Иркутские музейщики достали череп, подстаканник и волосяные очки

Из фондов Краеведческого музея извлекают новые артефакты

Большинство музеев, как шкатулки с секретом, хранят гораздо больше богатств, чем способны показать посетителям. Одним из примеров является Иркутский областной краеведческий музей. В его фондах собрано около 500 тысяч экспонатов, и, хотя у музея семь отделов, экспозиционных площадей, чтобы представить даже наиболее ценные из них, не хватает. Частично исправить эту несправедливость был призван проект «235 артефактов», который запустили к юбилею музея в 2017 году на его сайте и в социальных сетях. 

Из фондов Краеведческого музея извлекают новые артефакты
Фото из архива музея.

Его идея в том, чтобы раскрыть широкой общественности фонды, в том числе доставшиеся Иркутскому краеведческому музею по наследству от Сибирского отдела императорского Русского географического общества. Другие артефакты, пополнившие коллекции музея позднее, также связаны с удивительными легендами.

Очки из конского волоса

Многие из нас сегодня не могут представить свою жизнь без солнцезащитных очков. Казалось бы, до изобретения этого полезного предмета нашим предкам оставалось только щуриться на ярком солнце. Однако, народы Сибири проявили немалую смекалку в решении этого вопроса, используя имеющиеся в их распоряжении подручные средства: кость, дерево, китовый ус, конский волос и так далее. Из них изготавливались специальные приспособления с узкими прорезями, чтобы уберечь глаза от слепящего снега, поэтому иногда коренным жителям Сибири приписывают изобретение первых солнцезащитных очков.

В фондах музея хранится коллекция – более 100 экспонатов – собранная польским революционером, ученым этнографом Феликсом Яковлевичем Коном. Почетное место в ней занимают очки – сетка из черных конских волос, используемые для защиты глаз от солнца, блеска снега и от мошкары.

Фото из архива музея.

Феликс Кон родился 30 мая 1864 года в Варшаве. В 1885 году, будучи студентом университета арестован за участие в революционном движении и сослан на каторгу в Сибирь. После ее отбытия и ссылки в 1897 году переехал в Минусинск, являвшийся в те годы одним из культурных центров Сибири. В 1901 года Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества пригласило Феликса Кона провести этнографическую экспедицию в Туве. Исследователю удалось собрать очень ценный материал -- около тысячи предметов материальной и духовной культуры тувинского народа, ныне хранятся в бывшем Государственном музее этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге и в Минусинском музее имени Н. М. Мартьянова. После завершения экспедиции 30 августа 1903 года Феликс Кон сделал доклад о своих исследованиях в Туве на закрытом заседании Комитета Географического общества Иркутска. В протоколе этого заседания говорится, что Кон познакомил присутствующих с результатами исследований среди сойотов или тувинцев, как они сами себя называют. Тогда же небольшая коллекция этнографических материалов, отражающая быт коренных жителей Урянхайского края и Енисейской губернии, была передана Ф. Я. Коном музею ВСОИРГО. Эти предметы и по сей день хранятся в фондах нашего музея.

Череп шерстистого мамонта

Как известно, мамонты вымерли 6 тысяч лет назад, однако образ гигантского лохматого слона с бивнями до сих пор будоражит воображение людей. Представить размер и узнать побольше об этом доисторическом животном можно в отделе природы Иркутского областного краеведческого музея, ведь именно здесь в экспозиции находится череп шерстистого мамонта. Экспонат, который хранится в музее, зарегистрирован в 1883 году. Известно, что он был найден в Якутской области.

Это вымерший вид из семейства слоновых, появился от 300 до 200 тысяч лет назад в Сибири, откуда распространился в Европу и Северную Америку. Первое научное описание шерстистого мамонта составил немецкий ученый и естествовед Иоганн Фридрих Блуменбах в 1799 году. Шерстистый мамонт имел крупные размеры, горбатое покатое тело с густым шерстяным покровом и косматую голову. Шерсть в зимнее время была длиной 90-100 см, как у овцебыка, на животе и по бокам образовывала обвислые клоки. Под этими наружными волосами находился плотный подшерсток. Слой жира толщиной почти 10 см служил дополнительной теплоизоляцией. Летняя шерсть была существенно короче и менее плотной. С маленькими ушами и не таким длинным, как у современных слонов, хоботом шерстистый мамонт был приспособлен к холодному климату своего жизненного пространства. Также мамонт имел очень крупные, зачастую практически спиральные бивни, которые, вероятно, у самцов были больше, чем у самок. Шерстистый мамонт достигал в плечах 3,4 метра и весил до 7 тонн. Исчез из материковой Азии на конце плейстоцена 10 000 лет назад.

Король самоваров

Самовар считается одним из символов русской самобытности. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Изготавливали также и подарочные варианты для высокопоставленных особ. Но далеко не все фабриканты имели честь поставлять свою продукцию ко двору. А вот тульскому предпринимателю Н. А. Воронцову за красоту и надежность его самоваров в середине ХІХ века была оказана такая честь. Подобный экземпляр элитной кухонной утвари хранится в коллекции Иркутского областного краеведческого музея.

- Купца Воронцова называли «самоварным королем», - рассказала научный сотрудник краеведческого музея Светлана Малиновцева. - Практически на всех российских и зарубежных выставках, ярмарках его изделия имели неизменный успех и получали награды.

Интересна и сама история поступления экспоната. Конечно, столь дорогую вещь вполне могли позволить себе богатые иркутяне. Однако до сих пор изделия «самоварного короля» не поступали в краеведческий музей от их потомков. В музее знаменитое изделие появилось после недавней конфискации: иркутские таможенники передали в фонды самовар, изготовленный в 1908 году, который планировал незаконно вывезти из Иркутской области житель Китая.

Подстаканник доктора Каца

В 2003 году в музей поступил серебряный подстаканник с интересной дарственной надписью. Он принадлежал известному в Иркутске врачу Иосифу Кацу, который в 1900-1920-е годы жил и работал в нашем городе. Его передал музею московский режиссер-документалист Сергей Зайцев, приехавший на фестиваль «Сияние России» по просьбе дочери доктора Гени Иосифовны Кац.

Фото из архива музея.

- Я уже встречала эту фамилию в мемуарах нашей землячки Лидии Ивановны Тамм, - рассказала заместитель директора по учету и хранению Иркутского областного краеведческого музея Ирина Коренева. - В своей книжке, вспоминая о детстве, она упомянула доброго доктора Каца, вылечившего ее от тяжелой хвори. Я позвонила Лидии Ивановне и рассказала ей о даре. Она расчувствовалась и просила по возможности передать привет дочери доктора. Через некоторое время мне удалось выполнить ее просьбу во время командировки в Москву. Я встретилась с Геней Иосифовной, она была впечатлена, получив привет от бывшей пациентки отца и вспомнив родной Иркутск, который ей уже не суждено увидеть.

Во время той встречи женщина также передала в дар музею медицинские инструменты и книги своего отца.

Фото из архива музея.

Подстаканник же, помимо гравированной дарственной надписи «Доктору И. Б. Кацу. Маленькая пациентка Ия Григорьева», интересен и сам по себе. Он оформлен в технике литья и ковки и привлекает внимание своим декоративным оформлением. Его тулово украшено рельефным изображением тройки лошадей и фигур крестьян в санях. Удивляет мастерство автора, которому удалось четко исполнить детали конской сбруи и развевающиеся гривы коней. Чаша подстаканника имеет боковую рукоять, изогнутую в верхней части и рельефно украшенную растительным орнаментом. К сожалению, мастера, выполнившего серебряное изделие, установить невозможно ввиду отсутствия клейма-именника. Но клеймо Петербургского пробирного управления с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова, проработавшего с 1896 по 1903 годы, позволяет отнести время изготовления подстаканника к концу XIX - началу ХХ века.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру