Лишь 55% жителей Приангарья знают о своем ВИЧ-статусе

Распространение вируса можно остановить, если люди перестанут прятать голову в песок

СПИД не спит. Этот слоган из дремучих восьмидесятых, времен Советского Союза, сегодня как никогда актуален: в Иркутской области насчитывается 33 тысячи человек с ВИЧ-инфекцией. Мы на втором месте в Сибирском федеральном округе по количеству зараженных. При этом лишь 55% граждан знают свой статус.

Распространение вируса можно остановить, если люди перестанут прятать голову в песок
Фото: безформата.ru

Ничего не вижу, ничего не знаю…

Только в Иркутске сегодня 16 тысяч человек с вирусом иммунодефицита. Говоря проще, каждый 50-й. Сотрудники СПИД-центра говорят, что, например, прогуливаясь в праздничный день по набережной, они каждый час видят в толпе своих пациентов. Но мы-то их не видим – инфицированный ничем не отличается от обычного человека. Опасность этой болезни как раз в том, что до поры (и, бывает, очень долго) у человека «ничего не болит». А потом он вдруг резко, на глазах у родных, умирает.

Мы разговариваем с Екатериной Шмыковой, заведующей амбулаторно-поликлиническим отделением Иркутского областного центра СПИД, о том, почему Иркутская область оказалась так подвержена этой заразе.

- В Иркутской области ситуация с распространением ВИЧ-инфекции не просто серьезная, а очень серьезная, - говорит Екатерина Олеговна. – По количеству больных ВИЧ-инфекцией мы занимаем второе место в Сибирском федеральном округе. А больше всего зараженных в Кемерово. И на сегодня самое важное – заставить людей узнать свой статус. Распространение вируса можно остановить только если 90 процентов иркутян узнают свой статус. Сегодня о нем известно лишь 55 процентам населения.

Екатерина Шмыкова, заведующая амбулаторно-поликлиническим отделением Иркутского областного центра СПИД: «В прошлом году ВИЧ в Иркутской области заразились 16 подростков. Чаще всего ВИЧ в Иркутске заражаются взрослые люди, в самом расцвете сил, как правило, в браке: от 24 до 35 лет. В прошлом году 57 процентов заразившихся составили мужчины. Всего их в Иркутской области уже 2227, женщин меньше – 1683». Фото автора

Профилактические меры имеют свое влияние. На этой неделе четверо иркутян узнали о своем положительном ВИЧ-статусе. Они проходили мимо палатки с бесплатными тестами и зашли туда просто «от нечего делать». Проверить свой статус сегодня очень просто. Из гигиенического пакета достаете тестер и тщательно проводите им по деснам. Через 15 минут на тесте возникает полоска, которая и показывает наличие или отсутствие вируса. Так иркутяне (двое из них - семейная пара) и узнали, что у них ВИЧ. Этот способ не менее достоверен, чем анализ крови.

Так выглядит простейший тест на ВИЧ-инфекцию. Провели по деснам, 20 минут - и тут же результат. Центр СПИД регулярно проводит выездные акции, во время которых можно пройти обследование. К сожалению, автоматы с бесплатными презервативами в Иркутске пока еще не появились. А их уже давно пора размещать не только в пабах и кафе, но и в школах.

- Темпы заражения очень стремительные, - продолжает врач. – Реже всего проверяет свой статус трудоспособное население. А когда ему это делать? Работа, дом, дети. И всегда кажется: «Это может произойти с кем угодно, но только не со мной». Если честно, мы сами здесь проходим тест несколько раз в году. И каждый раз боишься. Особенно когда знаешь масштабы.

Как ведут себя обычные иркутяне, когда узнают о том, что они заражены ВИЧ-инфекцией? Это всегда шок. Как правило, человек уходит в себя, стремится к одиночеству, хочет уйти от разговоров. Особенно тяжело переживают это подростки и беременные женщины.

- Тест на ВИЧ обязателен для каждой беременной, - продолжает Екатерина Шмыкова. - И здесь мимо нас не пройдешь. Также в обязательном порядке его проходят иностранцы, которые хотят получить разрешение на работу в России. В этом году в Иркутской области таким способом обнаружили 45 ВИЧ-положительных иностранцев. По закону они не имеют права лечиться здесь, поэтому их моментально депортируют.

Один из главных мифов о ВИЧ-инфекции – это дороговизна лечения. Сегодня все необходимые лекарства бесплатно предоставляет государство. Иркутской области повезло: в областном центре успешно работает фармацевтическая компания, которая изготовляет важные лекарства для ВИЧ-больных.

- И сегодня ВИЧ - это не приговор, - с уверенностью говорит Екатерина Олеговна. – 99% беременных женщин с ВИЧ-инфекцией рождают абсолютно здоровых детей. Почти все заразившиеся взрослые уже через полгода терапии улучшают свое состояние. Сегодня человек с ВИЧ живет такое же количество лет, что и здоровый. Самое важное – вовремя обнаружить инфекцию, когда она еще не дошла до СПИДа – критического состояния иммунодефицита.

Центр СПИД-диссидентства

У каждого человека в микролитре (кубическом миллиметре – прим. ред.) крови около 500 клеток Сd4, которые каждую секунду защищают организм от многочисленных инфекций. ВИЧ-инфекция нападает в первую очередь именно на эти клетки. СПИД наступает, когда у человека этих защитников не остается совсем. И умирает человек не от самого СПИДа, а от побочных инфекций, которые свободно проникают в организм.

- Мы детям с ВИЧ-инфекцией объясняем их лечение на таком примере: лекарства, как пограничники, стоят на их защите круглые сутки, но на следующий день нужно приглашать других «пограничников», - говорит Екатерина Шмыкова. - Подросткам и взрослым лучше всего ситуацию объясняет равный консультант - это специалист, который сам заражен ВИЧ. И он объясняет на своем примере, показывает фото своих -- здоровых -- детей.

Два года назад в павильоне Сибэкспоцентра соорудили огромный куб чёрного цвета. На его стене было написано: «Случайные связи – это как черный ящик. Никогда не знаешь точно, что внутри. Проверь себя!» (фото Baikal.info.ru)

Оказывается, Иркутск можно назвать общероссийским центром ВИЧ-диссидентства. Это началось после громких выступлений иркутского доктора Владимира Агеева. Работая патологоанатомом, он пытался доказать, что СПИДа не существует в принципе. Якобы тема раздута центрами, которые получают щедрое финансирование на изучение этой мировой проблемы. А люди на самом деле умирают от других причин, и зачем же тогда бороться с тем, чего не существует?

В начале апреля умерла 35-летняя женщина, которая при наличии диагноза «ВИЧ-инфекция» отказывалась принимать лекарства. В течение 7 лет иркутянка состояла на учете в Центре СПИД, но в силу религиозных убеждений и морального воздействия людей, которые отрицают существование ВИЧ, была категорически против обследований и лечения. В итоге ВИЧ-диссидентка оказалась в реанимации в тяжелом состоянии.

Она находилась в реанимации в течение недели, врачи боролись за ее жизнь, но муж запрещал давать больной жене препараты антиретровирусной терапии. Врачи всячески пытались его переубедить, говорили, что в организме его жены не осталось живых иммунных клеток, но мужчина был непреклонен и все твердил: «Ранами Иисуса Христа я исцелен». В итоге пациентка умерла, а ее трое детей остались без матери. 

Супруги, верящие в то, что их спасут не лекарства, а сила молитвы, состояли в религиозной секте и считали, что прием лекарств – это сомнение в силе Творца. Отец троих детей тоже имеет диагноз «ВИЧ», о наличии заболевания у малышей данных нет, поскольку родители не показывают их врачам. Врачи Центра СПИД считают: если бы не религиозный фанатизм и мракобесие, жизнь женщины удалось бы спасти.

Причина: половая распущенность

Нужно четко понимать: ВИЧ-инфекция неизлечима, вирус будет жить в организме. Но сам СПИД – острое состояние, приводящее к смерти, -- иногда можно снять.

- Это очень хитрый вирус, но за годы работы мы научились с ним бороться. Сегодня основной способ заражения ВИЧ-инфекцией - половой. Времена, когда СПИДом болели в основном наркоманы, прошли, - продолжает Екатерина Шмыкова.

В первую очередь это произошло потому, что изменились сами наркотики. Сегодня «балом правят» курительные смеси - спайсы. Количество заразившихся ВИЧ из-за внутривенных инъекций сократилось на порядок.

-А ведь еще 15 лет назад большинство наших пациентов были героиновыми наркоманами, - говорит врач. - Помню одну девушку, которая была абсолютно уверена в моменте, когда заразилась: у нее закончились одноразовые шприцы, а ближайшая аптека оказалась закрыта, и она вколола дозу чужим шприцем. Сегодня такие истории уже редкость.

Половая распущенность Иркутска вывела его на второе место в Сибири по зараженности ВИЧ. Это и походы взрослых «налево», и незнание подростков о средствах контрацепции. Да и дороговизна презервативов. Заразившиеся тинейджеры говорят: «Были бы деньги, обязательно купили бы презерватив. Но денег нет...» Врачи говорят родителям прямо: купите своим детям - и мальчикам, и девочкам - презервативы, и пусть они всегда будут при них. На всякий случай.

В 2016 году иркутский Центр СПИД посетил спецпосланник Генерального секретаря ООН по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии Мишель Казачкин, который изучал ситуацию с профилактикой и лечением заболевания в России. ( фото ogirk.ru)

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру