципалитет ничего не успел предпринять, - говорит один из инициаторов обращения к губернатору, депутат АГО Александр Куранов.

Игра в одни ворота

Разнообразие трактовок случившегося вносит сумбур и на первый взгляд выглядит результатом бюрократического подхода правительства Приангарья к ситуации. Однако на деле может оказаться, что правительство пыталось не только банально выгадать в финансах за счет денег Росатома, но и наказать муниципалитет, глава которого, по имеющейся информации, вызывает стойкую антипатию у некоторых амбициозных приспешников губернатора Левченко. Таким образом, выходит, что госкорпорация, которую до недавнего времени возглавлял нынешний замруководителя аппарата президента России Сергей Кириенко, могла стать жертвой подковерных интриг и попыток расправиться с неугодными оппонентами картонных иркутских политиков. Потому что при рассмотрении данной ситуации возникают вполне резонные вопросы. Например, почему правительство Иркутской области деньги от Росатома радостно получило, и никого в тот момент не смутило, что при заключении соглашения были подписаны не все необходимые документы? Почему областные власти сами не обратились в госкорпорацию и не попросили предоставить недостающую документацию? Почему правительство региона так упорно трактует документ лишь в свою пользу, будто наивно забывая, что дополнительные налоговые отчисления в бюджет региона для консолидированной группы налогоплательщиков, коей и является Росатом, дело сугубо добровольное, фактически жест доброй воли?

- Не меньше 80% того, что должны платить предприятия, по установившимся в данном вопросе договоренностям должно оставаться именно на территории, где действует предприятие, в данном случае в Ангарске. Потому что именно там люди живут, работают, и именно там нужно создавать инфраструктуру, обеспечивать соответствующее качество жизни работникам предприятия, - рассказал источник, в свое время работавший в правительстве Сергея Ерощенко и причастный к подписанию данного соглашения. – При нас никогда у муниципалитетов большого количества сумм из перечисленных предприятиями не изымали, а если изымали, то только по договоренности с мэрами. Даже у Бодайбо, где всегда было много денег, средства на большие проекты областного масштаба мы брали только при согласии мэра. То есть все строилось на диалоге.

Двойные стандарты камарильи

Невольно возникает вопрос, почему чиновники из правительства Левченко сочли возможным так обойтись с Росатомом, который очень дорожит своей репутацией, особенно в местах размещения своих производств. Почему посчитали возможным отобрать у жителей Ангарска то, что принадлежит им по праву?

- Обычно население считает, что производства Росатома априори вредные, людей это пугает. Они думают, что где есть такие заводы, то там по определению уже жить им небезопасно. В руководстве Росатома это хорошо понимают и очень трепетно относятся к опасениям людей. Для того чтобы помочь людям избавиться от таких страшных мифов, корпорация для завоевания их доверия ведет на территориях своих производств активную социальную политику, - говорит мэр АГО Сергей Петров. – Руководству компании очень важно, чтобы жители города видели не только выполнение экологических мероприятий, но и заботу о людях. Мы можем подтвердить высокий уровень социальной ответственности этой компании. И этот уровень ответственности транслируется через соглашение с правительством Иркутской области. А это соглашение гарантирует, что деньги поступят в город, где работает Росатом, и люди увидят сами, что присутствие госкорпорации делает их жизнь лучше, потому что позволяет реализовывать социальные проекты. Но эти договоренности правительством сегодня не исполняются.

Судя по, мягко говоря, неубедительным отпискам правительства, создается впечатление, что чиновники Левченко крайне щепетильны и чтут букву закона, боятся отступить от формальных правил, боятся их нарушить. А вот Росатом, такой этакий, все безграмотно делает, не хочет бедным людям в Ангарске помочь, правильно бумажки составить. Может быть, в эту версию кто-нибудь и смог поверить, если бы не двойные стандарты, которые нам демонстрирует камарилья Левченко.

Иначе как можно объяснить полное наплевательство на щепетильность и приличия, когда речь идет о других джентльменских соглашениях, но уже достигнутых лично Левченко, а не его предшественниками. Вот, к примеру, упорное желание коммунистического губернатора организовать управление аэропортом Иркутска именно с помощью компании «Новапорт», которую, несмотря на предупреждения Федеральной антимонопольной службы, как верблюда через игольное ушко, пытаются протащить через законодательные препоны. Почему-то не смущает региональное правительство и сомнительная сделка по выкупу за счет бюджетных средств медсанчасти «Саянскхимпласта», который давным-давно, по сути, является частным предприятием, а его владельцы как фиговым листком прикрываются мифом о градообразующем характере производства. Предприятие когда-то действительно было градообразующим, однако ситуация давно изменилась, и сейчас это, по сути, личный бизнес, приносящий неплохую прибыль, которую удобно прятать в кипрских оффшорах.

Однако попытки наказать неугодных мэров, сомнительные сделки с мелкотравчатой олигархией и нанесение репутационного урона госкорпорации «Росатом» - это явления не одного порядка. Важно понимать, что Росатом вкладывает огромные средства, чтобы бороться с устойчивым мнением о том, что там, где расположены ядерные производства, экология загублена. Именно поэтому компания направляет средства в развитие территорий, где расположены ее производства, чтобы люди понимали, что об их будущем и будущем их детей беспокоятся. И вот какое странное дело, во всей стране, где действуют производства Росатома, такой подход местные власти устраивает. А вот иркутскому коммунисту Левченко, судя по всему, он не по душе. В других регионах от Росатома никто бумажек не требует и в бюрократической безграмотности не обвиняет. Наоборот, всячески приветствуют и молятся о продолжении сотрудничества. Вопрос, почему? Потому что думают в первую очередь о людях, которые там живут и работают. Почему же об этом не думают чиновники регионального правительства? Ответ на этот вопрос, наверное, стоит предположить, знают в «Новапорте» и «Саянскхимпласте».

Конечно, региональным властям ничего не стоит наплевать на интересы жителей Ангарска и даже на мэра, которого они избрали, несмотря на желания другого менее удачного претендента в свое время попасть в это кресло. Но так цинично обойтись с корпорацией, которая дорожит репутацией и поэтому не раздувает скандал, им вряд ли без последствий удастся. Последствия эти не стоит ожидать в виде мести и подковерных интриг, опускаться до подобного местечкового уровня в крупной корпорации вряд ли станут. Но вот дела с такими персонажами уж точно больше иметь не будут и другим тоже не посоветуют. А в мире бизнеса, как известно, доверие - главное условие успеха, как и репутация.

А вот где все мы скоро окажемся с такой репутацией иркутских властей, вопрос далеко не праздный. От Росатома не убудет, но что ждет всех нас?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру