Образование на перекрестке, где все расцветает

Марк Сартан задумал создать школу, обучающую детей искусству ответственной жизни

19.07.2016 в 09:37, просмотров: 2366

Губернатор Приангарья Сергей Левченко по итогам градостроительного совета дал добро на выделение без торгов земли под строительство в Иркутске «Умной школы». Передать участок в аренду застройщику – благотворительному фонду «Новый дом» – планируется осенью нынешнего года, тогда инвестор сможет непосредственно приступить к проектированию и строительству зданий. Возвести уникальный для России образовательный комплекс, архитектурную концепцию которого создало датское бюро Cebra при поддержке КБ «Стрелка», планируется в 2019 году. Здания комплекса будут построены так, что сформируют круг, который символизирует историю единения людей на Земле между собой, что особенно важно для детей-сирот, которые будут учиться в «Умной школе» вместе с детьми из обычных семей. Но самое главное, что и обучаться в «Умной школе» дети будут по особой программе, которая должна помочь им выявить свои таланты и умения, развить их, а кроме того, научить проектному подходу к работе и жизни. По задумке авторов «Умной школы» школьники должны уметь ставить перед собой цели и задачи и уметь находить способы их достижения. При этом образовательная программа «Умной школы» позволяет детям готовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ, как программа в любой общеобразовательной школе. Проект подобного масштаба впервые планируется реализовать не только в Иркутске, у него вообще нет аналогов в России, поэтому сложностей у авторов идеи возникает немало. Однако его создатели в своем успехе не сомневаются, говорит руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан.

Образование на перекрестке, где все расцветает
Макет будущей школы. Фото компании

– Марк Наумович, почему для реализации такого сложного, инновационного проекта, как «Умная школа», был выбран именно Иркутск, достаточно удаленный от центра России?

– Иркутская область – регион, в котором сложилось одно из самых трудных положений с детьми-сиротами. Если посмотреть статистику по удельному количеству детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, то становится очевидно, что Иркутская область занимает здесь печально лидирующее место. И, кроме того, для того, чтобы реализовать такой проект, как «Умная школа», должен быть большой город, нужна среда, нужно много детей. Нужно, чтобы создание образовательного комплекса дало в будущем ощутимый эффект, именно поэтому и выбран Иркутск.

– Сергей Левченко по итогам градостроительного совета 14 июля подписал распоряжение о соответствии «Умной школы» законодательству Приангарья, что дает возможность выделить компании земельный участок под строительство. Расскажите, почему компанией был выбран участок именно на берегу Чертугеевского залива – престижном месте, где получить 20 га земли может не каждый? И почему такое странное назначение у самого участка – под строительство многоквартирных жилых домов? Российская реальность такова, что большинство не верит в альтруизм, особенно когда дело касается такого участка земли.

– К вере я могу только призывать. Есть инвестор – это благотворительный фонд «Новый дом», который готов вкладывать собственные средства. Еще напомню, что все, что обещано, будет выполнено исключительно в соответствии с законодательством РФ, незаконные способы мы не рассматриваем. Поэтому я, честно говоря, не понимаю этого стойкого недоверия, когда уже давно, в общем, все продемонстрировано и показано. Причины выбора участка абсолютно прозаические: было предложено семь участков, и либо это были участки, что называется, в чистом поле, либо в городе, но там было жилье, которое надо было бы расселить, что сделало бы проект просто космическим по цене. Проект «Умная школа» создается на частные деньги, он благотворительный и не предполагает окупаемости. Поэтому и был выбран единственный участок, который находится в черте города, имеет хорошую транспортную доступность, не конфликтует с существующей городской застройкой и соответствует масштабу проекта по площади. Назначение земли не должно никого никоим образом беспокоить, потому что это называется «разрешенный вид использования». Есть еще «условно разрешенный вид использования» под строительство социальных объектов. Оба варианта имеют право на существование, просто выбирается тот, который будет оформлен в правилах землепользования и застройки. Сейчас земля включена в правила землепользования и застройки Иркутска с данным видом использования, но после того как изменения в правила будут внесены, будет изменен вид разрешенного использования. В целом тенденция, когда город выбирает строительство социально значимых объектов вместо уплотнительной жилой застройки, весьма актуальна во всем мире. Отрадно, что Иркутская область и в этом выделяется среди российских регионов.

– На заседании совета министр образования области также сообщила, что в адрес вашей компании и благотворительного фонда «Новый дом» направлено рамочное соглашение, содержащее в том числе предложение о передаче «Умной школы» в региональную собственность. Произойдет ли это и когда? И в каком качестве ваша компания будет участвовать в проекте и после передачи зданий?

— Я бы хотел уточнить несколько вещей. Во-первых, нам было направлено не соглашение, а проект соглашения, фактически – предложение. Важно понимать, что «Умная школа» – это оригинальный, уникальный и первопроходческий проект, поэтому в ходе его реализации возникает очень много вопросов, и все их необходимо согласовывать. Образовательный комплекс мы действительно планируем передать в собственность Иркутской области, но об условиях передачи говорить пока рано. Можно сказать только одно: условия передачи должны быть такими, чтобы комплекс не стал обременением, а наоборот, стал драйвером и ресурсным центром для региона.

Надо понимать, что школа – это не только здание, и в собственность региона будут переданы не столько объекты построенные, сколько действующая школа с концепцией. Механизмы, позволяющие сохранить в школе определенную концепцию, существуют, и наша задача их формализовать и заложить в проект, а после оставаться здесь с авторским надзором. «Умная школа» в Иркутске, независимо от собственника, должна оставаться социальным проектом, чтобы это была школа для детей-сирот, чтобы присутствовали приемные семьи, чтобы обычные дети попадали без какого-либо искусственного отбора по способностям.

Руководитель проекта ''Умная школа'' Марк Сартан. Фото компании

– А что вообще «Умная школа» будет из себя представлять?

– Образовательные и хозяйственные постройки на территории образовательного комплекса будут объединены в круг. Это, я бы сказал, метафора человеческого поселения, построенного вокруг общей поляны, как люди сидят у костра. Концепция предполагает, что есть центральное пространство – проницаемое и проходимое, вокруг него стоят здания, и они объединены не только круговым расположением, но и некоторой общей крышей над зданиями. Круг – это единое, общее, замкнутое пространство, но школа не имеет права быть замкнутой, она должна быть открыта миру, поэтому у нас этот круг проницаемый. Вообще, хорошая архитектура – это та, которая рассказывает историю. Вот эта архитектура рассказывает историю единения, историю общности. Для детей, особенно приемных, очень важно, чтобы они чувствовали, что общее пространство прикрывает их, создает чувство защищенности, а с другой стороны, оно открыто и не отворачивается от мира.

Сегодня также есть мировая тенденция к тому, как должно быть устроено пространство внутри зданий. В частности, долой коридоры. Коридор – это не более чем транспорт потока детей из одного класса в другой. В современной школе должны быть не коридоры, а общественные пространства, где дети будут встречаться. Как говорит один американский деятель образования: «Настоящее образование происходит на перекрестке». Там, где все встречаются, там все и расцветает.

– Вы не раз отмечали, что проект создан для социализации детей-сирот, для помощи семьям с приемными детьми. Для них на территории образовательного комплекса даже планируется построить жилой поселок. На каких условиях они смогут туда попасть?

– Обучение, конечно, бесплатное. Что касается маневренного жилого фонда, то с приемными семьями будут заключаться договоры с условиями участия в проекте, главное из которых – определенное количество детей в семье. Платить за жилье они будут как обычную аренду, ничего сверх меры. Поверьте, есть большое количество приемных семей, и в Иркутске и Иркутской области в том числе, которые мечтают взять еще детей, но им не позволяют это сделать их собственные жилищные условия. Если мы им такие условия предоставим, они смогут воспитывать еще больше детей, оставшихся без попечения родителей.

— Каким образом будет производиться отбор детей?

– Наша мечта – чтобы не было никакого отбора. Вообще, это самое простое, что можно сделать, – пошарить по соседним школам, найти лучших, забрать их к себе и сказать, что у нас школа высших достижений. Это вообще не наш метод. Мне, честно говоря, такую школу было бы неинтересно проектировать, потому что это совсем прямолинейно и так многие делают. Перед нами стоит задача создать такие условия в школе, чтобы каждый в ней себя нашел. Отбор возможен только для старших классов, чтобы новые дети быстро вошли в соответствующую для них программу. А дети, лишенные родительского попечения, должны попадать в «Умную школу» без всякого отбора.

– А можно подробнее рассказать о самой образовательной программе. Ведь для «Умной школы» должна быть разработана специальная программа, не такая, как в обычных школах.

– У нас существуют закон «Об образовании» и федеральные государственные образовательные стандарты, которые поэтапно вводятся на разных ступенях. Они предусматривают право каждой школы на собственную образовательную программу. Сегодня старая школа индустриальной эпохи, когда дети групповым методом обрабатываются и только сидят и слушают, что им говорит учитель, считается архаичной и не соответствующей вызовам времени. Поэтому есть понимание, что образование должно быть в коллективной форме, но индивидуальным изнутри. Наша задача – сделать по большому счету две важные вещи. Первое – разработать систему обучения так, чтобы программа была индивидуальной, чтобы дети могли найти себя, определить свои склонности и способности, понять, что им интересно, и потом в этом направлении углубляться. Вторая задача – научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Умение ответственно распоряжаться собственной жизнью означает умение рассматривать жизнь как проект с целями, задачами, ценностными основаниями, с привлечением ресурсов, пониманием способов достижения целей, проверкой результатов, в том числе ценностных оснований. Для того чтобы выпускник это умел, он должен постепенно учиться этому все 11 лет в школе, и у нас разработана система такого обучения. Например, проектная деятельность, которая сегодня в обычной школе, если выразиться помягче, фальсифицируется: за проект выдается то, что проектом не является. Проект – это сложная история с постановкой целей, с движением по плану, с оценкой целей и рефлексией. После того как ребенок научится проектному подходу, он сможет применять его к определению собственного профессионального будущего, а потом и к жизни вообще. То есть технология, которая постепенно выводит на жизненный проект как на образовательную цель.

– Вы упомянули об умирании старой школы. Между тем нельзя забывать и о профессиональных кадрах. Есть у вас уверенность, что вы сумеете найти таких специалистов, которые смогут воплотить вашу концепцию в жизнь?

– Начнем с того, что вы сейчас попали в больное место системы образования вообще. Вы сделайте шаг и протяните ниточку к педагогическому образованию, вспомните, кто профессора и где вообще воспроизводится старая система. Поэтому мы разработали свой метод: по идее – простой, по исполнению – сложный. Мы помогаем всем иркутским учителям обучаться современным методам построения деятельностного урока. Мы провели очень много курсов и видим потенциал у иркутских учителей. Мы честно обучаем современным методам всех желающих и понимаем, что в процессе этого обу­чения к нам притянутся те, кому интересен проект «Умной школы» настолько, что они готовы и дальше учиться. Эти люди и станут основой будущего коллектива, они и будут создавать образовательные программы. Понимаете, тут тоже есть одна важная вещь, которую необходимо всегда держать в голове: нельзя придумать прекрасную образовательную программу и велеть учителю ее исполнять. Это не работает. Поэтому наша мысль в том, что мы придумываем концепцию, суть и идею технологии, а с чем входить в класс, что говорить, какой материал на уроке подавать – это работа учителя.

– Почему возникла идея создать «Умную школу»?

– Есть инвестор, благотворительный фонд, который сказал: мы хотим помочь детям-сиротам. Это законное, естественное желание состоятельных людей, которые понимают, что надо помогать сообществу, особенно незащищенным слоям населения. Благотворители этого хотят и готовы идти на то, чтобы «Умная школа» была школой не только для детей-сирот, потому что их надо выводить из замкнутого пространства, они должны учиться с обычными детьми, и инвестор на это идет. Инвестор понимает, что такой проект только так и сработает.

А для самой команды участие в реализации проекта «Умная школа» очень престижно. Есть такие идеи, участвовать в реализации которых уже честь. Идея ответственно распоряжаться собственной жизнью в чем состоит? Каждому во Вселенной дана уникальная, единственная жизнь, которую никто ни до, ни после не проживет. И каждому придется отвечать на вопрос, кто его задаст, зависит от личных убеждений человека, но кто-то его задаст: а как ты распорядился этой жизнью? Что сделал? И вот создание «Умной школы» – это отличный ответ на такой вопрос. И это привлекает очень сильных, очень интересных и, я вас уверяю, очень востребованных людей, потому что сделать этот проект значит обогатить мир.