Московские разработчики сочинили для Иркутска белый стих за 1 миллион 300 тыс. рублей

Смысл Иркутска для всего мира: ярко-салатовое «Включайся!»

Смысл Иркутска для всего мира: ярко-салатовое «Включайся!»
Тот самый стиль, над которым московские разработчики думали почти год. Фото Андрея Колганова

«Представьте себе идеальный город будущего»

Конкурс на создание бренда выиграла московская компания «Инстид» в августе прошлого года: за 1 миллион 300 тысяч москвичи взялись до декабря создать иркутский брендбук. Впрочем, эта компания стала единственным участником конкурса, так что вариантов не было.

В начале года комитет по экономике администрации Иркутска, который курировал этот проект, был признан неэффективным, и его упразднили. А большой «кирпич» московских наработок передали в комитет по культуре, который четыре месяца разбирался, что с этим делать. Публичная презентация не входила в заказ, поэтому приезд гендиректора компании «Инстид» Александра Гранда и арт-директора программы создания бренда Иркутска Сергея Клещева выглядел как их личная инициатива. Правда, после презентации возникло чувство, что сотрудники комитета по культуре, на которых возложили непосильное бремя работы с брендом Иркутска, просто решили не рисковать репутацией и не показывать иркутянам эти наработки самостоятельно.

Зрителей собралось около трех десятков человек, в том числе несколько представителей Общественной палаты Иркутска, главный архитектор города, дизайнеры, общественники и студенты. Эта «тусовка» следила за брендированием, бывала на предварительных слушаниях. Заинтересованные общественники спорили друг с другом. И теперь все с нетерпением ожидали результата - тем более, что его таили от общественности четыре месяца. Это сильно контрастировало с первоначальной публичной активностью московских разработчиков: осенью они давали по несколько интервью в день, и это смотрелось логичным - приезжие специалисты знакомятся с городом через СМИ, много путешествуют, подробно рассказывают про местный самогон... И вдруг - полная тишина по результату. Так что все ждали приятного сюрприза.

Александр Гранд призвал абстрагироваться от исторических штампов и личных ожиданий: представьте себе, сказал он, идеальный Иркутск будущего.

- Давайте поймем, про что же Иркутск, - сказал Александр. - Нужно определить смысл Иркутска для всего мира.

Дальше он представил ряд «логических звеньев». Приведем их полностью: Байкал = без берегов, декабристы = воля, деревянное зодчество = столица, наличник = расширение пространства (для иркутян они как портал, выход в третье измерение), авиация = отрыв от земли, бабр = независимость мышления, электричество = заряд, сейсмичность = устойчивость, граница = самодостаточность. В этой игре в ассоциации у москвичей зэки и ссыльные обозначают твердость, а купцы - героические предприятия.

Александр Гранд: «Мы хотим сделать Иркутск зоной эксперимента. Поверьте, мы старались и показали вам лучшее, что могли». В качестве городского слогана он выбрал призыв «Включайся!», хоть и рассматривал и более грубое «Врубайся!» Но и это более чем не оригинально: тарифы «Включайся!» до сих пор работают в сетке федерального сотового оператора, корпоративный цвет которого, кстати, - ярко-зеленый.

Через связку этих «иркутских образов» разработчики пытались понять концепцию развития города:

-- Вы называете Иркутск центром Земли, значит, вы видите себя вне координат, - продолжает Гранд. - Иркутск - неудобный, некомфортный и не расслабляющий город. А смысл его... во включении.

В этот момент погас экран и забарахлила аппаратура. На минутку показалось, что даже предки иркутян с недоумением уставились на москвича со старинных фотографий, развешанных по стенам.

- Иркутск, включайся! - одновременно пошутил и презентовал свой слоган для города Александр Гранд. - Елочка, гори!

Заряд. Подъем. Переворот

За окном густой пеленой шел снег, и казалось, что на дворе не апрель, а декабрь, когда разработчики сдали свой проект в мэрию. За это время они придумали три главных слова, сквозь призму которых и предлагают переосмыслить иркутскую действительность: 1. Заряд. 2. Подъем. 3. Переворот.

Идея заряда (и электрического, и пушечного - здесь все вместе), скорее всего, пришла в голову разработчикам, когда они узнали, что в Иркутске самое дешевое электричество в мире. Одну из своих концепций они даже назвали «Тесла», в честь великого физика. «Подъем» означает волевое усилие, которое должен сделать Иркутск, чтобы поменяться: сибирские казаки таскали на себе даже айсберги в Калифорнию - и их потомки должны быть так же легки на подъем.

- А переворот - это когда приезжаешь на Байкал или в Непал, - продолжает Гранд. - И оказываешься в этом космосе. И меняешься!

И он включил видеоролик, белые стихи к которому написал сам. Приведем его почти целиком: «Я - граница, я точка отсчета. Врубайся! Космос на проводе. Здесь нет маршрутов и расписаний. Иркутск заряжен. Акция. Активация. Активизация. Все мои частицы работают на максимальной мощности. Электричество через край из каждой клетки на волю. Я на солнце. Я вижу землю. Я вижу себя в большом мире. Я - стихия. Я без берегов. Я заряжен. Город дерзких идей, прорывов, открытий, лопающихся проводов, айсбергов, фейерверков и ярости. Город карнавала, летающих машин и самолетов. Мы -- звезды. Быть, а не казаться. Бить, а не касаться. Доступный, новый простой авангард. Всегда в движении, резкий, живой. Здесь зона эксперимента, чудес. Граница без границ и без ограничений. Вне координат, измерений, правил и мнений. Включайся!»

Очевидно, все это предполагало аплодисменты. Захлопал лишь один человек. Лица присутствующих становились все более суровыми.

Но это было еще не все. Им еще предстояло увидеть логотип Иркутска.

В Атлантике все по-иркутски

И это был шок. В самом начале презентации на экран была выведена ярко-зеленая заставка с надписью «ИРРРРРРРРКУТСК», где многочисленные «р» занимали весь экран. Выглядело это как дизайнерская шутка, как будто ребенок нажал на компьютере клавишу и долго не отпускал. Кто-то подумал, что, может быть, это фоновая заставка перед главным «блюдом» – перед собственно логотипом.

Но тут вышел дизайнер Сергей Клещев и сказал, что это и есть наш логотип. Ярко-зеленый (даже кислотно- салатовый) - цвет города. PragmaticaRegular - главный шрифт. Правда, для Иркутска Клещев разработал еще и личный шрифт и назвал его RebelFont. Москвичи объяснили, что в Иркутске уместны и любые синтетические цвета, и строгие линии, и четкие геометрические формы, и натуральные материалы. Короче, «простой русский авангард».

Далее разработчики показали несколько примеров необычного современного дизайна в разных городах: например, кинотеатра в Нью-Йорке, где зрители через экран смотрят на живую улицу. И назвали такие примеры «чисто иркутским стилем».

- Мы были в Атлантике и видели один португальский остров, где все было по-иркутски, - значительно добавил Гранд. Зал молчал, выражая полное неприятие. Иркутяне новый предложенный цвет назвали цветом китайских кроссовок и не вспомнили подобной гаммы у русских авангардистов: ни у Кандинского, ни у Малевича. Несколько членов Общественной палаты Иркутска быстро покинули зал, высказавшись так: «Мы разрабатываем бренд для привлечения в Иркутск туристов, но в такой город, как показали вы, мы сами не поехали бы никогда». Не остались на обсуждение и многие чиновники и руководители крупных турагентств.

- А вы хотя бы знаете, что означает слово «Иркутск»? - с возмущением спросила Роза Халтуева, председатель ассоциации этно-дизайнеров.

Роза Халтуева: «Почему в бренде нет никаких этнических мотивов? Они ведь привлекают туристов!»

Гранд ответил, что ему рассказывали об этом именно в этом музейном зале, но он пропустил эту информацию как ненужную. Ему ответили, что «Иркут» - значит «своенравный, капризный», здесь русские традиции переплетаются с восточными: игнорировать этнический момент как минимум неграмотно. Старшее поколение поддержала молодежь, которая так же высказалась категорически против.

- А где же здесь Иркутск? - говорит Артем Токарев, студент БГУ. - Что есть иркутского в вашей презентации? Я не увидел здесь свой город. Покажите эту «иркутскость», которую вы искали!

Разработчикам указали, что Иркутск сам по себе достаточно агрессивный город, и делать дизайн «жестким, дерзким, борзым» неправильно. Поинтересовались: каким образом этот дизайн разработчики собираются прививать в спальных районах города?

- Кнутом и пряником, - ответил Александр Гранд. - Травить напалмом.

И рассказал, что он с товарищами задумал открыть в Иркутске коммерческую компанию, которая будет печатать сувениры и заниматься дизайном по их разработкам.

В какой-то момент презентации разработчики иркутского стиля стали походить на Остапа Бендера с Шурой Балагановым - с рассказами о будущем Иркутска и своем желании продавать здесь футболки с бабром.

Виталий Барышников, начальник управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Иркутска, внимательно следил за разгоревшейся дискуссией и в конце заверил, что работа над брендом будет продолжаться и далеко не все идеи, предложенные москвичами, будут приняты.

Виталий Барышников, начальник управления культуры Иркутска: «Если вы думаете, что завтра мы все закрасим в такие цвета, то этого не будет точно. Это одно из блюд, которое может быть кому-то интересным и вкусным. Но задача так не стояла: мы делаем бренд, направленный на развитие туристического потенциала Иркутска».

Химическая приправа тем, кто не может уехать

За комментарием мы обратились к Константину Лидину, известному социальному психологу, который уже много лет разрабатывает иркутский стиль.

- Видите, сегодня они об этом говорят открыто: их проект и был сделан, чтобы закрепиться в Иркутске в качестве приезжающих экспертов, - говорит Константин Львович. - Но это обойдется слишком дорого городу - каждый раз приглашать специалистов, которые будут принимать решения. До сих пор непонятно, как это будет реализовываться на практике. Каким образом их частное мнение можно сейчас сделать обязательным для всеобщего исполнения? Это совершенно непонятно. Предложенный стиль - очень вторичный. Ничего особенно иркутского в нем нет. У этого голландского стиля DeStiJl много подражателей. Они сильно повлияли на городскую среду и на искусство, начиная от живописи и заканчивая сувенирами. Но все это сопровождалось и социальными потрясениями, конфликтом поколений, болезненными явлениями. Готов ли Иркутск допустить у себя такой район, как Христиания в Копенгагене с полной свободой нравов? У нас запас прочности не такой большой.

Константин Лидин: «Каким образом вы собираетесь все это применить на практике?»

- Как вы восприняли цветовое решение?

- Палитра RGB рассчитана на светящиеся цвета. Эти цвета - как перец в еде, но это не само блюдо, а приправа. Она очень резкая, жгучая и пряная. Это химические цвета. Их, между прочим, довольно сложно воспроизвести. Особенно в Иркутске. У нас здесь агрессивная среда, у нас здесь яркое солнце с огромной долей ультрафиолета, у нас дикие перепады температур. Поэтому такие яркие краски, как они предлагают, продержатся в таком качестве лишь неделю. Потом они начнут тускнеть, если только не использовать супердорогие компоненты. У разработчиков нет понимания, как это будет работать на самом деле. Краска выгорит на солнце, и весь их дизайн через две недели потускнеет.

Иркутск москвичи предложили раскрасить в кислотные цвета - чтобы привлечь туристов.

- Вы поняли, что такое «Заряд. Подъем. Переворот»?

- Это лишь слова, призывающие к действию. Но к какому - непонятно. Взять кирпичи и идти бить стекла? Такой вариант также может быть прочитан. Они предполагают, что будет только позитив, творческие выбросы. Но ведь могут быть и другие, агрессивные. Думаю, весь Иркутск точно не примет такой проект. Примет слой молодежи, которой здесь душно и тесно, которая хочет, но не может отсюда уехать. Поэтому они хотят все переделать здесь, чтобы в Иркутске был маленький Амстердам.

Название города разработчики предложили писать именно так.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру