Иркутские власти обеспокоены отходами БЦБК

Ликвидация тяжелого наследия комбината должна стать гвоздем ФПЦ

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко на заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, которое состоялось 22 января в Москве, заявил о необходимости форсировать работу по ликвидации последствий закрытия  Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, в первую очередь решения вопроса о шламоотвалах.  Сергею Левченко удалось добиться внесения этого вопроса в повестку следующего заседания Межведомственной комиссии.

Ликвидация тяжелого наследия комбината должна стать гвоздем ФПЦ
Фото: ecocollaps.ru

«У нас есть серьезные претензии к проекту по ликвидации отходов, накопленных за десятилетия работы комбината, как по стоимости, так и по селевой безопасности, – объяснил Сергей Левченко. - Думаю, что в текущем году нам удастся кардинально добиться изменения подхода к решению этой проблемы. Также у нас есть хорошие предложения и проекты по ТЭЦ для того, чтобы сделать этот теплоисточник и экологичным, и эффективным».

По инициативе губернатора на заседании Межведомственной комиссии  было решено  обсудить выявленные Счетной палатой России нарушения при выполнении федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Власти региона намерены настаивать на том, чтобы при устранении нарушений, допущенных при реализации программы, учитывалось мнение иркутских ученых.

Ранее коллегия Счетной палаты России назвала причиной низкого уровня выполнения федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» отсутствие контроля со стороны министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также позднее перечисление регионам бюджетных средств. Из общего объема финансирования программы в 7 млрд рублей уже израсходовано 70%, однако не достигнуты основные показатели, такие как сокращение отходов в районе Байкала и сброс неочищенных сточных вод.

Никто не хочет убирать лигнин

Летом 2015 года Внешэкономбанк опроверг появившуюся в интернет-ресурсах информацию о замораживании проекта ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, на который осенью 2014 года было получено положительное заключение экологической экспертизы. По данным ВЭБа, проект не был заморожен, а к работам по ликвидации отходов пока не приступили из-за того, что Минприроды РФ еще не провело конкурс по выбору подрядчика.

В октябре 2014 года дочерняя структура Внешэкономбанка — «ВЭБ Инжиниринг» — получила положительное заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора на проект ликвидации отходов БЦБК и рекультивации территории. Общая стоимость реализации проекта составляет свыше 6 млрд рублей.

По проекту планируется проведение работ по очистке надшламовых вод, омоноличиванию шлам-лигнина и золошлаков с последующим захоронением под слоем плодородного грунта. Проект разработан в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» по заказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

В феврале 2013 года ВЭБ стал основным кредитором БЦБК, открыв кредитную линию на 3,6 млрд рублей и выкупив задолженность комбината у Альфа-Банка. В сентябре 2013 года производство на комбинате было остановлено и начались работы по консервации оборудования. В настоящее время на картах-накопителях, занимающих территорию площадью 175 га, находится около 6,2 млн тонн шлам-лигнина. Процесс ликвидации отходов может занять не менее шести лет при условии стабильного финансирования и бесперебойной деятельности очистных сооружений комбината. На работы планируется привлечь 424 бывших работников БЦБК.

Куда солярку сливать?

Кроме того, на заседании комиссии обсуждалась  необходимость  предусмотреть  в федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории»  средства на сбор подсланевых вод и хозбытовых стоков с судов, курсирующих по Байкалу.  В акватории озера зарегистрировано более семи тысяч единиц маломерного флота, тогда как существует всего один стационарный объект по комплексной переработке отходов,  несамоходное судно «Самотлор», базирующееся в Порту Байкал.

«В период навигации на него сдается примерно 700-800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства, - сообщает пресс-служба. - К тому же «Самотлор» находится на значительном удалении от северных районов озера, где сброс подсланевых и бытовых вод с судов находится вне контроля».

В самое глубокое озеро на планете — Байкал, содержащее почти 20% пресной воды от мирового запаса, туристические суда нещадно сливают из трюмов пропитанные нефтепродуктами подсланевые воды. По закону они обязаны утилизировать опасные воды, образующиеся в результате смывов с двигателей, которые могут содержать до 20% нефтепродуктов. Но все дело в том, что это достаточно дорого и сдать подсланевые воды можно только в одном месте на всей акватории озера — на теплоходе «Самотлор» в порту «Байкал», принадлежащем Восточно-Сибирскому речному пароходству. Естественно, редко кто специально с этой целью пойдет через все озеро. Вот и сливают, где придется, в надежде, что природа сама с этим справится, а их никто не поймает и не привлечет к ответственности.

В связи с этим правительство экс-губернатора Сергея Ерощенко обещало создать на Байкале сеть современных причальных и гидротехнических сооружений, оборудованных приемными пунктами сбора хозяйственно-бытовых и подсланевых вод, а также системы экологического и метеомониторинга.

В мае 2013 года экспедиция сотрудников Лимнологического института обнаружила рядом с поселком Листвянка между мысами Березовый и Сытый слив нефтепродуктов. На данном участке берег и акватория были сильно испачканы, а концентрация вредных веществ просто зашкаливала. Вызванные на место сотрудники МЧС констатировали, что в водоем слито около 400 литров подсланевых вод. При этом, со слов спасателей, это типичный случай и излюбленное место владельцев туристических судов для опорожнения трюмов. Учение института были возмущены тем, что в этой ситуации не было принято никаких мер. Случай был только зафиксирован, даже не выставлялись сорбирующие боновые заграждения, а налетевший в скором времени шторм просто смыл все отходы в озеро. «Байкал спасает только то, что в нем живут микроорганизмы, способные очень быстро перерабатывать нефть», — сказал тогда академик, доктор химических наук, директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев. - Но если люди будут продолжать безжалостно загрязнять неповторимое по своей красоте озеро, природа может не справиться».

По словам академика, по Байкалу ходит около 400 дизельных судов типа «Ярославец» водоизмещением 40 тонн, которые занимаются в основном туристическим бизнесом. Именно в их трюмах скапливаются подсланевые воды, которые необходимо утилизировать, а ни в коем случае не сливать на побережьях Байкала. Однако за этим никто не следит, контроля нет, да и доказать что-либо сложно.

Ученые уже около десяти лет поднимают этот вопрос и обращались практически ко всем губернаторам Приангарья с предложениями создать сеть пунктов по приемке пресловутых вод. Они предлагали использовать инфраструктуру причалов на побережье Байкала, чтобы организовать пункты по сбору хозяйственно-бытовых и подсланевых вод. После сбора отправлять их на ближайшие полигоны и очистные сооружения, а также на переработку, например, на АНХК и другие предприятия в соседних территориях.

Должно все по науке быть

На заседании комиссии председатель президиума Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков  призвал правительство РФ сократить водоохранную зону Байкала, которая сейчас установлена по границам центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Как сообщил «МК Байкал»  Игорь Бычков, границы водоохранной зоны должны быть научно обоснованы и включать в себя дельты впадающих в озеро рек и вершины хребтов, примыкающих к Байкалу.

«Сейчас водоохранная зона проходит по границам центральной экологической зоны, на расстоянии 300-500 км от береговой линии, — подчеркнул Игорь Бычков. — При этом в 2000–2006 годах учеными проведена работа по установлению таких границ с учетом географического подхода, который обеспечивает сохранение нормативного качества воды. При таком подходе к определению границ где-то они будут проходит на расстоянии 50 м, где-то, в одной месте — до 2,5 км. Это не нарушит экологического состояния озера, но снимает абсолютно необоснованные барьеры для населения, бизнеса, промышленности».

Правительство России в марте 2015 года утвердило границы водоохранной зоны Байкала, которая была установлена по границам центральной экологической зоны. В водоохранной зоне ограничена хозяйственная и другая деятельность в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов. По данным кабмина, принятое решение направлено на сохранение экологической системы Байкала и выполнение обязательств, накладываемых на РФ статусом озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру