Шаманы Иркутской области поссорились

Эпохальное событие для шаманов Прибайкалья не состоялось

8 апреля шаманы из Иркутска, Ангарска, Эхирит-Булагатского, Аларского, Осинского, Боханского и других районов компактного проживания бурят собрались в большом зале ДК «Орбита» в Иркутске, чтобы обсудить возможность объединения в сообщество под названием «Буха Ноен». К объединению были заявлены четыре организации, которые по факту должны были остаться самостоятельными, но создать альянс, некое юридическое лицо, выбрать председателя – и в дальнейшем действовать централизованно в деле сохранения и возрождения традиций коренных народов. Но ничего не вышло, шаманы поссорились.

Эпохальное событие для шаманов Прибайкалья не состоялось
Фото автора

В зале ДК собралось человек триста. Лица – разные, обветренные деревенские, холеные городские, темные, прожаренные байкальским солнцем и бледные, русские и бурятские. Русских в зале тоже было достаточно. И среди них тоже, оказывается, есть шаманы. Предполагалось, что в Центральную религиозную организацию шаманов Прибайкалья «Буха Ноен» объединятся Ангарская религиозная организация шаманов «Вечно синее небо», иркутская организация «Байкал», «Сахилгаан» («Молния») — шаманы из Усть-Орды, а также организация «Бургэд» («Орел»), куда входят шаманы из Осинского и Боханского районов.

Общественности и председателям присутствующих шаманских организаций нужно было выразить согласие на создание новой, объединяющей организации, затем выбрать президиум, председателя – в общем, пройти через бюрократический процесс, который позволит зарегистрировать новорожденного «Буха Ноена» в государственных органах и обеспечить его легитимность. Но то ли народу в зале было много, то ли объединяющиеся организации предварительно плохо между собой договорились - сразу начался процесс выяснения отношений. Стороннему наблюдателю могло показаться, что одни просто не могут понять других, запутались в бюрократическом механизме выборов. Причем все сообщество разделилось на две части – те, что в зале (и среди них делегаты для этого собрания), и те, что в президиуме – председатели организаций, уважаемые люди. К сожалению, главная неразбериха происходила в президиуме.

Фото автора

Пока ситуация на сцене разворачивалась совершенно средневековым образом, в зале тоже кипели страсти. Ведь там сидели сторонники разных шаманских организаций. И постепенно прибайкальские шаманы и сочувствующие съехали в нишу давнего и обычного спора: где правильные шаманы, а где неправильные, за кем больше народу стоит, за кем меньше. Шаманский съезд превратился в битву авторитетов.

В зале по-разному трактовали ситуацию. Например, приехавшие из Нукутского района (где, кстати, о слете шаманов широкие массы даже не знали) выразились так: земные шаманы не хотят договариваться с небесными. Другие наблюдатели сформулировали прагматичнее: старики не хотят принимать молодых и саботируют объединение. Третьи посчитали, что главы организаций пытаются «продавить» свои интересы. Четвертые полагают, что здесь снова зашла речь о том, кто может быть шаманом – о «правильных» и «неправильных» шаманах. Не секрет, что многие старые представители бурятского народа считают, что духи, к которым обращается шаман, могут услышать только представителя своего рода, обращение чужака бесполезно, а то и вредно. Но существует и другое мнение: ведь советская власть прервала шаманскую традицию и старые правила уже не работают, нужно возрождение традиции в зависимости от изменившегося мира.

Факт остается фактом: шаманизм даже и в отдельно взятом Прибайкалье такой разный, что представители разных его групп с трудом находят общий язык. «Слет» шаманов был тому дополнительным свидетельством. Чуть было не дошло до скандала, часть старого поколения шаманов демонстративно покинула зал. Но те, кто остались, хотя и констатировали, что в этот раз никакого объединения не получилось, все же выразили желание повторить – при более четкой организации и предварительной подготовке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру