«И свет во тьме светит…»

Впечатления от конкурсного спектакля

Жадная до сценических постановок, чуткая и благодарная иркутская публика валом валила на конкурсные спектакли международного фестиваля театра и кино «В кругу семьи». В ряду выдающихся спектаклей, которые привезли наши гости, один был удостоен «Золотой маски». Это работа Пермского театра «У моста», основателем и художественным руководителем которого является Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Национальной премии Чехии Сергей Федотов. Его версия пьесы английского автора Мартина МакДонаха, которого критики называют ключевой фигурой в современной драматургии, «Калека с Инишмана» принесла пермской труппе высокую награду, а иркутянам – настоящее зрительское потрясение.

Впечатления от конкурсного спектакля
Кадры со спектакля «Калека с Инишмана». Фото с сайта театра «У моста»

Пермскому театру «У моста», единственному в мире, присвоено звание мистического. И не только потому, что в его репертуаре много соответствующих авторов: Гоголь, Брэм Стокер, Булгаков, Шелли, Кафка. Главное – осознанное исследование глубинного, незримого, подсознательного, что будоражит человека и заставляет мучительно и неустанно искать себя. Художественный руководитель театра Сергей Федотов стал первооткрывателем Мартина МакДонаха для русской сцены. Теперь жесткие, парадоксальные, бесстрашные пьесы этого выдающегося современника все чаще включаются в афишу многих отечественных театральных коллективов. Самый лучший из обоймы своих «ирландских» спектаклей пермяки привезли на фестиваль «В кругу семьи» и подарили иркутскому зрителю.

Простая и, вместе с тем, невероятная история из жизни крошечного ирландского островка гипнотизирует почти сюрреалистичной схожестью с бытием российской глухой провинции. Инишман МакДонаха – настоящее захолустье, забытая Богом чахлая периферия, где маргинальное население мечтательно и коверкано произносит сказочное название чупа-чупсов, а «цветные» или французы для островитян почти так же мифичны, как эльфы или тролли. Жизнь инишманцев бедна впечатлениями, угнетена скудным бытом, темна и несуразна. Бедняки наполняют ее бессмысленными и пошлыми забавами. Сплетничают, дерутся, маются безнадегой, кто-то злокачественно пьет. Кто бывал в разоренных, вымирающих сегодняшних сибирских деревнях, без труда увидит скорбные аналогии. Но дело не в этом. На внутреннем уровне все мы теперь чуть-чуть инишманцы – с темным прошлым, туманным будущим и лихорадочным настоящим, с невытравимой робостью перед западом и завистью к нему, с неумением привести в порядок свою жизнь и свои мятежные мысли.

Сенсацией для героев истории становится десант из Голливуда. Голливуд, Америка в пьесе – символы недосягаемой и вожделенной, иной, «роскошной» жизни, потребительского «рая», где вдоволь чупа-чупсов и хубба-бубы, полно цветных и французов, навалом денег и успеха. Предел мечтаний, пещера Али-Бабы, эдакое лучезарное МММ Лени Голубкова. Движимые азартом, обыватели спешат на киносъемки, чтобы «вытянуть выигрышный билет». Но, к величайшему изумлению всех, избранником голливудских дельцов становится «самое слабое звено « - паренек Билли, страдающий от жестокой болезни.

Билли – сирота, его вырастили две простодушные «тетки» - сестры, взявшие себе новорожденного уродца, брошенного циничными родителями, утонувшими при попытке уплыть в Америку. Он – мишень для насмешливого, неуклюжего сочувствия, объект самых мрачных прогнозов. Окружающие походя называют беднягу «калекой Билли», игнорируя его отчаянные протесты. Но, на диво всем деревенским, Билли, единственный на острове, читает книжки. Часами может смотреть на пасущихся коров, всегда готов заступиться за правду и пристыдить обидчика.

 

Ему выпадает счастливый случай попасть в Америку. Чтобы узнать, что баснословная лакомая страна беднее его захудалой родины, что мир «процветания» обделен чувствами, равнодушен к обезличенному человеку. «Там я никому не нужен!» - признается Билли, вернувшийся на Инишман, истосковавшийся по своим наивным, нелепым, осточертевшим друг другу, но в глубине души человечным и сентиментальным соплеменникам. Утратив Билли на долгие месяцы, вспоминая о нем, они сумели признать в этом скрюченном найденыше «луч света в темном царстве». Ведь именно он, как никто другой, был полон доброты, бережной нежности ко всему живому, острого чувства справедливости. Родина встречает его подлинными чудесами и сокровищами. Его любящие тетки в разлуке чуть не лишились рассудка. Вульгарный сплетник, словно в подарок мальчишке, рассказывает ему слезливую байку про его родителей, которые якобы утопились, чтобы их страховка пошла на лечение обреченному сыну. А угловатая грубиянка и драчунья, самая «бешеная» девчонка на острове, хоть и самая хорошенькая, готова стать подругой долгожданного путешественника.

И, принимая с открытым сердцем эти волшебные дары своего затерянного, нищего, замшелого, но родного дома, Билли оживает сердцем, выпрямляется во весь рост, обретает силу и мудрость принять с благодарностью свою судьбу. Не так уж она жестока, если есть человеческое тепло, искренность и любовь.

Органичность и простота стилистики спектакля, выпуклое красноречие актерских перевоплощений, внешняя грубость и внутренняя наполненность диалогов, неоспоримая внятность подтекстов и трансцендентная значимость пауз, - все превращает этот уникальный спектакль в сценический шедевр, в эликсир для зачерствевшей души и охладелых чувств. Щемящий бессловесный финал, избегая внешних эффектов, исторгает из публики невольные чистопробные слезы.

«В спектакле есть та человечность, тот свет сострадания и любви, в котором так остро сегодня нуждается мир, нуждаемся все мы», - говорит постановщик Сергей Федотов. «Черная комедия», написанная лондонским ирландцем МакДонахом, мастерской кистью режиссера преобразована в глубокое размышление о мнимых и подлинных ценностях, о жизни и смерти, о бренности тела и неутолимой жажде прекрасного в уязвимой и страдающей душе, в лучших традициях русского психологического театра. Тонкое и блестяще воплощенное прочтение текста не было бы таким без поистине талантливых артистов. Особенно стоит сказать о фантастической игре исполнителя главной роли – Василия Скиданова, который не имеет замены в составе спектакля. С неподражаемым натурализмом воспроизводя моторику и мимику церебрального паралитика, виртуозный молодой лицедей умудряется с пронзительной достоверностью передать все переживания своего героя, делая нас сопричастными, заставляя смеяться нелепостям, содрогаться от хамства, мечтать о несбыточном, верить в неуловимое счастье.

«Видно, Ирландия не такая уж и дыра, - говорят инишманцы, - если сюда возвращаются калеки из самого Голливуда!». Видно, и наша жизнь не такая уж безнадежная, скажем мы, окруженные причудливым сюром социальных проблем и культурной деградации в сегодняшней России. Если рождаются такие очистительные спектакли, проводятся такие насущные фестивали, значит высокое искусство по-прежнему живо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру