Минобр РФ заявил о привлечении к диалогу региональных властей благодаря реализации идеи создания опорных вузов

23.05.2016 в 10:22, просмотров: 1095

Начальник отдела департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки Российской Федерации Денис Пономарев назвал первым положительным результатом идеи создания опорных вузов начало диалога с региональными властями. Как сообщил Денис Пономарев на Байкальском дискуссионном клубе, где присутствовал корреспондент «МК Байкал» Минобр хотел запустить процесс реформ в системе высшего образования, для этого необходимо было подвигнуть руководство вузов к этим изменениям, подключить к этим процессам субъекты федерации, чтобы региональные власти включились в процесс реформы высшей школы.

«Мы считаем, что у нас это получилось, потому что региональные власти начали задумываться о том, как развивается высшее образование на их территории, - сообщил Денис Пономарев. - Требование объединения вузов, в том числе, давало нам возможность посмотреть, какие команды вузов готовы к изменениям. Попытки что-то поменять в сложившейся структуре организаций часто встречают серьезное сопротивление со стороны коллективов, которые всем довольны и не хотят что-то менять».

По мнению Дениса Пономарева, первый конкурс на создание опорных университетов показал, что 11 пар вузов, которые прошли его, готовы к кардинальным изменениям. «Они готовы отодвинуть на задний план амбиции руководителя образовательных организаций, готовы объединять коллективы, готовы искать и реализовывать какие-то прорывные решения», - считает начальник отдела департамента.

По словам Дениса Пономарева, 18 мая состоялась защита разработанных программ опорных вузов, которые прошли первый конкурс. Также обсуждались сроки проведения второго и третьего этапов конкурса на создание опорного вуза. «Ранее предполагалось, что второй этап пройдет в 2016 году, а третий в 2017, по итогам которых будет создано 80 опорных университетов, - рассказал глава отдела. – Сейчас первый конкурс состоялся, мы в самом начале реализации проекта. Есть желание посмотреть, какой будет результат у этих первых 11 вузов к началу следующего года. Мы проанализируем, произойдут ли те изменения, на которые мы рассчитываем, будут ли они такими, какими мы их себе прогнозировали. Возможно, мы выявим какие-то ошибки в нашей работе».

На основании этого Минообр примет решение, в каком виде и когда состоится второй этап. «С большой вероятностью, второй этап будет в 2017 году. Но здесь нужно учитывать, что есть еще экономическая ситуация в стране, многое зависит от денег. Главный вопрос, в каком состоянии мы подойдем к 2017 году», - отметил Денис Пономарев.

Как сообщал «МК Байкал», губернатор Иркутской области Сергей Левченко назвал вредным предложением, от которого желательно уклониться, конкурс министерства образования и науки РФ на создание опорных вузов в регионах, который призван стать вторым этапом реформы образования в стране. Как заявил Сергей Левченко, невозможно без тяжелых последствий и с пользой для студентов и региональной научной элиты произвести механическое объединение учебных учреждений в столь сжатые сроки.

По мнению Сергея Левченко, все отраслевые вузы региона, к которым принадлежат ИрГУПС, ИГМУ, ИрГАУ, а также ИРНИТУ должны сохранить самостоятельность и существующую идентичность. По этому поводу губернатором уже проведены переговоры с соответствующими ведомствами. Сергей Левченко подчеркнул, что сделает все возможное, чтобы специализированные вузы не «попали под раздачу» этой реформы. Губернатор считает, что взамен механического слияния, в частности в случае с БГУ и ИГУ необходимо рассматривать возможность корпоративного объединения, которое бы позволило сохранить автономное управление этими двумя учреждениями и позволило бы избежать конфликта интересов.

Создание опорных вузов в регионах является вторым этапом реформы образования, в результате которой бюджетным финансированием будут поддерживаться только три вида вузов. Первый из них, федеральные университеты, которых на сегодня образовано 10 в 9 федеральных округах России, в СФО это Сибирский федеральный университет, созданный на базе Красноярского госуниверситета, присоединившего еще четыре крупных института. Второй - национальные исследовательские университеты, которых утверждено 29 по стране, включая ИРНИТУ. Третий вид, так называемые опорные университеты регионального значения, конкурс на создание которых начался в октябре 2015 года. Завершение первого тура, когда принимались заявки, состоялось 18 декабря 2015 года.

Чтобы получить статус опорного вуза необходимо предоставить на конкурс программу стратегического развития и региональную концепцию кадрового развития территории, но главным условием должно быть объединение всех передовых ресурсов образовательной базы региона вокруг одного вуза. Государство намерено оказывать усиленную поддержку такому вузу в течение первых трех лет, до 200 млн рублей в год, однако региональные власти обязаны софинансировать утвержденные ими региональные программы кадрового развития. В течение последующих двух лет опорные вузы должны будут финансировать эти программы самостоятельно, но им будут увеличены квоты на бюджетные места и иностранных студентов, за счет других вузов, у которых не будет статуса опорного вуза.

За пять лет, которые отводятся на реализацию программы становления, опорный университет должен выйти на выполнение семи основных показателей. Они таковы: студентов, обучающихся на дневных отделениях должно быть не менее 10 тысяч, и обучаться они должны, как минимум по 20 дисциплинам. Преподавателей с учеными степенями должно быть не менее восьми человек на сотню учащихся, научные исследования должны составлять не менее 150 тысяч рублей на одного научного работника, а собственные доходы вуза составлять не менее 2 млрд рублей.

Магистратура и аспирантура будут сохранены только в этих трех видах университетов, поскольку только в них останутся диссертационные советы и продолжится финансирование научных проектов и изысканий. Только этим вузам обещают казенные деньги на обновление материально-технической базы, на фундаментальные и прикладные исследования. Все остальные учебные заведения останутся исключительно в коммерческом статусе, но самое главное, в них сократятся программы обучения, для которых требуется государственная аккредитация. Фактически это означает, что данные учебные учреждения станут средними специальными образовательными. Разумеется, что требования государственной аккредитации ужесточатся, о чем Минобрнауки уже однозначно предупредило.