Финансы поют романсы

Александр Битаров опечален доставшимся от Сергея Ерощенко тяжелым наследием

В результате изматывающей предвыборной борьбы правительство Сергея Левченко получило в наследие от предшественников самые настоящие авгиевы конюшни. Море лжи, распухшее от невыполнимых социальных обязательств, и стремительно усыхающая в результате экономического кризиса налогооблагаемая база. Исходя из этой суровой реальности, можно без преувеличения констатировать, что Сергей Ерощенко со своими методами управления по объективным причинам был обречен, логика экономических законов не оставляла ему для этого шансов. Теперь мы имеем то, что имеем, обнадеживает лишь то, что больному уже не говорят, что он здоров, бодр и весел, как жизнерадостный рахит. Теперь мы вдруг узнали, что все печально и нас ждет долгое барахтанье в этом море лжи до тех пор, пока мы самостоятельно не выплывем из него и не обопремся на что-то твердое.

Александр Битаров опечален доставшимся от Сергея Ерощенко тяжелым наследием

Пока такой твердой и неумолимой реальностью являются наши долги, с которыми Иркутская область вступает в 2016 год. С этими долгами сразу с наскока и не разберешься, так как здесь все очень запутано. Судите сами, есть дефицит бюджета 2015 года в размере 6 млрд рублей, для непонятливых это означает невозможность правительства погасить обязательства по запланированным расходным статьям в результате резко схлопнувшейся налогооблагаемой базы. Иными словами, субъекты хозяйственной деятельности и граждане потеряли доходы, чтобы платить налоги, которые от них ожидали. Надежды на то, что эти налоги удастся собрать в запланированном объеме, весьма призрачны - региональная экономика, впрочем, как и в целом российская, больше похожа на полудохлую лошадь.

Помимо этого существуют еще и долги по не предусмотренным в бюджете 2015 года расходам. Это те самые затраты, которые возникли по причине лживой и безответственной популистской политики, проводимой Ерощенко. Упомянутые обязательства оцениваются как минимум еще в 2 млрд рублей, средства на них не были просчитаны и предусмотрены в статьях бюджета 2015 года. Между тем эти требования предъявлены и придется платить. Откуда взялись эти цифры? С неба упали? Курица накудахтала, если в расходных статьях их нет? Но, оказывается, во властных кабинетах о них знали, просто молчали и сопели в тряпочку. Платить придется за широко разрекламированную накануне губернаторских выборов заморозку тарифов на тепло. Эта пиар-компания обойдется налогоплательщикам в 522 млн рублей. Чиновники Ерощенко не включили в расходную часть бюджета и компенсацию выпадающих доходов за льготные перевозки на электричках, хотя руководство Байкальской пригородной пассажирской компании все лето ходило в правительство и челом об ковер било. Цена вопроса 253 млн рублей, однако, правительство сможет погасить пока лишь 100 млн рублей. В суд с претензией к бывшему Правительство РФ (но отвечать-то будет нынешнее) уже обратилось руководство корпорации «Иркут», которое требует возместить 325 млн рублей за некорректно установленные тарифы на тепло. Помимо этого существуют и обязательства по завершению социальных строек, строительные сметы на которые к концу года ожидаемо выросли, но чиновникам Ерощенко об этом было ничего не ведомо.

Доигрались в популизм

- Желание быть хорошим, популярным порой очень сильно бьет по карману. На мой взгляд, мы на сегодняшний день, к сожалению, живем не по средствам. И вопрос даже не в том, собираем ли все налоги, оптимально ли формируем доходную часть бюджета. Нужно говорить честно: если денег в бюджете нет, то платить всем невозможно, - считает председатель правительства Иркутская область Александр Битаров. – Сегодня мы одни из лидеров по наращиванию госдолга среди российских регионов. Это тупиковый путь. Поэтому, безусловно, необходимо очень серьезно смотреть на расходную часть, потому что доходную часть сильно-то не повысишь. Мы, к сожалению, принимаем порой в связи с обращениями жителей и депутатов дополнительные социальные обязательства, которые потом просто не можем выполнить. В настоящее время региональные социальные выплаты, которые федеральная власть не обязывает нас платить, составляют порядка 8,5 млрд рублей в год. В том числе из-за этого растет структура госдолга.

Налогооблагаемая база, действительно, стремительно сокращается, налоги на прибыль и налоги на доходы физических лиц тают на глазах. В такой ситуации увеличивать налоговую нагрузку бессмысленно, последние налогоплательщики могут умереть или уйти в тень. Выход из этого может быть только один – сделать ставку на поддержку реального сектора экономики, чтобы развивалось производство, создавались рабочие места и формировался новый базис налогооблагаемой базы. Одновременно придется пересмотреть социальные обязательства и перейти к адресной поддержке только тех, кто действительно нуждается. В противном случае придется признаться в банкротстве и невозможности платить даже жизненно важные платежи. Шаг болезненный, но, как уверяют власти, в условиях кризиса необходимый.

- Если сказать в нескольких словах, то состояние экономики в области можно охарактеризовать как довольно печальное. Региональный бюджет не балансируется, потому что довольно много предприятий не исполняют свои планы по выплатам налога на прибыль. Очень серьезно отличаются от плановых показателей сборы налога на доходы физических лиц. В результате по 2015 году область недополучает порядка 6 млрд рублей, - рассказал первый заместитель губернатора Александр Битаров. – Сейчас мы пытаемся наладить взаимодействие с наиболее крупными налогоплательщиками, чтобы получить дополнительные доходы, но никаких гарантий у нас нет. Потому что даже такая структура, как «Транснефть», изымает из бюджета 590 млн рублей по налогу на прибыль. Это переплаченные компанией деньги, и они будут предъявлены области.

Злую шутку с доходами бюджета сыграли и крупные корпорации, которые используют статус консолидированной группы налогоплательщиков, что позволяет им перераспределять свои налоговые отчисления между регионами, где представлена компания, вне зависимости от эффективности работы подразделений. Так, своим правом консолидированного плательщика в текущем году воспользовалась компания «Pоснефть», в результате чего Иркутская область недосчиталась ранее заявленных корпорацией отчислений в размере порядка 1,7 млрд рублей.

Рассчитывать на то, что решить большинство проблем Иркутской области можно будет за счет поступающих средств из федеральной казны, в ближайшие годы также не стоит. Поэтому выкручиваться придется самостоятельно. Хотя в конце текущего года Иркутская область все же получила почти 3 млрд рублей для покрытия дефицита регионального бюджета. Однако неизвестно, когда эти деньги поступят в регион.

Потемкинские стройки сдулись

Александр Битаров видит выход в поддержке производителей инвестициями. В этом вопросе он уповает на «Корпорацию развития Иркутской области», на счетах которой на протяжении двух лет мертвым депозитным грузом лежит 2 млрд рублей. Председатель правительства надеется заставить ее работать и в течение трех-четырех месяцев начать инвестировать эти средства в перспективные проекты. По замыслу Александра Битарова необходимо изменить подход к отчислению средств в «Корпорацию развития Иркутской области». Чтобы сделать ее эффективным инструментом поддержки бизнеса, необходимо ежегодно направлять в нее 2-3% налоговых доходов Иркутской области, чтобы они попадали в реальный сектор экономики.

Кроме того, впервые за последние пять лет власти решились на выпуск облигаций в объеме 5 млрд рублей. Время их выпуска станет известно в следующем году и будет зависеть от ситуации на финансовых рынках.

Правительству неизбежно придется подвергнуть ревизии раздутые социальные обязательства, в которых уже сегодня Александр Битаров усмотрел многочисленные странности, наведшие его на мысль о корыстных интересах чиновников, засевших в многочисленных «сердобольных ведомствах».

- Социальные обязательства вроде бы прописаны с благими намерениями, но исполняются они очень плохо. Я бы сказал, даже не то что некачественно, а попросту коррупционно. Так, я с большим удивлением узнал, что на поддержку педагогов и медиков, проживающих на селе и нуждающихся в дровах, мы тратим сотни миллионов рублей, - удивился Александр Битаров. - Механизм работает таким образом, что в отдельных случаях один человек может получить 140-150 тысяч рублей на дрова. Есть, например, дотации на транспортные перевозки. Сегодня в области этими дотациями пользуются почти 800 тысяч человек. Возникает ощущение, что возят даже тех, кто уже два года с постели не встает. Поэтому необходима серьезная ревизия взятых социальных обязательств. Помощь должна стать адресной и предоставляться тем, кто в ней реально нуждается. Кризис – это всегда плохо, но, с другой стороны, мы начинаем искать резервы и не тратить ничего лишнего.

Как бы это прискорбно ни звучало, но придется отказаться и от многих амбициозных проектов, которые успели набить оскомину в период предвыборной губернаторской кампании. Придется свернуть программу поддержки моногородов, будет большой удачей, если удастся создать территорию опережающего развития в Усолье-Сибирском, к которой ряд предприятий уже сегодня проявляет интерес. Но об остальных городах придется на время забыть. Под вопросом строительство кадетского корпуса на территории бывшего ИВВАИУ. Наполеоновские планы по реконструкции аэропорта вообще придется запрятать как можно дальше под сукно, чтобы больше не пугать ими людей.

- По реконструкции аэропорта у нас есть принципиально важная позиция – проект должен быть максимально безопасным и экономически обоснованным. Развитие аэропорта в том виде, которое транслировалось прошлым губернатором и правительством, на мой взгляд, абсолютно нелогично, потому что я сам видел три проекта, которые готовились Институтом «Дальаэропроект» со стоимостью реконструкции существующего аэропорта и с двумя вариантами построения нового, - рассказал Александр Битаров. - И я скажу, что реконструкция старого аэропорта обходится дороже, чем строительство нового. В ценах 2008-2009 годов реконструкция оценивалась в 49 млрд рублей. Этих денег в обозримом будущем у нас не будет. В условиях кризиса никто ничего просто так занимать не будет. Поэтому нужно срочно в следующем году ремонтировать полосу, но в дальнейшем выносить аэропорт за пределы города. Потому что как мы ни повернем полосу, мы будем иметь то же самое количество туманов.

Дери с него три шкуры

Иными словами, эпохе популизма пришел конец, наступили скудные времена, которые должны очень многих людей, которые в этом нуждаются, привести в адекватное состояние. Можно обещать то, чего сделать не можешь, но до поры и до времени. Можно из социальных выплат и льгот сделать себе кормушку, можно затеять потемкинские стройки в рамках одной предвыборной губернаторской кампании, но нельзя ничего вытащить из корзины, в которую никто ничего не положил. Если налогов нет, то нет и бюджета, а последний налог умирает вместе с последним производством и последним налогоплательщиком. Поэтому рассуждения руководителя УФНС по Иркутской области Константина Зайцева на налоговую тему, высказанные им на заседании правительства, где обсуждался проект бюджета на 2016 год, выглядят по меньшей мере странными.

Глава фискального ведомства усомнился в эффективности государственных субсидий в самую тяжелую и неблагодарную отрасль народного хозяйства – аграрную. По его разумению, если с агрария нечего содрать в бюджет, то оказывать ему государственную поддержку не стоит, лучше эти средства направить в другие более эффективные и, судя по всему, более радостные для налоговиков отрасли.

- Мой вопрос касается эффективности использования субсидий, потому что тот анализ, который мы делаем по поступлению налогов на протяжении многих лет, показывает, что эффективности развития данного сектора бизнеса и отдачи его через налогообложение нет, - заявил Константин Зайцев. - То есть деньги вкладываются в данный сектор, а динамики налоговых платежей в сторону увеличения мы не замечаем. В этом направлении какой-нибудь контроль осуществляется? Вы эти деньги вкладываете в частные коммерческие организации, которые выигрывают. То есть, как вы потом эффективность вкладывания этих средств контролируете?

Честно говоря, такая бескомпромиссная постановка вопроса налоговым инспектором повергла в недоумение не только Александра Битарова, но и губернатора Иркутской области Сергей Левченко. Он, в частности, сказал, что вложения в такую трудоемкую и затратную отрасль необходимо оценивать не по поступлению налоговых сборов, а по объемам производимой продукции, чтобы она была доступной, чтобы цены на продовольствие в регионе оставались на приемлемом уровне. Цель правительственных субсидий не в сборе налогов с аграриев, а в стимулировании развития производства. Кроме того, в деревнях жизнь и так не сахар, порой там элементарной инфраструктуры для нормальной жизни нет, не говоря уже о том, что во всем мире аграрная отрасль является дотационной. И ни одна налоговая инспекция в мире, за исключением, видимо, нашего местечкового фискального ведомства, не рассматривает фермера как главный источник пополнения доходной части бюджета, уповая лишь на то, чтобы продукты были в магазинах качественные и дешевые. А при таком оригинальном и свежем взгляде на бедную деревню, который нам демонстрирует Константин Зайцев, стоит ли удивляться, что задолженность налогоплательщиков Иркутской области, по данным той же налоговой, за 9 месяцев 2015 года составила 15 млрд 897 млн рублей, из которых 2 млрд 152 млн рублей числится за физическими лицами, остальная доля долга приходится на предприятия и индивидуальных предпринимателей.

Может быть, стоило бы для начала проанализировать эти цифры и оценить масштабы бедствия и их причины. Ведь совершенно очевидно, что пока этого не будет сделано, рассчитывать на увеличение доходной части бюджета бессмысленно и экономические проблемы с помощью судебных приставов не решаются. А играть в политику с корзинкой в руках, в которую никто ничего не положил, наверное, бессмысленно и досадно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру