Привет из бездонных глубин

Тункинский телескоп зафиксировал взрыв звезды, погибшей 12 млрд лет назад

Телескоп-робот сети «МАСТЕР», установленный на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине Бурятии, стал первым в мире прибором, зафиксировавшим слабый свет от далекого космического взрыва, который шел к нам 12 млрд лет. Как сообщили «МК Байкал» в управлении информационной политики ИГУ, видимая звездная величина объекта составила 16,5, что почти в 20 тыс. раз меньше, чем у самой слабой звезды, которую можно увидеть невооруженным глазом.

Тункинский телескоп зафиксировал взрыв звезды, погибшей   12 млрд лет назад
Изображения из базы данных проекта "МАСТЕР"

— Свет от древнего источника шел к нам 12 млрд лет, — подчеркнул директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев. — Подавляющего большинства звезд и галактик тогда еще не существовало. Во всей Вселенной в те времена еще не было ни одной планеты. И только через 8 млрд лет после появления обнаруженного всплеска сформировалась Солнечная система вместе с Землей.

Примечательно, что за всю историю гамма-наблюдений расстояния до гамма-источников удалось определить только в 350 случаях. Открытый телескопом на иркутском полигоне объект оказался на 12 месте из 350 по удалению: лишь 11 всплесков оказались еще дальше.

Как рассказали в управлении, изначально всплеск космического гамма-излучения, получивший обозначение GRB140304А, зафиксировала орбитальная гамма-обсерватория «Свифт». Это произошло в среду, 4 марта. После сигнал со спутника был принят телескопом на астрофизическом полигоне ИГУ в Тункинской долине. Спустя 23 секунды после получения сигнала телескоп уже был автоматически наведен на нужную точку на небе и начал съемки в оптическом диапазоне. С момента обнаружения нового источника излучения на небе детекторами «Свифта» прошло всего 84 секунды.

Затем к исследованиям подключились крупные инструменты. Спустя восемь часов самый большой в мире оптический телескоп Gran Telescopio Canarias с диаметром оптики 10,4 метра, установленный на вершине вулкана Мучачос на острове Ла-Пальма (Канарский архипелаг), получил спектр нового оптического источника. Его изучение привело к поразительному выводу – расстояние до источника составило 12 млрд световых лет.

Открытие оптического излучения от взрыва древней звезды в очередной раз подтвердило высокий потенциал системы телескопов-роботов «МАСТЕР», которая создана и успешно работает в России. В проекте участвуют Московский, Екатеринбургский и Иркутский государственные университеты, Благовещенский педагогический университет, Пулковская астрономическая обсерватория, а также обсерватория университета Сан-Хуан (Аргентина). Высокая прозрачность воздуха в Тункинской долине позволяет успешно проводить уникальные наблюдения. Техническое обеспечение работы Тункинского телескопа ведут сотрудники Иркутского госуниверситета.

Автоматический телескоп на астрофизическом полигоне ИГУ в Тункинской долине не раз фиксировал космические объекты. Так, в декабре 2012 года с помощью тункинского телескопа был открыт астероид 2012 VG82, это был далекий объект из Главного пояса астероидов.

В сентябре 2013 года телескоп зафиксировал неизвестный космический объект, который спустя девять часов прошел в 11 тыс. 300 км от Земли. Тогда ученые предположили, что это небольшой астероид, который прошел в опасной близости от нашей планеты. По предварительным данным, объект имел размеры около 15 метров — чуть меньше челябинского метеорного тела, которое вошло в атмосферу Земли 15 февраля прошлого года. Обнаруженный объект находится на пятом месте за всю историю зафиксированных тесных сближений астероидов с Землей. На первом месте стоит небольшой астероид, упавший в 2008 году в Судане. Сообщение об открытии было немедленно отправлено в Международный центр исследований малых планет. Объект получил номер MASD91.

В декабре 2013 года телескоп зафиксировал уже новый астероид. Космический объект находился между планетами Марс и Юпитер. Сообщение об его обнаружении было отправлено в специальную международную службу. В Центре малых планет информацию подтвердили, небесное тело отнесли к обычным объектам главного пояса астероидов и зарегистрировали под номером 2013 XH. Астероид имеет диаметр около 600 метров. По предварительным данным, небесное тело является Марс-кроссером, то есть может сближаться с Марсом. Сейчас он находится на небе недалеко от Плеяд.