Паганини с контрабасом

Называют коллеги старожила «Звезд на Байкале» Андрея Иванова

Андрей Иванов – ветеран фестиваля «Звезды на Байкале», он участник не только всех ежегодных сентябрьских праздников академической музыки, но и многих Рождественских встреч Дениса Мацуева. Его давно впору называть сибиряком. Говорят, об Иркутске музыкант знает даже такое, что не каждому старожилу известно. В плеяде «Звезд» он стоит особняком. В компании классических академистов – «лучший джазовый контрабасист России», как объявляют его конферансье. Удивительный экспериментатор в музыке, Андрей Иванов изобрел целый ряд особых приемов звукоизвлечения, заставивших неповоротливый «ворчливый» инструмент, казалось бы, обреченный тянуть лямку аккомпаниаторства, превратиться в красноречивого солиста. Концертные номера, где крупным планом на симфоническом полотне гарцует басистый контрабас, словно «распоясавшийся» в колдовских руках джазмена, производят неизгладимое впечатление. Ну, а кто слышал, какие коленца откалывает Иванов в минуты джазового хулиганства с Денисом Мацуевым, барабанщиком Дмитрием Севастьяновым и виолончелистом Бориславом Струлевым, тот, конечно же, согласится, что Андрей управляется со своим тяжелым «орудием» так же виртуозно, как Паганини с легкой скрипкой. Нам посчастливилось услышать и увидеть это на концерте в программе «Звезд на Байкале – 2014» 11 сентября, а заодно и пообщаться с контрабасистом.

Называют коллеги старожила «Звезд на Байкале» Андрея Иванова
Паганини с контрабасом

Классическая вольница

На фестиваль в Иркутске, так уж сложилось, Андрей приезжает один. Но вообще-то, музыкальной общественности он знаком, в первую очередь, в составе исполнительского и продюсерского альянса под названием «Братья Ивановы». Михаил Иванов – пианист, Андрей Иванов – контрабасист, оба композиторы и продюсеры, заслуженные артисты России, лауреаты премий Правительства Москвы и Правительства РФ, обладатели Гран-при одного их конкурсов джазового марафона в Брюсселе. Братья работают в синтетическом жанре симфоджаза, который соединяет академические принципы классического исполнительства с вольностью джазовой импровизации. Многолетний абонемент «СомфоJazz братьев Ивановых» в Концертном зале им. Чайковского – один из самых посещаемых в столице. В этих концертах принимают участие такие прославленные оркестры, как «Виртуозы Москвы», «Санкт-Петербург Камерата» Государственного Эрмитажа, «MUSIKA VIVA», оркестр Олега Лундстрема, блестящие музыканты – Анатолий Кролл, Давид Голощекин, Игорь и Олег Бутманы и другие. Огромной популярностью пользуются также концерты детского абонемента в камерном зале Московской филармонии. Михаил Иванов стал изобретателем и запатентованным автором новаторского музыкального инструмента – «Русская звонница София». Это специально сконструированная колокольная установка для исполнения колокольных звонов с большими инструментальными ансамблями и оркестрами. Автор сам сочиняет для звонницы новые композиции и концертные программы.

Струнный Франкенштейн

Когда братья Ивановы были мальчишками, их музыкальные роли родители распределили так: Миша играет на пианино, Андрюша – на скрипке. Младший, слишком увлеченный спортом, все-таки бросил музыку на какое-то время, но старшеклассником вернулся к ней под гнетом всеобщего увлечения любительскими ВИА. Он стал бас-гитаристом. А потом поступил в консерваторию обучаться игре на контрабасе. Так и «прирос» к этому громоздкому инструменту – объекту всевозможных юмористических метафор. Есть дежурная шутка про то, чем отличается контрабас от гроба. - У одного покойник внутри, а у другого – снаружи. Это намек на исполнительскую скудость контрабасиста, ему, мол, играть-то практически нечего. Да и нечем – голос не тот. Андрей Иванов, шутя, называет себя «выжившим мертвецом». Добавим к этому, что он не просто выжил в союзе со струнным Франкенштейном, но и в него вдохнул новую жизнь, которая просто бьет ключом, - то басовым, а то и скрипичным! Ну, не описывать же, в самом деле, игру виртуоза словами! Лучше с ним побеседовать за несколько минут до концерта.

- Вот так получилось, что мой не совсем прямой путь к контрабасу увенчался настоящей большой любовью, - признается артист. – И напрасно твердят, что контрабас неуклюжий. Очень даже «уклюжий»! Единственное, что приходится терпеть, - это неудобства в перевозке. Это его единственный минус. А все остальное меня в нем более чем устраивает.

- Ну, конечно, после тех мутаций, которые вы заставили его претерпеть, чтобы превратиться в солиста…

- Да, сознаюсь, была такая самоцель. Никогда бы не смирился с ролью аккомпаниатора. Мне приходилось играть в больших оркестрах, но я быстро понял, что долго не высижу. Добиться от моего товарища невозможного – яркой классической карьеры, - я понимал, нереально. Слишком мягкий, глуховатый тембр не позволит. Традиционное обращение смычком никогда не сделают его конкурентом виолончели, а уж тем более альту и скрипке.

- Поэтому вы изобрели целый ряд специальных приемов, заставляющих инструмент звучать иначе. Вы как-то назвали эти ухватки и фокусы?

- Никак. Секретов нет. Все видят, что я делаю на струнах и с корпусом. Некоторые из подобных приемов используются при игре на других инструментах. В этот раз в Иркутск я приехал без контрабаса. Их вообще у меня четыре. Но нынче все они остались дома. Вчера мне пришлось полдня потратить на то, чтобы из инструмента, на котором я ничего бы не смог изобразить, сделать что-то пригодное. Я его чистил, работал со струнами, с дужками, поставил электронную подзвучку - пьезоэлемент, надеюсь – не подведет.

- Что вы нам исполните?

- Пьесу своего брата Михаила Иванова «Танец цветов». В прошлом году играл собственное произведение – «Фиесту», выступил с Казанским оркестром.

- Я это помню. Было здорово! А на аукционе «Нота До», где меценаты собирают средства для талантливых детей, джазовая феерия, ставшая его музыкальным атрибутом, вновь состоится?

- Непременно. Дмитрий Севастьянов даже специально для этого прилетит.

Музыкальный импрессионизм

- Насколько мне известно, в нашем масштабном фестивале «Джаз на Байкале» вы ни разу не участвовали?

- Да, это так, хотя, конечно, о нем знаю. Просто вот уже лет десять я не играю джаз в чистом виде. Мы с братом глубоко погрузились в эстетику симфоджаза. Играем с большими симфоническими или камерными оркестрами. Это принципиально иной формат. Язык исполнительства классический, а от джаза – лишь возможность для солистов играть не только по нотам, но импровизировать, идти от настроения. Получается такой … музыкальный импрессионизм, я бы сказал. Наши концерты требуют большой подготовки. Оркестры, как привычно их природе, играют партитуру. Им надо все прописать до последней ноты. Это и приходится делать нам с Михаилом. Получается, что все программы наших абонементов авторские, вся ответственность на нас.

- Это же титанический труд: продюсерство, организация, нотные переписки, собственное исполнение. Хоть и в четыре руки, но все равно не легко должно быть. Зачем это надо? Это некий сценический спорт?

- Ни в коем случае. Это продукт художественного поиска. Просто мы считаем, что джаз по его природе, такой, как его породила африканская среда, все же музыка не близкая русскому слушателю. Это иной музыкальный язык.

- И вы выступаете как переводчики ярких музыкальных идей на язык симфонизма, лучше усвоенный европейским сознанием?

- Да, наверное, где-то так.

Распахнутое сердце

- Расскажите немного о ваших детских программах.

- Кроме детского абонемента в московской филармонии, мы регулярно предпринимаем выездные концерты для юной публики в другие города. Они проходят в форме интерактивных встреч «Как рождается музыка». Ребятам предлагается угадать названия тех произведений, которые мы исполняем. Чаще всего играем свою музыку, которую никто не знает. Очень интересно, как дети расшифровывают поток ассоциаций, вызванный услышанным. Это брат придумал, сделать такой вызов детскому воображению, пока еще ребенок не закрыт, распахнут для сотворчества. Так вот, мы играем, а дети отгадывают, как это называется. С помощью наводящих подсказок. В ста случаях из ста они попадают в цель.

- Какие названия, например, становятся музыкальными загадками?

- Например, «Ностальгия».

- И дети оперируют такими понятиями?

- Вполне. Можно назвать близкий синоним, это тоже зачитывается. Знаете, часто на концерты приходят родители. Так вот, наряду с детьми, прекрасно включаются в игру и очень удачно отгадывают бабушки. Не мамы, папы и дедушки, а именно бабушки. Мы это отметили для себя. Похоже, у бабушек самый близкий к ребячьему тип восприятия и реакций, такая же непосредственность и эмоциональная живость.

- Андрей, в своем романе «Контрабас» Патрик Зюскинд рисует игру на этом инструменте чуть ли не как каторжную работу. Он уверяет, что играть на контрабасе – это чисто силовой спорт. Хотя и подразумевает классическое применение. А если бы посмотрел на ваш шаманский танец с этой громадиной, вообще не знаю, что сказал бы. Насколько это выматывает физически?

- Не знаю, меня не выматывает. Наоборот, исполнительство заряжает силой и полнотой жизни. И дает возможность отлично поддерживать хорошую физическую форму. Концерты на иркутском фестивале вообще дают невероятный подъем, и творческий, и просто витальный. Вот мы прилетели вчера утром, Практически не спали всю ночь. Потом я с незнакомым контрабасом колдовал, «договаривался». Потом мы рванули на Байкал, там были и футбол, и баня, и потом мы не угомонились, пели, балагурили у костра. Невероятная стихия какая-то переполняет, только что крылья не выросли. Поэтому я ради «Звезд на Байкале» все откладываю – и мчусь сюда. Чтобы потом долго питаться теплыми воспоминаниями.

- Разыгрался аппетит, Андрей. Очень хотелось бы встретить вас вместе с братом, оценить ваши удивительные композиции в жанре симфоджаза, услышать звонницу. Может быть, в рамках «Сияния России». Возможно это? Мы ждем от вас продюсерского маневра – презентации «Симфоджаза братьев Ивановых» на берегах Ангары.

- Теоретически это интересно. Вот совсем недавно мы играли в Сергиевом Посаде на торжествах по случаю 700-летия Сергия Радонежского. В Иркутске чудесные есть места с красивыми храмами, где прекрасно бы вписался концерт под открытым небом. Надо подумать. Ну, а теперь, уже второй звонок дают…

- Концерт начинается. Вас ждет контрабас.

- А вас, я надеюсь, зрительское удовольствие…

- Зрительское счастье!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру