Пожарный ад: можно ли спастись от огня в иркутских малосемейках?

Жители бывших общаг должны сами позаботиться о своей безопасности

Кемеровская трагедия заставила пожарных проверить все торговые центры в Иркутске – в 11 из них были обнаружены нарушения, которые в настоящий момент исправляются. В то же время готовятся проверки и других объектов, где может находиться много людей (особенно детей) одновременно. А вот читатели «МК Байкал» просят пожарных проверить еще одну важную категорию зданий – малосемейные общежития.

Жители бывших общаг должны сами позаботиться о своей безопасности
Гроздья обвисших проводов на выходе из подъезда в Пограничном переулке, 1г. Будут ли их прибирать собственники квартир без жесткого указания пожарных? Фото Андрея Колганова

Проверки идут

На этой неделе главное управление МЧС России по Иркутской области скорректировало перечень проверок объектов. Главное внимание - объектам с массовым пребыванием людей: проверяют прежде всего торговлю, культуру, спорт и детский досуг. Спасатели постановили, что всего проверке подлежат 395 объектов данной категории.

Вместе с пожарными одной делегацией с проверками ходят и представители МВД, Ростехнадзора, Стройнадзора, Росгвардии, а также общественности и СМИ.

- На сегодняшний день органами надзора обследованы 145 объектов, подлежащих проверке, в 78 выявлены нарушения, в том числе создающие угрозу жизни и здоровью людей, - комментируют в МЧС. - По каждому случаю будут приняты меры административно-правового характера.

Проверки никто не любит. Но есть в Иркутске особая категория жилья – малосемейные общежития, как действующие, так и бывшие. Их жители мечтают о пожарной проверке. Хоть и понимают: скорее всего, исправлять пожарную ситуацию им придется своими силами. Ведь большинство из них давно стали собственниками этих малосемейных комнат.

Окружив полицию

Три бывших общежития стоят в линию на Синюшиной горе. Их адрес – бульвар Рябикова, 45 – и литеры «а», «б», «в». Все это четырехэтажные дома из кирпича, уже изрядно обшарпанные. В доме под литерой «б» находится отделение полиции – занимает два этажа из четырех. Перед этим домом - большая площадка, куда заезжают лишь полицейские автомобили. А по бокам - две бывшие общаги.

Два верхних этажа этого здания - квартиры, нижние - отдел полиции N3.

- К сожалению, такое соседство не назовешь выгодным, как это могло бы показаться, - рассказывает местная жительница Александра Горчакова. – Персонажи, выпущенные из «третьего отделения», почему-то заходят в первую очередь в наши подъезды: посидеть да покурить. И кражи у нас случаются. Несколько лет назад сосед ограбил соседа – вынес почти все вещи из его комнаты. Так что близкое присутствие полиции этот контингент, к сожалению, не пугает.

У Александры маленький ребенок, и после трагедии в Кемерово она, как и другие жители дома, стала обращать пристальное внимание на противопожарное состояние дома.

- Посмотрите, в каком ужасном состоянии все провода, - говорит она. – От щитка в сырую погоду «бьется» электричеством. Сейчас все проверяют торговые центры - а почему никто не обращает внимания на малосемейки? Здесь тоже живут люди. Причем мы находимся здесь круглосуточно. У нас уже был пожар в подъезде. Мы и не знали, куда бежать.

В общежитиях, построенных еще в советское время, нормы пожарной безопасности когда-то соблюдались строго. Как минимум всегда был пожарный выход – позже нередко закрытый или заваленный. Но он всегда был.

Сегодня малосемейные общежития превратились в полноценные многоквартирные дома: у всех квартир есть собственники. И прежде всего сами собственники и стали захватывать общую территорию, которая раньше была неприкосновенна.

Мы стоим возле заложенной двери пожарного выхода. На стене висит тюб, перед дверью - детские санки, а рядом - большой шкаф с разным барахлом.

- Пожарный вход у нас заварен, потому что так решили хозяева квартир, которые расположены дальше по коридору, - рассказывает местная жительница Алена Сапина.

Жительница бывшего малосемейного общежития Алена: «Конечно, мы закрыли бывший общий коридор. А вы представляете, кто здесь ходит? Моя собака постоянно лает на чужаков».

– Их можно понять: возле нашего дома кто только не ходит! То драка в коридоре, то пожар! Люди пытаются отгородиться от всего этого… Но что нам делать, если вдруг заполыхает?..

Еще сложнее жителям «полицейского дома» -- того, где отделение полиции. Их квартиры расположены на двух верхних этажах, и входы на нижние этажи заколочены. Забиты они не капитально -- ведь кто будет ломать двери, чтобы тут же оказаться в полиции? А сами жильцы ходят по коридору в соседнее здание и дальше уже спускаются по общей лестнице. Понятно, что при пожаре им придется бежать по такому же пути.

По этому переходу жильцы «полицейского дома» попадают в соседнее здание, чтобы спуститься вниз.

Сознание общаги

Дух и нравы здесь остались прежними с общаговских времен. Общеизвестно, что курить в подобных помещениях нельзя. Но в конце каждого коридора возле окна -- пепельницы.

- Здесь и правда ничего не поменялось с советских времен, - говорит курильщица Анастасия, выпуская клубы дыма к потолку, черному от сажи. – Да и никогда не поменяется. Мы, например, живем здесь всю жизнь и даже не знаем, кто сейчас отвечает здесь за коммуналку. Тут было столько управляющих компаний, но они сменяют друг друга – мы даже запомнить их не успеваем. Мы сами вносим коммунальные платежи, а кто отвечает за все остальное?..

В малосемейных общежитиях давали комнаты своим сотрудникам многие иркутские предприятия. Например, у трикотажной фабрики была своя «малосемейка» в Верхней Лисихе. После закрытия фабрики ее бывшие сотрудники долгое время воевали за право выкупить свои комнаты – ходили на митинги, писали жалобы, пережили несколько рейдерских захватов. Новые собственники сделали квартиры из бывших секций - в каждой по четыре комнаты.

Есть в Иркутске и настоящий малосемейный квартал. Это почти десять домов под одним адресом: Пограничный переулок, 1 – в районе телебашни. Между домами под литерами «ж» и «г» разместилась мечта пожарной проверки – балконные переходы. Когда здесь были общаги, эти балконы служили пожарными выходами. Но все комнаты были также приватизированы. Мало того, новые квартиры появились даже на месте бывших общаговских фойе и холлов. У них большая площадь -- получились по местным меркам настоящие хоромы. А цену квадратного метра здесь знают.

Мечта пожарной проверки -- бывший балконный переход в Пограничном переулке: из дома "г" в дом "ж"

- Детей у нас живет много, - рассказывает Елена. - Дружим целыми этажами. Когда у кого-нибудь день рождения, всем ребятишкам не хватает места в комнатах - бегают по коридорам. Пожарных проверок мы и не помним. Здесь давно все пустили на самотек. Люди считаются собственниками, значит, сами и должны нести ответственность. Но вот сознание здесь еще осталось общаговское. Всем кажется, что должен прийти комендант и все решить...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру