Запуганное министерство

Ярошенко гнобит врачей за то, что в иркутских больницах лечится очень много людей

Смерть от отравления метиловым спиртом более 70 жителей Иркутска задвинула на второй план событие, случившееся в областном центре в середине декабря. Тогда журналисты узнали, что главный врач городской больницы №1 Леонид Павлюк издал приказ о приостановке плановой госпитализации пациентов. В министерстве здравоохранения поспешили дезавуировать эту информацию, свалив всю ответственность за инцидент на руководство больницы. Между тем это событие стало ярким подтверждением кризиса, который случился во власти с приходом в серый дом красного губернатора Сергея Левченко. Вместе с собой он привел туда временщиков, преследующих вполне определенные корыстные интересы. Эти люди не просто не способны мыслить по-государственному. Они цинично используют свои кресла в личных целях. Они совершенно глухи к нуждам простых людей.

Ярошенко гнобит врачей за то, что в иркутских больницах лечится очень много людей

Скандал с приостановкой плановой госпитализации пациентов с 5 по 25 декабря в больнице №1 разразился, когда в больницу отказались положить жителя Усть-Илимска. Инцидент пришлось срочно комментировать Минздраву, но так как министр на тот момент находился в отпуске, объясняться перед общественностью пришлось его заместителю Галине Синьковой. По словам Синьковой, для Минздрава случившееся стало полной неожиданностью, так что замминистра поспешила назвать приказ необоснованным собственным решением главврача больницы №1. После этого главному врачу больницы №1 Леониду Павлюку, уважаемому специалисту, депутату городской думы, пришлось оправдываться, словно мальчишке. Всю ответственность за то, что двери больницы вдруг оказались закрыты для пациентов, Павлюк взял на себя, объяснив происходящее тем, что госпитализация приостановлена на время текущего ремонта и санитарной обработки помещений.

Держать вас буду в черном теле

На самом деле появление приказа главврача горбольницы №1 стало следствием решения регионального министра здравоохранения Олега Ярошенко о сокращении на 36% объемов оказания стационарной помощи в 2016 году. Дело в том, что в конце каждого года министр подписывает так называемые нормативы, то есть планы по затратам на госпитализацию. Согласно этим планам выделяются средства из Территориального фонда медицинского страхования. Если ошибиться в планировании, то есть занизить расходы, то денег не хватит. Именно это и произошло в данном случае. Средства закончились на квартал раньше. Короче, министр Ярошенко просчитался на целых три месяца. Почему он так опростоволосился?

Справедливости ради стоит сказать, что просчет Ярошенко беспрецедентен. Никто до него не был таким прижимистым, поэтому 2016 год в этом смысле стал историческим. Новоиспеченный министр сразу после своего назначения, в ноябре 2015 года не стал утруждать себя тягостными раздумьями и утвердил расходы на госпитализацию в регионе по готовым присланным из Москвы цифрам, которые в практике планирования считаются базовыми. И все об этом знают. Все, кроме Ярошенко. Эти цифры рассылаются федеральным министерством для того, чтобы в субъектах просчитали собственные затраты с учетом территориальных особенностей. В случае с Иркутской областью это большие труднодоступные территории, где необходимо учитывать затраты на оказание помощи в фельдшерских пунктах отдаленных территорий и санавиацию на Севере, да и много чего еще, о чем варяг Ярошенко, судя по всему, просто не подозревал. Как и не подозревал о том, что согласно устоявшейся практике эти нормативы всегда были выше московских, потому что все понимали, что средние российские цифры не применимы в регионе с такой неразвитой транспортной и медицинской инфраструктурой и с таким непростым по качеству демографическим составом. Новичку-министру его подчиненные пытались это объяснить, но он их не стал слушать. Видите ли, сами мы с усами, очень умные.

Так, 8 апреля 2016 года Ярошенко в безапелляционной манере выговаривал главврачам за перевыполнение планов. Вот что он вещал на расширенной коллегии регионального Минздрава, которая проходила в Иркутской областной детской клинической больнице.

– Наибольшие опасения вызывает показатель круглосуточного стационара, который на 26% превышает нормативы территориальной программы и на 36% – федеральный норматив. К сожалению, область пока еще существенно превышает показатели обеспеченности населения круглосуточными койками на 16%, – заявлял тогда министр.

На первый взгляд все вышеописанное содеянное может показаться формализмом, которым вообще страдают практически все члены команды Левченко, за что бы ни брались – будь то планирование бюджетных расходов или ремонт котельной в Вихоревке, но в случае с Ярошенко все не так просто. Судя по всему, у него совершенно иные стратегические цели и задачи.

Фото: Сергей Козодёров

И чтобы завтра никакой эпидемии не было

– Я долго молчал, не собирался ничего рассказывать, но скандал с ситуацией вокруг больницы №1 и позиция Минздрава заставили меня заговорить, я просто хочу открыть глаза, – рассказал «МК Байкал» источник, близкий к Минздраву. – Истинное положение дел такое, что еще год назад можно было предсказать, что именно к этому решение Ярошенко и приведет. На брифинге Синьковой было заявлено, что случай в больнице №1 – единичный. Нет, это система, причем от нее страдают все лечебные учреждения как минимум уже квартал. Первая ласточка была уже в ноябре, когда председателя правительства Александра Битарова на заседании областного объединения профсоюзов спросили, почему Усть-Илимская больница прекратила плановый прием пациентов. Битаров был, естественно, не в курсе, поэтому тему удалось замять.

По словам источника, год назад работники министерства два дня уговаривали Ярошенко не утверждать планы затрат на основе московских, однако министр заявил, что это его волевое решение. Непонятно, дошло ли сегодня до Ярошенко, что же он натворил. Но, по данным источников, на недавней коллегии Минздрава он снова лично призывал главных врачей прекратить перевыполнение показателей по плановой госпитализации. Только вот неясно, что больше волнует министра – перевыполнение плана или собственное реноме, которое оказалось подмоченным из-за неспособности спланировать работу.

– Человек он некомпетентный, особенно в организации здравоохранения. Для примера – год назад в министерстве идет планерка, как раз была очередная эпидемия гриппа. Встает и докладывает главный эпидемиолог, рассказывает, что делается, какой эпидпорог. Ярошенко слушал, слушал и говорит: «Знаете что? Вы плохо все работаете, даю вам два дня, и чтобы никакой эпидемии у нас не было». Вот уровень его компетентности, – рассказывает бывший работник министерства. – Да, он не дурак, он сообразительный, у него по жизни есть какая-то определенная мудрость, он схватывает все, но уровень знаний вот такой. Эффективен он только в том плане, что он понимает, что ему нужно максимальное подчинение, и потому он устроил психологический террор в министерстве и психологический террор главных врачей.

Недовольство Ярошенко среди медицинской общественности растет, вот только бороться с авторитарным министром никто не отважится. Потому что излюбленный метод работы у него один – вынудить человека уволиться или уволить по статье. Так было, например, в Черемхово, куда министр добрался только через несколько суток после гибели детей и, не разбираясь, уволил главврача якобы за систематические нарушения в работе. Формально все хорошо, раздал всем сестрам по серьгам, на деле выходит, что уволенного бывшего главврача Ступина через некоторое время при протекции министра устраивают в эту же больницу, но уже заместителем главного врача. А уж те назначенцы министра, которых он из забытья вытащил на свет божий, у медицинской общественности вызывают лишь недоумение. Чего стоит назначение главным врачом Ангарского перинатального центра Натальи Бреус, которая была отправлена в отставку предыдущим министром после вопиющего случая гибели роженицы, о смерти которой подчиненные Бреус сообщили мужу лишь через несколько часов после ее гибели. Формально Бреус была выбрана по конкурсу, но неофициально известно, что Бреус пришлось устраивать на прежнее место после того, как не удалось усадить ее на место главврача Иркутского перинатального центра, откуда пытались выдавить Ирину Ежову. По неофициальным данным, за время нахождения Олега Ярошенко на должности министра уволилось около 30 человек из руководящего состава сферы здравоохранения. Учитывая, что их всего около 150 человек, это фактически каждый пятый. А в министерстве всем, по поводу и без, выносятся официальные взыскания через приказы. Ну какой здравомыслящий человек будет дергаться в таких условиях? Поэтому все сидят тихо, надеясь пересидеть министра.

Три товарища

Олег Ярошенко был назначен на пост министра при весьма странных обстоятельствах. По неофициальным данным, всего на это место претендовали 17 человек. Встречи с каждым, как ни странно, проводил лично Левченко, который после первого разговора с Ярошенко, нисколько не впечатленный претендентом, сказал ему «До свидания». Но всего через неделю губернатор уехал в Москву, а по возвращении Левченко из столицы Иркутская область получила нового министра. Близкие к Минздраву источники утверждают, что, вероятно, в Москве у Ярошенко есть влиятельные покровители, которые и помогли ему получить министерский портфель. Однако с влиятельными друзьями у министра все хорошо и в Иркутске. Например, его близким другом, по слухам, является руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов.

– Они действительно в очень хороших отношениях, полгода они сидели советниками губернатора Ерощенко в одном кабинете на пятом этаже серого дома. Чернышов – это его основная поддержка. Морально-нравственными качествами эти люди, конечно, не обременены. Есть у них еще один друг, министр госзакупок Авдеев, – рассказывает источник.

Что может объединять этих людей? Источники в министерстве утверждают, что с приходом Ярошенко произошла очень жесткая централизация закупок. Гайки закручены настолько, что главврачи больниц теперь вообще не влияют на этот процесс. Делается это все под видом борьбы с коррупцией и стремлением повысить эффективность использования бюджетных средств. Вот только больницам от этой централизации стало очень плохо. Вместо заказанных таблеток приходят третьесортные дженерики, лечить людей которыми – преступление. Не раз были случаи, когда больница, заказавшая дорогостоящее оборудование, получала другое, которое в этом учреждении вовсе и не требуется. А происходит это из-за того, что закупки проводятся у совершенно определенных фирм, и там уже не важно, за что отвалить бюджетные миллиарды, главное, соблюсти формальные процедуры. Схема настолько топорная, что непонятно, почему не вмешиваются правоохранительные органы, рассказывают изучавшие этот вопрос аудиторы.

В централизации системы закупок очень заинтересован Дмитрий Чернышов. Вот что он говорил в интервью нашей газете 22 марта 2016 года:

– Еще одним таким инструментом должно стать введение централизации крупных закупок, потому что в действующей системе распределения бюджетных средств я вижу порочность. Вот, к примеру, одно из лечебных учреждений, то есть больница, закупила у единственного поставщика на 250 млн рублей чего-то там материально необходимого, мы не знаем, по какой цене, у кого, чего ради. Такие подходы необходимо менять, я за то, чтобы правила для всех были одинаковы. Для этого необходимо централизовать все крупные закупки министерств, а затем установить единые правила для областных учреждений. Это архисложная задача. Противников у этого нововведения будет тьма, пусть даже скажу крамольную вещь, но это ведь чей-то незаконный заработок. Я прекрасно понимаю, что у меня в результате этого появится еще больше недоброжелателей, потому что Чернышов у кого-то что-то забрал, что на протяжении долгих лет кем-то рассматривалось как свое, хотя это совсем не свое, а государственное. Вряд ли в результате всего задуманного и предпринятого мне стоит ожидать чиновничьей любви, но я к этому готов.

Фото: smol.aif.ru

Частные инновации – вред

Так в число «недоброжелателей» Чернышова попали не какие-то коррупционеры, а высокопрофессиональные частные клиники, которым Ярошенко перекрыл доступ к системе ОМС. Пять из шести клиник получили отказ регионального Минздрава на предложение оказывать медицинские услуги по системе ОМС.

Буквально неделю назад на портале change.org появилась петиция от лица Байкальской ассоциации медицинских организаций с требованием дать частным клиникам Иркутской области возможность оказывать медицинскую помощь по полисам ОМС. Наша редакция для прояснения ситуации связалась с одной из частных клиник, входящих в ассоциацию. Директор ООО «Просто Лаборатория» Елена Дыдыкина рассказала, что их клиника вошла в ОМС и подала заявку на объемы медпомощи по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2017 год в установленном порядке. 28 ноября 2016 года получен официальный отказ министерства здравоохранения. Отказано на основании того, что потребность населения Иркутской области в данной медицинской помощи удовлетворена в соответствии с нормативами четырьмя крупными медицинскими организациями и что заявленная потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи по профилям травматология и ортопедия не обоснованна. Во внимание не были приняты более 200 заявлений пациентов, которые нуждаются в данном виде высокотехнологичной медпомощи, хотели бы воспользоваться своим правом выбора медицинской организации, но не могут позволить себе получить данный вид помощи на коммерческой основе.

Не получил своевременной поддержки от министерства здравоохранения Иркутской области и проект по строительству современного медицинского центра в Листвянке совместно с корейскими партнерами. Два года российская сторона вела напряженную подготовку. Проект вошел в федеральную программу «Байкал – великое озеро великой страны». Для старта проекта требуется поддержка регионального Минздрава. Процедура формальная, но необходимая. Планировалось, что будет подписан трехсторонний меморандум со стороны Байкальской ассоциации медицинских организаций, Минздрава и корейских партнеров. Делегация должна была прибыть в Приангарье в декабре во главе с замминистра здравоохранения Южной Кореи. Однако визит пришлось переносить. Сложилась парадоксальная ситуация: в проекте заинтересованы в Корее, в правительстве России, а вот министр Ярошенко в многомиллиардном престижном инвестпроекте, кажется, вовсе не заинтересован. Его развитие частных клиник нисколько почему-то не интересует.

– Мы спокойно встречаемся с чиновниками на всех уровнях, начиная от заместителей председателя правительства, министрами других ведомств, а к министру здравоохранения нас даже на прием не записывают, говорят, что прием полностью расписан. Ни с каким другим министром таких проблем нет. Над проектом работает большая команда специалистов. Презентацию проекта в министерство здравоохранения отправили из аппарата правительства РФ. Мы получили ответ, что дать оценку проекту по материалам, поступившим в министерство, не представляется возможным, что форма презентации не соответствует федеральному законодательству о государственно-частном партнерстве. Какая может быть официальная форма у презентации инвестиционного проекта, если решение об осуществлении данного проекта в форме государственно-частного партнерства еще не принято? – говорит Елена Дыдыкина.

Именно по причине того, что министерство здравоохранения предпочитает не замечать, представители частных клиник написали петицию на имя губернатора Левченко, министра здравоохранения России Скворцовой и начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева с просьбой разобраться в ситуации. После появления петиции из ФАС сразу связались с авторами петиции, попросили прислать все документы, чтобы детально разобраться в ситуации. А по данным источников в местном Минздраве единственной реакцией на петицию там стало распоряжение рядовым сотрудникам сидеть в интернете и оставлять на сайтах под новостями о петиции комментарии, порочащие частников.

– Почему стандарт развития конкуренции министерством здравоохранения Иркутской области не поддерживается и почему частные клиники получают объемы с такими сложностями, вызывает вопросы. Может, потому, что свои закупки они проводят самостоятельно и торгуются за каждую копейку? – говорит Елена Дыдыкина.

Коллеги Ярошенко по министерству за глаза называют его бюрократом и формалистом, которого интересуют только цифры в отчетности и отсутствие недовольства со стороны вышестоящего начальства. Реальное положение дел в поликлиниках и больницах, по их словам, его не волнует. Однако существует опасение, что министр Ярошенко не просто трусливый бюрократ и формалист. Не исключено, и вполне может быть, что он поставлен на этот пост для каких-то определенных целей какими-то конкретными людьми. Но, к сожалению, это уже не в компетенции газеты.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру