С неба на грешную землю

вернуло политиков рассмотрение проекта бюджета на 2016 год

Бюджет, который принимать нельзя, но не принять невозможно. Именно так охарактеризовали проект бюджета на 2016 год, представленный на 31-й сессии Законодательного Собрания, большинство депутатов. Подробнейшее обсуждение его параметров заняло несколько часов. Эмоций было мало, депутаты педантично считали и разобрали бюджет по косточкам. При этом у них возникло множество вопросов к предыдущему правительству и несколько оригинальных идей. К примеру, экс-губернатору региона Сергею Ерощенко предложили возместить из личных средств бюджетные потери от принятого им решения о заморозке тарифов на ЖКХ. Под угрозу секвестра попало много важных статей, в числе которых и помощь аграриям и Фонд капремонта многоквартирных домов. Борьба шла за каждый рубль, в результате правительство и парламент сошлись на компромиссе, договорившись внести в проект бюджета поправки до 2 декабря, которые приведут к увеличению дефицита бюджета. Пока же документ утвержден в первом чтении с предварительным дефицитом в 7 млрд 400 млн рублей, что составляет 8,5% от его доходной части. Однако возможности правительства жестко ограничены, согласно соглашению с Минфином РФ оно не может увеличить дефицит бюджета больше, чем на 10% от доходов региональной казны.

вернуло политиков рассмотрение проекта бюджета на 2016 год
Александр Битаров не хочет быть фантастом при формировании доходной части бюджета. Фото с сайта mebel-danilov.ru

— Мы отмечаем существенное влияние экономического кризиса на доходный потенциал. Так, из-за второго этапа налогового маневра, который правительство РФ будет проводить в 2016 году, прогнозируются выпадающие доходы нефтяных компаний. При этом влияние кризиса на уровень занятости и фонд оплаты труда не позволяют предусмотреть налог на доходы физических лиц в объеме, утвержденном ранее, — сообщила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. – В этих условиях региональным правительством принято решение сосредоточиться на финансировании приоритетных направлений, в первую очередь «майских» указов президента. Средства распределены по 17 государственным программам, расходы на которые составляют 108,4 млрд рублей, почти 99,6% от общего объема расходов. Из них более 79,1 млрд рублей, или 73%, будут направлены на финансирование социальной сферы. В проекте бюджета нашли отражение и инвестиционные расходы в объеме 8,6 млрд рублей. Основные параметры бюджета выглядят следующим образом: доходы – 101,5 млрд рублей, расходы – 108,9 млрд рублей.

Главной претензией к проекту бюджета со стороны депутатов стали низкие затраты по инвестиционным статьям, без которых не бывает развития. По сути, бюджет на 2016 год способен только заткнуть дыры и поддержать штаны, причем и на это средств не хватает, но, как говорится, по одежке протягивай ножки.

Фонд капремонта с протянутой рукой

По словам депутата Тимура Сагдеева, жесточайшую нехватку средств испытывают сегодня муниципалитеты, бюджеты которых не сбалансированы. У большинства территорий большие кредитные задолженности. Ангарчанин Виктор Шопен, попеняв на коллективную безответственность, поинтересовался, почему на содержание до сих пор не заработавшего Уставного суда в бюджете предусмотрено 27 млн рублей, а средств на ремонт и реконструкцию социальных объектов в городе нефтехимиков нет. По словам Наталии Бояриновой, в 2015 году на деятельность Уставного суда было предусмотрено 32 млн рублей и 27 млн рублей на следующий год. Однако поскольку суд так и не заработал, на его содержание не было потрачено ни копейки, и не будет, пока орган не начнет функционировать. Депутата Андрея Микуляка «прорвало» на вопросе о финансировании Фонда капитального ремонта Приангарья. По словам парламентария и одновременно главы Фонда, из-за недофинансирования срываются планы капремонта. В связи с этим господин Микуляк в ультимативной форме потребовал либо прибавки бюджетных средств, либо повышения тарифов на ремонт для населения до 15-20 рублей за квадратный метр. Привести в чувство раздосадованного депутата не смог даже резонный совет строить планы исходя из собираемости взносов, которая не превышает 60%. А то ведь после повышения тарифов, может, придется и последние планы по капремонту свернуть, так как вообще никто ничего сдавать не будет.

Больше всего вопросов возникло у аграриев, которые забили в набат после того, как увидели сокращение в госпрограмме, направленной на развитие сельского хозяйства, в размере 952 млн рублей, которое на самом деле оказалось всего лишь финансовой формальностью. Наталия Бояринова, объяснила, что опасения депутатов-аграриев напрасны, потому что 1 млрд рублей на сельское хозяйство область планирует получить из федерального бюджета с началом нового финансового года. В настоящее время эти средства даже невозможно пре­дусмотреть в бюджете, поскольку на уровне федерации они пока не распределены.

Прямо как детская неожиданность

Однако настоящее действо развернулось по теме заморозки тарифов ЖКХ, на обсуждение которой было наложено табу при экс-губернаторе Сергее Ерощенко. Депутат Алексей Красноштанов с возмущением обратился к Наталии Бояриновой: «Для меня неожиданностью оказался ваш ответ про субсидию на компенсацию выпадающих доходов энергетикам. — То есть когда Сергей Ерощенко говорил о замораживании тарифов, я думал, что он дает указание энергетикам: «Друзья, как бы вы ни работали, тарифы у вас должны остаться прежними». А сейчас мы говорим о том, что губернатор пообещал их издержки за счет областного бюджета компенсировать».

Между тем удивление и неосведомленность депутатов выглядят по меньшей мере странными, так как 16 февраля этого года, сразу после заявления Сергея Ерощенко о заморозке тарифов, бывший министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иван Носков на брифинге сказал: «Для сдерживания этих тарифов у нас есть все основания и внутренние резервы. Так, тарифы на теплоснабжение регулируются областной службой по тарифам, тарифы на водоснабжение и водоотведение — муниципалитетами под контролем службы. Каждое предприятие должно обосновать свой тариф. И если экономически обоснованный тариф будет выше существующего, то выпадающие доходы предприятия будут компенсироваться из бюджета. Так было и раньше, но теперь мы будем жестче подходить к обоснованию тарифов. Корректировки бюджета в связи со сдерживанием тарифов возможны, но они не будут глобальными».

Из сказанного Иваном Носковым следует как минимум два обстоятельства. Первое – выпадающие доходы энергетикам бывшее правительство обещало компенсировать. Второе – бывшее правительство заявило, что потери бюджета не будут глобальными. И если первое оказалось правдой, то второе, как видим, фикцией. При этом сам Сергей Ерощенко в телефонном разговоре с корреспондентом «МК Байкал» заявил, что тарифы на тепло и бюджет не связанные друг с другом вещи и что было бы непрофессиональным видеть такую связь. Между тем эта связь самим Сергеем Ерощенко была оценена в 1,6 млрд рублей. Именно столько было заложено в бюджете на компенсацию выпадающих доходов энергетикам бывшим правительством. И это же бывшее правительство просчиталось на 522 млн рублей, ибо именно столько требуют энергетики в дополнение к 1,6 млрд рублей.

Как бы там ни было, отвечать за это перед энергетиками и населением теперь придется правительству Сергея Левченко, хотя Алексей Красноштанов и предложил Сергею Ерощенко компенсировать из своих личных средств в бюджет региона убытки, которые понесла казна в результате его решения о заморозке тарифов на тепло и коммунальные услуги. «Давайте мы обратимся к Сергею Владимировичу Ерощенко, пусть он за счет своего предприятия компенсирует эти расходы. Я не совсем понимаю, почему за счет стариков и детей глупость человеческую компенсировать нужно. Мы возмещаем затраты, а такие решения остаются безнаказанными. Кстати, и нового правительства это должно касаться. Давайте вы расскажете людям честно, что подразумевалось под этим решением на два года заморозить тариф. Правильно я понимаю, что в 2018 году бюджет Иркутская область отдал бы энергетикам 12 млрд рублей?» — уточнил депутат.

Красноречивое выступление единоросса Алексея Красноштанова, конечно же, впечатляет, но где были и он, и другие его коллеги по партии, когда решение о заморозке тарифов принималось, и как бы развивались события, если бы исход губернаторских выборов в регионе был бы иным? Встал бы вопрос о разморозке тарифов, если бы Сергей Ерощенко остался у власти, и где бы тогда и из каких источников он и его коллеги-парламентарии изыскали эти 12 млрд рублей? Или в таком случае энергетики не предъявили бы счет Сергею Ерощенко?

В этом контексте критика проекта бюджета, предложенного правительством Сергей Левченко, которая прозвучала накануне его рассмотрения в первом чтении в Законодательном Собрании 24 ноября из уст секретаря генсовета партии «Единая Россия» Сергея Неверова, выглядит провокационной и неуместной, ибо прозвучала не по адресу. Судя по всему, правительство Сергея Левченко не желает заниматься популизмом и брать на себя невыполнимые обязательства.

Единороссы настаивают на включении в проект бюджета дополнительных расходов в размере 500 млн рублей на продолжение проектов «Народные инициативы», «50 модельных домов культуры», на увеличение субсидий на 70 миллионов рублей для авиакомпаний, осуществляющих перевозку людей в районы Крайнего Севера. Ровно столько, сколько бывшее правительство Ерощенко задолжало энергетикам в результате заморозки тарифов. Так кто же теперь виноват, что этих денег в доходной части бюджета нет? Может, стоит внимательнее посмотреть в зеркало?

Муниципалитеты в лохмотьях

Судя по всему, правительство Сергея Левченко пойдет на уступки парламенту, чтобы не нагнетать политическую конфронтацию, и дефицит бюджета после второго чтения будет увеличен, настолько, насколько это позволяет соглашение с Минфином РФ. Дело в том, что если дефицит бюджета будет выше допущенных 10%, то Иркутская область не сможет претендовать на получение бюджетных кредитов по ставке 0,1% в следующем году на погашение текущих расходов и закрытие кассовых разрывов, которые, несомненно, будут возникать, можно даже и не сомневаться.

Куда острее единороссовских чаяний стоит проблема выделения субсидий муниципальным образованиям, несбалансированность их бюджетов может обернуться настоящим бедствием в следующем году. Так, в 2016 году на строительство дорог в муниципалитетах в бюджете предусмотрено всего 158 млн рублей, тогда как в 2015 году сумма субсидии составляла порядка 300 млн рублей. На 76 млн рублей снижен размер госпрограммы, направленной на поддержку муниципальных образований. Кроме того, заложенной на 2016 год субвенции на выплату заработной платы работникам сферы образования до конца года не хватит. Эта ситуация ежегодно возникает в связи с тем, что фактически зарплаты выплачиваются не за 12, а за 12,5 месяца с учетом выплат авансов. Эта же схема заложена в бюджет на 2016 год, и изменить ее уже не удастся. Мэры северных территорий обеспокоены сокращением субсидирования авиаперевозок на 100 млн рублей.

Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров заверил депутатов, что перед вторым чтением правительство проведет серьезную работу над поправками по расходной части бюджета. При разработке поправок как раз будут учтены предложения и замечания депутатов.

— Однозначно будет уделено внимание доходной части бюджета. В течение следующего года ее можно поднять. Конечно, фантастически мы этого не сделаем, но темы собираемости земельного налога, НДФЛ, штрафов за вредные выбросы в атмосферу имеют определенные перспективы. Также нам надо серьезно поправить прогноз социально-экономического развития региона, провести ревизию имущества, находящегося в областной собственности. Перед вторым чтением мы совместно с депутатами проведем работу над поправками по расходной части бюджета. Так что спасибо за обсуждение, правительство все это однозначно учтет. По озвученным предложениям мы проведем работу и в рамках утвержденного бюджета внесем те правки, о которых говорилось, — подчеркнул Александр Битаров.

Короче, как-то резко для всех денег стало катастрофически мало, но вряд ли причину случившегося стоит искать в смене власти, отличие лишь в том, что нынешнее правительство пока говорит правду и честно заявляет о своих возможностях. И это гораздо лучше, чем пребывать в неведении и вдруг обнаружить, что все было совсем не так и стало еще хуже, потому что каждый вел свою политическую игру, рассуждая о развитии, забыв об ответственности перед избирателями и о долгах по заработной плате перед бюджетниками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру