Жители Молодежного пытаются отстоять свои дворы

Земля, на которую претендует Федерация, в Молодежном застраивается частниками

Предполагается, что злоупотребления, связанные с выделением земель в Иркутском районе, прекратились с обезвреживанием особо активных элементов, с арестом бывшего мэра района Игоря Наумова и побегом бывшего ректора Такаландзе. Но теперь жители поселка Молодежный, которые объединились в две инициативные группы, пытаются противостоять застройщикам, осваивающим их дворы. Дворы тоже оказались нарезанными на участки под строительство.  

Земля, на которую претендует Федерация, в Молодежном застраивается частниками
Фото из архива героев материала

Придомовая застройка

-- «Первым звоночком» массовой многоэтажной застройки были две девятиэтажки, которые продолжили коттеджную улицу Приморская. И вот прямо перед коттеджами встали две девятиэтажные секции. Но жилых домов они особо не касались, свет никому не загораживали. А вот дальше строители пошли вглубь и вширь… – дает предысторию Галина Сопина, член одной из двух инициативных групп Молодежного. Ее инициативная группа сегодня пытается оборонять от новой застройки участок возле корпусов сельскохозяйственной академии. Здесь располагается группа из семи старых жилых домов, где имеют квартиры сотрудники и ветераны академии. В одном из них не так давно проживал бежавший ректор. В том же самом «ректорском» доме N5 проживает и Галина.

Галина Сопина

За домом N5 была большая детская площадка. Ее разделили под участки ИЖС и раздали эти участки очередникам, в том числе «мертвым душам» -- старикам, которых и в живых-то уже не было.

Дальше все по обычной схеме: участки перепродавались по нескольку раз, и последний приобретатель автоматически становился добросовестным. В итоге участки оказывались в руках застройщиков.

Жители пытались пойти цивилизованным путем – доказывая, что эта земля относится к их придомовой территории. В этом случае им передали бы землю, которая раньше по факту считалась федеральной и относилась к сельхозакадемии. Но оформить придомовую территорию не дает поселковый совет, в руках которого сосредоточена вся полнота власти в Молодежном. Именно глава поселка решает, где будет застройка, выдает разрешения на строительство.

-- Росимущество готово нам передать землю по максимуму – по 40 соток на дом, так как они прекрасно понимают, что это наше право, закрепленное законодательно. Но глава поселка Степанов препятствует этому, -- Галина и ее соратники считают, что для главы поселка интересы застройщиков важнее.

Детские асоциальные проекты

Прошлым летом отношения между жителями и строителями накалились до военного градуса.

Это связано с появлением в Молодежном застройщика под названием ООО «Детские социальные проекты», гендиректором и учредителем которого является Александр Самоха. Никаких детских и тем более социальных проектов в Молодежном не предполагается -- возводится коммерческое жилье.

Один участок частники из «Детских социальных проектов» осваивают на ул. Центральной в учхозе (учебное хозяйство ИРГАУ – прим. ред.), и против этого освоения уже имеется решение Верховного суда, в котором определено, что земли не предполагают многоэтажную застройку, а выделены под индивидуальное строительство – ИЖС.

-- Но сколько бы инициативная группа с улицы Центральной ни билась, в генплане поселка на этом месте «рисуется» многоэтажная застройка, а решение Верховного суда не регистрируется главой поселка. Жители уже три года пытаются остановить безобразие. Но, наверное, придется им снова судиться. Самоха начал там строительство группы домов, – объясняет Галина проблемы соседей, с которыми ее инициативная группа работает в связке.

Второй участок, который осваивают «Детские социальные проекты» -- как раз там, где проживает Галина Сопина. На выделенном участке проходят старые инженерные коммуникации, дома вокруг газифицированы. Один из домов стоит на ленточном фундаменте на песчаной почве, один – в ветхом аварийном состоянии. Когда строители начали копать котлован, один из домов повело. В общем, стройки, которые развернулись вплотную к старому жилому фонду, по мнению жителей, несут угрозу. Поэтому они писали жалобы в разные инстанции, выходили на митинг. Галина и ее товарки собрали доказательную базу, на основании которой застройку двора можно было прекратить. Но тщетно.

В июле 2017 года жители не пустили на участок строительную технику «Детских социальных проектов». После этого начались угрозы.

-- Лично вам угрожали?

-- Конечно. Я написала заявления три об этом – что меня запугивают, подкарауливают возле дома. В полиции Иркутского района мне объяснили, что «это недоказуемо», то есть как в анекдоте: когда убьют, тогда и приходите. Родственники решили, что мне надо на время уехать из Иркутска. Я уехала, а утром следующего дня на площадку привезли парней, часть из них кавказской национальности.

На тот момент у строительной компании было разрешение на строительство. Но одновременно с этим у активистов была бумага от министерства имущественных отношений Иркутской области, свидетельствующая, что со строителями разрывают отношения. Жители (подавляющее большинство которых - пожилые женщины) устроили сидячую забастовку на месте строительства. Акцию протеста молодчики разогнали, женщины получили повреждения, синяки, факт стычки был заснят на видео – его можно без труда найти в Интернете.

В полицию района поступили множественные заявления. Но в возбуждении дел отказали – за отсутствием состава преступления.

-- Когда наш вопрос рассматривался на заседании Общественной палаты, туда пригласили и представителя правоохранительных органов. И на вопрос о том, почему не возбудили дело, он ответил так: ну, специально же никого не били…

Что имел в виду страж порядка? Мы не возьмемся объяснить, как не взялась и Галина, и ее коллеги по инициативной группе. Очевидно следующее: жители борются не Самохой, а с системой, частью которой являются и некоторые застройщики. Это система наживы и укрывательства. А как иначе объяснить сложные и противоречивые взаимоотношения жителей Молодежного и местной власти всех уровней?

С правительством -- не сложилось

 -- Самое первое наше обращение было о том, что это земля сельскохозяйственного университета, что там проходят инженерные сети наших домов. Пришел ответ: сетей нет, участок муниципальный. Глава поселка Степанов категорически отказался выдать нам документы, сославшись на то, что у него нет ни схем, ни карты. Мы нашли нужные документы в ИРГАУ. И полгода доказывали, что там проходят инженерные сети.

Галина объясняет, что глава сам и выдал строительной компании разрешение. Ведь, согласно федеральному закону № 131, все полномочия по решению проблем на местах были переданы муниципалитетам.

Жалобы районным властям тоже действия не возымели. К главе района Фролову они не могут записаться с сентября 2017 года, остальные районные чиновники их отфутболивают – мол, не наше это теперь дело. Самоустранились и даже на письма не отвечают.

-- Каждый раз мы приносим обращения, начальник по работе с территориями Кузнецова принимает наши письма, но ни разу ни одного ответа она нам не отправила.

Областная власть с самого начала повела себя противоречиво. Взаимоотношения с минимущества начались с ответа Александра Битарова, который в последний день пребывания на посту председателя правительства дал обнадеживающий ответ: договорные отношения с Самохой будут расторгнуты. После его ухода министр Сухорученко подтвердил это. Однако во власти произошли изменения.

-- И чуть позднее нам приходит бумага за подписью заместителя председателя областного правительства Виктора Кондрашова: все в порядке, пусть Самоха строит. Мы съездили на прием в Серый дом, нас оттуда фактически выставили. Дальше мы пошли «доставать», как говорят чиновники, Кондрашова. Было у нас два круглых стола. На первом архитектура дала заключение, что невозможно на 13 сотках построить нормально функционирующую девятиэтажку. Правда, потом, ко второму круглому столу, забыла об этом… – рассказывает Галина.

С губернатором у активистов тоже не сложилось. В сентябре они специально поехали в Ангу, где открывался центр святителя Иннокентия, и ожидали президента. Но Путин не прилетел, поэтому заветную папочку с документами вручили губернатору Сергею Левченко.

-- Он сказал: «Там же пустырь, чего они вам мешают?» Для наших органов власти везде пустырь, особенно там, где простые граждане живут. А страдает более тысячи человек.

Правоохранительные органы тоже прохладно отнеслись к активистам из Молодежного. Так продолжалось, пока активисты не попали на прием к проверяющему из Москвы – заместителю руководителя Следственного комитета РФ генералу Илье Лазутову.

-- Из Москвы пришло письмо: поставить наше дело на особый контроль. И нас наконец вызвали к следователю в Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области.

Отсудить для Федерации

Дело возбудили. Но работы на строительной площадке так и не приостановились.

Поэтому, пока идет расследование, с иском в суд обратились Росимущество и ИРГАУ, которые пытаются оставить землю за государством, пытаются противостоять разбазариванию федеральной собственности. Сами жители сделать этого не могут – дело рассматривается в Арбитражном суде, и физлица имеют право включиться в процесс лишь тогда, когда у них есть подтвержденные материальные права на объект спора -- в данном случае земельный участок. Но глава поселения не дает подтверждающих документов на придомовую территорию.

Есть еще один способ отстоять свои интересы - доказать, что стройка влечет за собой разрушение кирпичной четырехэтажки N 1, самого старого дома в околотке. Под домом Службой государственного жилищного надзора был обнаружен провал грунта, дело усугубляется весенними талыми водами. Если этот дом признают аварийным, рядом с ним строить будет нельзя. Но, несмотря на заключение Жилнадзора о провале грунта, глава поселка навстречу жителям не идет – мол, хотите доказать, что дом аварийный, так проводите экспертизу на свои деньги.

-- Хотя три-четыре квартиры там в соцнайме, а значит, администрация за них отвечает.

Лет восемь назад существовал план застройки Молодежного – с тем, чтобы убрать старую застройку, которая обветшала, и сделать реновацию – отселить жителей, а потом вернуть в новые квартиры. Но вместо реновации местные власти пошли другим путем: поселок просто застраивают коммерческим многоэтажным жильем. Это, конечно, намного проще. Но граждане не согласны и сдаваться не собираются.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру