Механический Айболит

Ученые ИрГТУ придумали рецепт лечения дорог от ямочного недуга

28.10.2014 в 09:27, просмотров: 2582

Коллектив Технопарка Иркутского государственного технического университета разработал прорывной проект, позволяющий повысить производительность труда, снизить затраты, улучшить качество и надежность ремонта, расширить диапазон температур при проведении локального ремонта. Модернизированная технология ремонта уже готова к испытаниям ее авторами совместно с «ИркутскАвтодор» на самых ухабистых участках Иркутска. Особенность разработки заключается не только в том, что ее изготовление в два раза дешевле типового ремонтного оборудования, а в том, что она позволяет ремонтировать дороги при температуре до -12 градусов по Цельсию. Разработчики учли все недочеты дорожно-строительной техники прицепной установки БЦМ-24 фирмы «Бецема», которую используют при ямочном ремонте асфальтобетонного покрытия, усовершенствовали существующую технологию обработки компонентов дорожного покрытия и создали новое, оригинальное устройство.

Механический Айболит
Усовершенствованная установка БЦМ-24. Фото предоставлено ИрГТУ

— Основными преимуществами разработанной конструкции является то, что она состоит из носителя автомашины КДМ и навесного оборудования. Это обеспечивает круглогодичную эксплуатацию автомобиля и быструю окупаемость навесного оборудования за счет его низкой стоимости. Кроме того, для эксплуатации оборудования и выполнения ремонта дорог не требуется рабочих с высокой квалификацией, — отметил автор и разработчик проекта, сотрудник Технопарка Сергей Кондрат. — За счет этого машину можно использовать для ямочного ремонта летом, а зимой для обслуживания дорог. Для этого просто необходимо заменить некоторые детали.

Первоначально, идея создания такой машины возникла как результат стресса. Весной 2012 года при выполнении контракта по восстановлению дорожного покрытия на федеральной трассе Вилюй с 426 по 454 км подходили к концу ремонтные работы, вдруг сломались БЦМ-24, принадлежащие филиалу Дорожной службы Иркутской области. Тогда в экстренном порядке, поскольку ситуация была критическая и сроки поджимали, было собрано из разных элементов и испытано устройство, с помощью которого, к всеобщему удивлению, рабочие за неделю качественно и без нареканий отремонтировали порядка 20 км дороги при температуре до -12 градусов. Это при том, что сломавшаяся БЦМ-24 могла работать при температуре не ниже +5 градусов по Цельсию.

В 2013 году во время визита в ИрГТУ депутата Государственной Думы Сергея Тена возник вопрос о качестве дорог в Сибири. И с легкой руки Александра Афанасьева, и.о. ректора университета, эта тема было актуализирована. Проректор по инновациям Михаила Корняков предложил эту разработку к участию в конкурсе, проводимому областным правительством. Команда технопарка ИрГТУ выиграла этот конкурс и получила финансирование в размере 2,4 млн рублей.

— После прохождения всех официальных инстанций в марте 2014 года мы получили средства и приступили к разработке проекта, — рассказал Сергей Кондрат. — Мы проводили лабораторные испытания и различные анализы, совершенствовали нашу конструкцию и подготавливали ее к непосредственному внедрению. Сейчас мы завершили все работы в металле и начнем ее испытывать совместно с «ИркутскАвтодор».

Это дорожно-строительное предприятие Приангарья по достоинству оценило новую разработку и предложило сотрудничество. На данный момент для испытания технологии осуществляется выбор мест с самыми неблагоприятными условиями эксплуатации. На местах средней и малой сложности этим методом работа также будет вестись, но первоначально акцент будет сделан на самых проблемных участках.

Суть новации заключается в том, что с помощью новой машины на дороге создается монолитный слой, при котором вытесняется весь воздух, минимизируется пористость, улучшается плотность покрытия и сцепляемость с основным полотном. Все это делает дорогу более стойкой к истиранию и разрушению автомобильными колесами. Установка БЦМ-24 не позволяет обеспечить такое качество ремонта, заделанные ямки остаются пористыми. Еще одно преимущество новой технологии — экономия времени и увеличение производительности труда в два-три раза. Ремонтная бригада состоит всего из двух рабочих, не считая водителя, и заделка ямы, включая процесс полимеризации эмульсии, занимает не более трех минут. После чего на отремонтированном участке возможно движение. Ремонт с применением БЦМ-24 до момента начала движения занимает не менее 20 минут.

— Более того, наше оборудование навесное, оно крепится на грузовик КДМ и снимается, для его изготовления не нужны какие-то новые дорогостоящие материалы, — отметил Сергей Кондрат. — Дорожники всегда очень консервативны, потому что это одна из немногих отраслей, где стараются минимизировать риск. Наша разработка — свежий взгляд на технологию ремонта, свойство материалов, применяющихся при ремонте дорог, ведь совершенствовать процесс строительства и ремонта дорог просто необходимо.

Новаторы не намерены останавливаться на достигнутом. В дальнейшем они планируют сделать возможным ведение ремонтных работ до температуры –20 градусов, а также иметь возможность заделывать сразу не только ямы, но и трещины.

— Университет не ставит задачи изготавливать разработанное оборудование для ремонта дорог и готов предложить заинтересованным предприятиям производить его, опираясь на техническую документацию, разработанную ИрГТУ. Ведь только для того, чтобы закрыть потребность в подобной технике, городу Иркутску необходимо не менее 45 машин, области — не менее 130. А потребность всей Сибири пока сложно оценить, — подытожил Сергей Кондрат.