Собака бывает кусачей: исполняется ли закон о гуманности к животным в Иркутской области

Зоозащитники и специалисты бьют тревогу, утверждая, что на это нет достаточных средств

Формально новый закон о гуманном отношении к животным заработал. Но заработал ли он в реальности?

Зоозащитники и специалисты бьют тревогу, утверждая, что на это нет достаточных средств
Фото: Кирилл Шипицын.

В поселке Октябрьский Чунского района 13-летней девочке разорвала лицо бездомная собака. Животное набросилось на школьницу на крыльце местного почтового отделения, которое находится в здании поселковой администрации. Девочка наклонилась, чтобы взять велосипед. У нее разорваны щеки и пазуха носа, клык прошел в рот, сделав сквозную рану. Как девочке удалось отбиться от собаки, она не помнит. Школьнице наложили швы, но в будущем ей понадобится не одна пластическая операция, чтобы убрать шрамы. А она занимается танцами, мечтает сняться в рекламе… Этой страшной истории могло не случиться, если бы в городах и селах Иркутской области вовремя отлавливали бездомных животных.

Ловить, лечить, стерилизовать, отпускать

Кстати, ту самую собаку мать девочки поймала самостоятельно: подманила печеньем и закрыла в вольере. Животное проверят на бешенство. Но эта собака – всего лишь одна из немногих даже в сравнительно небольшом поселке Октябрьский, где бегают десятки беспризорных зубастых друзей человека. Их никто не ловит. Глава поселковой администрации говорит, что в растущем количестве безнадзорных собак в Октябрьском виноваты люди, которые переехали отсюда после наводнения 2019 года, бросив своих питомцев. На отлов в бюджете Октябрьского заложено 50 тысяч рублей, но за такие деньги к ним не соглашается ехать ни одна служба. Тем более, что отловить на эти деньги можно менее 10 собак – по 5,5 тысячи за голову (средняя цена в Иркутской области). При этом собак нужно не просто поймать. Согласно новому закону о гуманном отношении к животным, отловщики должны поймать животное, сфотографировать, вылечить, стерилизовать, пометить и пристроить новым хозяевам (при условии, что животное не агрессивное). Ну или выпустить на старое место жительства…

– Новый федеральный закон № 498 о гуманном отношении к животным вступил в силу полностью с 1 января 2020 года, – комментирует руководитель иркутского питомника «К-9» Вячеслав Славин.

Вячеслав Славин, руководитель иркутского питомника "К-9".
– Он был принят еще в 2019 году, но часть статей, касающихся отлова и содержания безнадзорных животных, отсрочили на год, чтобы все успели подготовиться к новым требованиям. Однако Иркутская область к вступлению в силу закона о гуманном отношении к животным оказалась не готова.

Согласно закону о гуманном отношении к животным, отловом безнадзорных собак должны заниматься специализированные организации, владеющие приютами для содержания этих самых животных, причем содержаться они должны в достойных живого существа условиях: не в клетках, а в вольерах определенного объема, в зависимости от размера собаки. При этом сам факт отлова, по закону, должен быть зафиксирован на фото и видео. Далее животное привозят в приют, где держат на карантине и обследуют, а также лечат при необходимости. Необходимость, кстати, есть всегда – по крайней мере, паразитов нужно выводить у всех бродячих псов и котов. После карантина животное переводят в основной приют и стерилизуют. Далее за ним нужно ухаживать до того времени, пока питомец не оправится от операции. После его можно выпустить – «в привычную среду обитания», то есть в идеале – отвезти назад, где поймали. Однако это – лишь в том случае, если животное не удалось пристроить новым владельцам. А для пристройства собаку нужно фотографировать и размещать фото на сайте приюта, с указанием всех «характеристик» животного. Агрессивных собак, если они после лечения и стерилизации не утратили своей агрессии и никому не нужны, усыплять, по новому закону, ни в коем случае нельзя – только содержать пожизненно. Усыплению подлежат только безнадежно больные животные после заключения ветеринара… И все это – за 5930 рублей, которые выделяет бюджет Иркутской области за отлов и содержание в течение года одной особи.

– Деньги, которые выделяются из бюджета Иркутской области на отлов и все действия по лечению и содержанию безнадзорных животных – это мизерная сумма, – говорит Вячеслав Славин. – Одна только операция по стерилизации стоит 6-8 тысяч рублей – и это в клиниках Службы ветеринарии Иркутской области! А перевозка? А лекарства? А корма? А уборка?..

Именно по этой причине питомник «К-9» и компания «Ной-ПовоДог», у которых есть возможности для содержания животных, заключать контракты на отлов в Иркутске и в области не торопятся. «К-9», к примеру, заключил контракты на отлов до конца 2020 года только 340 собак – и то в муниципалитетах, власти которых добавили денег из своих бюджетов в придачу к мизерным областным. А тем временем начальник управления правовой работы и государственной гражданской службы Службы ветеринарии Иркутской области Александр Ушаков заявил, что до конца 2020 года в Иркутской области будет отловлено 8845 собак. Но если два легальных крупных приюта, имеющих возможности для отлова и содержания, собак в Приангарье не ловят – кто же этим занимается?

Ответ на данный вопрос не понравится тем, кто «в теме». Муниципальные контракты на отлов безнадзорных животных почти все муниципалитеты Иркутской области заключили с печально и скандально известным карлукским приютом «Пять звезд».

«Пять звезд»: история о закрытом, но не снесенном приюте

Для тех, кто не знает о «Пяти звездах», поясняем: приют «Пять звезд» располагается на территории частного землевладения в Карлуке. Это не специально выделенное место – стандартный участок, с трех сторон – соседи, обычные сельчане, что запрещено законодательством. Известен он давно, известность эта – печальная. Например, в 2016 году Иркутский районный суд обязал, по иску о нарушении земельного законодательства, выдвинутому прокуратурой, освободить участок, занимаемый приютом. На работу приюта неоднократно жаловались. За животными почти никто не ухаживал: собственных сотрудников в «Пяти звездах» – раз, два и обчелся, а волонтеров и особенно зоозащитников руководство приюта старалось особо не допускать. В 2012 году неподалеку от приюта была обнаружена яма с останками собак. Люди, забиравшие собак из этого приюта, рассказывали о том, что животные худые, обезвоженные и сильно запуганы. О стерилизации и речи не шло – хотя уже тогда это было одним из условий отлова. В 2019 году зоозащитники назвали приют «Пять звезд» «Карлукским концлагерем для животных» – и устроили протестную акцию.

Фото: Кирилл Шипицын.
Однако, несмотря на все скандалы, «Пять звезд» живет и процветает, год за годом выигрывая муниципальные контракты на отлов животных. Если в год они ловят 3-5 тысяч собак, то где эти животные размещаются? Ведь на территории карлукского приюта, который существует по сей день, можно поместить максимум 600 животных…

– В 2019 году «Пять звезд» заявляли, что усыпляли отловленных собак, хотя это и было запрещено, – говорит Вячеслав Славин. – В 2020 году «Пять звезд» выиграл множество муниципальных контрактов на общую сумму более 21 миллиона рублей. 3850 животных им нужно отловить. Куда их поместят? Или просто усыпят и сделают липовые справки? А может, просто выпустят где-то в другом районе? Для отчетности предоставят непонятные фотографии с описанием типа «Кобель, 1,5 года, черно-белый», под которое можно подвести любую собаку…

Славин уверен: компанию «Пять звезд» никто не контролирует и она физически не может отловить и содержать указанное в контрактах количество животных – с соблюдением законодательства, то есть: поймать, привезти в свой приют, вылечить, стерилизовать и передать новым владельцам или же отпустить на прежнее место обитания. «Пять звезд» не располагают для этого ни необходимым штатом сотрудников, ни соответствующей инфраструктурой. Старый приют на 450 вольеров в Карлуке был снесен по решению суда, а новый приют располагается в обычном частном доме. В штате компании – два человека: сам Александр Солдатов, владелец компании, и его жена Анна. Волонтеров в приют «Пять звезд» после скандалов прошлых лет не допускают.

Мы уточнили в Службе ветеринарии Иркутской области, как они контролируют отлов и содержание безнадзорных животных. Оказалось – никак. Контроль за отловом и содержанием безнадзорных животных ведут муниципалитеты, заключившие контракт с подрядчиком. Очень интересно: как часто власти того же Братска или Тайшета ездят в Карлук для того, чтобы посмотреть, как там содержатся пойманные на территории этих городов собаки? И вообще – помнят ли они «своих» собак в лицо, то есть в морду?..

Чип – и никаких проблем

Избежать всего этого и наладить контроль за расходованием бюджетных денег можно, считает Вячеслав Славин. Это же поможет навести порядок в вопросах негуманного отношения к животным со стороны их владельцев. Для этого всех домашних питомцев нужно чипировать. И уличных – тоже, при отлове. «К-9» так и делает и уже создал базу чипированных собак, отловленных и вылеченных в приюте. Проверить чип можно простым прибором, который показывает весь путь собаки – от покупки до улицы.

– Если обязать на региональном уровне чипировать всех домашних собак и кошек, то это не так уж дорого будет стоить, – говорит Вячеслав Славин. – Сам чип стоит в пределах 200-300 рублей, вшивание его питомцу – примерно столько же. Это довольно быстрая процедура. Все данные с чипа будут заноситься в единую базу. И тогда, поймав собаку или кошку, обследовав ее специальным прибором, отловщик сможет увидеть, откуда собака: домашняя она или уличная, стерилизована или нет, болезни и прочее. Чип безболезненнее и безопаснее, нежели клипса, которую сейчас должны вдевать в ухо стерилизованной собаке отловщики. К тому же, если собака домашняя, по чипу можно найти владельца и узнать у него, почему животное оказалось на улице. Выбросил? Тогда плати: за отлов, лечение, стерилизацию, содержание, корма, работу сотрудников приюта… Я считаю, что в таких случаях владельцы животных сто раз подумали бы, прежде чем завести питомца и потом выбросить его на улицу.

Соответствующее предложение Вячеслав Славин направил врио губернатора Иркутской области Игорю Кобзеву.

А пока услуги по «отлову, транспортировке, умерщвлению, уничтожению трупов собак без владельцев» (цитата из муниципального контракта) в Приангарье будет оказывать «Пять звезд». Вот только почему-то, несмотря на то, что часть контрактов уже выполнена, собак на улицах меньше не становится…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру