Очумелый шантаж

Правительство коммуниста Сергея Левченко устроило ад в небесах

18 ноября авиакомпания «Ангара» из-за многочисленных обращений пассажиров возобновила продажу билетов на рейс из Иркутска в Ербогачен, которая была приостановлена 15 ноября из-за многомиллионных долгов правительства Иркутской области перед перевозчиком. Рейсы будут выполняться всего раз в неделю, по коммерческой стоимости 13 тыс. 600 рублей в одном направлении вместо действовавшего ранее льготного тарифа в 8 тыс. 50 рублей и всего лишь до конца 2016 года. Что это значит? Это значит, что правительство коммунистов, лишив пенсионеров льгот на проезд в автобусах, теперь добралось и до жителей и без того обделенного радостями иркутского Севера. Это совсем не значит, что пострадают от этого только жители маленького села на правом берегу реки Нижней Тунгуски. С этого черного дня в регионе наступило новое время, которое отбросило жителей области не просто в девятнадцатый век, а может, и куда подальше. Для коммуниста Левченко и его недалекого окружения, однако, совсем не проблема, что в регионе теперь появятся такие территории, куда можно будет добраться только на оленях. По большому счету это начало страшного конца, когда некогда мощный индустриальный регион вдруг превратился в чудовищное захолустье, где людям предписано умирать в тайге без еды и медицинской помощи.

Правительство коммуниста Сергея Левченко устроило ад в небесах

И совершенно на полном серьезе это правительство безумцев предложило авиакомпании «Ангара», которая выполняла субсидируемые рейсы в Ербогачен и Маму в течение всего года, теперь задним числом, накопив задолженность перед компанией за эти рейсы в размере 26 млн рублей, пересмотреть условия этих полетов. И денег этих, разумеется, не платить или заплатить в случае, если условия будут приняты. Что они предлагают? Внимание, здесь самое интересное, вернее, самое страшное. Они предлагают компенсировать авиакомпании затраты на полеты не за каждый рейс, как было всегда в размере 270 тысяч рублей, что составляет всего половину от его себестоимости, а платить только за льготных пассажиров, находящихся на борту. Причем кто эти льготные пассажиры, чиновники правительства не знают, они еще не придумали.

Ниже из соображений наглядности мы приводим прямую речь без купюр, да простит нас читатель за доставленные трудности при прочтении, министра регионального ЖКХ Андрея Капитонова:

«Если раньше субсидировался полностью авиарейс и возмещалась разница выпадающих доходов за авиарейс, то здесь ситуация меняется, будет каждому пассажиру предоставлена льгота. Льгота будет адресная, и льгота будет предоставляться человеку. Если раньше субсидировался полет, то сейчас будет льгота идти за конкретного человека.

Это условия нормальные. К примеру, я, министр, полечу в командировку в Маму или Ербогачен, за меня правительство оплачивает. Я не являюсь льготником. Почему за меня должны оплачивать по льготной цене? То есть командировочные должны лететь по полной коммерческой стоимости. А те люди, которые действительно живут на севере, нуждаются в льготе, чтобы регулярно выезжать с отдаленных территорий в областной центр. То есть чтобы все-таки льгота шла за человека, а не за рейс.

На сегодняшний день это граждане Российской Федерации, но в 2017 году, скорее всего, категория получателей льготы будет сужена. Может быть, это будут только жители Иркутской области, может быть, будет оговорка, что не входят в категорию льготополучателей граждане иностранных государств. В мыслях есть убрать еще командировочных.

Это уже будет адресность. Если раньше 40 посадочных мест, но в самолете летит 10 человек, то льгота предоставляется на весь маршрут, несмотря на то, что 30 кресел пустые. А сейчас если летит 10 человек, то, соответственно, за 10 человек льгота будет получена. Надеемся, что нет, не вызовет сокращения числа рейсов, это оптимизация затрат, и, согласитесь, это более правильно. Почему мы должны оплачивать пустые места или коммерческие грузы. Мы же не знаем: самолет летит, допустим, у него не полная загрузка, значит, соответственно, есть возможность взять какой-то коммерческий груз, а субсидируется весь полет. То есть теоретически получается, что часть груза тоже субсидируется из бюджета. Это я предполагаю, не утверждаю».

Кошмар наяву

Это не кошмарный сон, вы не спите и не бредите. Это все наяву, происходит здесь и сейчас. И все это творит губернатор, которого мы с вами выбрали. И у которого такие вот министры, почему-то не понимающие, что по такой схеме ни один самолет ни одной авиакомпании в воздух никогда не поднимется. И не только потому, что самолет не автобус, но и потому, что в задачи частной авиакомпании не входит обеспечивать элементарные условия для жизни в отдаленных территориях. Это первоочередная и насущная обязанность властей.

«После того как была закрыта продажа билетов, к нам обратилось более 100 пассажиров, люди приходили к кассам, звонили в колл-центр. Мы записывали все данные обратившихся, поэтому о возобновлении продажи билетов мы сообщили им в первую очередь, – рассказали в авиакомпании. – Полеты возобновлены по цене 13 тыс. 600 рублей, но компания все равно будет работать себе в убыток, потому что раньше этот рейс практически на 50% субсидировало правительство».

Остается открытым вопрос с возобновлением продажи билетов на рейс Иркутск – Мама. Последний рейс по этому направлению запланирован на 20 ноября, будет ли также открыта продажа по коммерческой стоимости или рейсы выполняться не будут, пока неизвестно. Также под угрозой оказались вертолетные перевозки в Катангском и Киренском районах.

Вот так коммунистическая удавка, которую год назад на себя добровольно надели жители Иркутской области, теперь все туже затягивается у них на шеях. При этом члены правительства прикидываются овцами и утверждают, что они здесь ну совсем ни при чем. Якобы пересмотреть схему субсидирования их заставила прокуратура. Она, по словам министра Капитонова, вынесла протест, и именно она заставила губернатора подписать указ, который отменил государственное регулирование тарифов на услуги воздушного транспорта, и принять постановления, отменяющие существовавший ранее порядок субсидирования авиационных перевозок на местных авиалиниях в районы Крайнего Севера. Вот видите, прокуратура все это устроила.

С редкостным коварством коммунисты рыли яму, как они, вероятно, думали, своему злейшему врагу, экс-губернатору региона и фактическому владельцу «Ангары» Сергею Ерощенко. Видимо, думали его наказать, а наказали простых, бедных, полуголодных жителей Нижней Тунгуски. Еще летом текущего года Восточно-Сибирская транспортная прокуратура вынесла протест, и еще летом Левченко подписал указ, отменяющий порядок субсидирования перевозок, установленный в далеком 2003 году. Сразу после этого руководство «Ангары», не видя, судя по всему, подвоха, пошло на частичный пересмотр достигнутых в конце 2015 года соглашений с правительством. И продолжило осуществлять полеты в долг. А зря.

Платить, как выяснилось, никто и не собирался. В октябре, заподозрив неладное, «Ангара» прекратила полеты. Однако председатель правительства Иркутской области Александр Битаров, посетовав на нерасторопность министерства Капитонова, пообещал погасить долги в конце октября — начале ноября текущего года.

Вместо этого перевозчик получил дополнительное соглашение о пересмотре партнерских условий, а следом за ним через журналистов были озвучены и условия возврата долга. Министерство Капитонова заявило, что существующая перед авиакомпанией задолженность будет выплачена только в случае, если перевозчик подпишет предложенное правительством новое соглашение. Министерство также цинично признало, что не выплачивало все это время долги авиакомпании из-за намерения правительства изменить систему субсидирования перевозок. Теперь правительство хочет сделать это задним числом. А если задним числом, то, скорей всего, и речи об уплате долга в случае изменения схемы с момента подписания Левченко указа и не может быть. Что это, как не очумелый шантаж, который затеяла кучка людей, лишенных не только здравого смысла, но и инстинкта самосохранения.

Футбол в суде

«Сейчас мяч на стороне авиакомпании, сидим, ждем, когда она подпишет соглашение. То есть, как только будет подписано соглашение, они могут осуществлять дальше перевозку, – говорит Капитонов, который, судя по его речам, весьма отдаленно понимает, куда попал и насколько значимое для жизни людей министерство возглавляет. Только вот министерством ЖКХ руководить – это не мяч бросать из стороны в сторону.

«Ангара» ничего подписывать не будет. Вместо этого перевозчик обратился в Иркутский областной суд о признании незаконными действий правительства. Руководство авиакомпании считает, что региональные власти нарушили федеральное бюджетное и антимонопольное законодательства. Предварительное судебное заседание назначено на 14 декабря 2016 года.

«Определение размера субсидии для ЗАО «Авиакомпания «Ангара» по новым правилам без проведения соответствующей процедуры, то есть конкурса, является грубейшим нарушением законодательства, – следует из письма руководства компании, направленного в адрес регионального правительства. – Однако никакого конкурса на право заключения соглашения о предоставлении субсидий по новым правилам определения перевозчика не проводилось, каких-либо заключений Службой по тарифам Иркутской области не принималось».

По мнению руководства компании, допущенные региональным правительством грубейшие нарушения законодательства приведут к тому, что получатель субсидии будет обязан вернуть ее в бюджет. Незаконно полученные субсидии подлежат возврату в соответствии с действующим законодательством в течение 30 дней со дня извещения министерством юридических лиц, получивших субсидии, о выявленных нарушениях.

Таким образом, в случае применения новых условий предоставления субсидий в отношении ЗАО «Авиакомпания «Ангара» без соблюдения соответствующей конкурсной процедуры авиакомпания «Ангара» несет риск полного возврата субсидий в бюджет Иркутской области за уже произведенные авиаперевозки в период с 15 июля 2016 года по настоящее время.

Кроме того, принятые постановления правительства не могут распространять свое действие на правоотношения авиакомпании и министерства задним числом. Договорные отношения между правительством и авиакомпанией скреплены документом от 30 декабря 2015 года. Именно с момента подписания указанных соглашений между авиакомпанией и министерством возникли правоотношения по предоставлению субсидий. Срок действия указанных соглашений установлен до 31 декабря 2016 года, поэтому они не могут быть пересмотрены с 15 июля 2016 года на основании данных постановлений правительства. Это противоречит общим нормам гражданского законодательства Российской Федерации.

То ли еще будет

Весьма пикантно, что кроме всего вышеперечисленного юристы «Ангары» натыкали министра Капитонова носом еще в один допущенный им юридический ляп. И Капитонов его был вынужден признать, когда заявил на брифинге, что в постановлении, которое разработало министерство, конкретные получатели льгот не определены. На этом брифинге он стал плавать и нести почти несуразицу (смотри выше речь Капитонова без купюр). Однако именно это обстоятельство может стать существенным преимуществом для авиакомпании при отстаивании своих прав в суде.

«Представленное дополнительное соглашение содержит совершенно новую смету расходов и календарный план, согласно которым расчет суммы субсидии произведен по новому, рассчитанному по ранее не применявшемуся на территории Иркутской области порядку, – следует из письма руководства компании, направленного в адрес правительства. – Согласно данному соглашению предполагается, что право на льготу на проезд, которая возмещается за счет субсидии из регионального бюджета, получает любой купивший билет гражданин, в том числе иностранный гражданин, работник, направляющийся в командировку за счет средств работодателя».

Руководство компании указывает на то, что согласно действующему российскому законодательству под льготами понимаются меры социальной поддержки, преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан. Право на использование меры социальной поддержки должно быть подтверждено законодательным актом. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять, то есть сужать или расширять круг лиц, на которых распространяются льготы.

Однако законодательного акта Иркутской области, установившего неопределенному кругу лиц льготное право на проезд воздушным транспортом на местных воздушных линиях, не имеется. Более того, если любой имеет право оплатить проезд воздушным транспортом в размере провозной платы, следовательно, никакой льготы попросту нет.

Нам неизвестно доподлинно, какими мотивами руководствовался Сергей Левченко, когда своим указом отменял сложившийся задолго до него и устоявшийся порядок субсидирования перевозок в этот суровый край, когда своей подписью он перечеркнул настоящее и будущее своих граждан, северян, и вымарал с карты Иркутской области Ербогачен, Маму, Катангский и Киренский районы. И фактически поставил крест на целостности иркутского региона, ибо туда, где инфраструктуры нет, приходит безвластие. Нам неизвестно, кого он хотел наказать и сколько денег в бюджете, и на какие цели хотел скоромчить. Но совершенно очевидно, что, как всегда, от этого пострадали безвинные, бесправные и беззащитные. Бессмысленному и неоправданному секвестру уже подверглись инвалиды, пенсионеры, фельдшеры, жители Севера. Из жизни людей выдавливают автобусы, водокачки и самолеты. То ли еще будет, страшно даже загадывать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру