Иркутские музейщики ищут утерянные фрагменты ценной картины

Части разрезанного полотна нужно искать в центральной России

Под стеклом в Художественном музее выставлены несколько кусков старинного полотна, которые много лет назад передал туда один из коллекционеров. Эта разрушенная картина, которую, по мнению специалистов, можно восстановить, принадлежит кисти Ивана Акимова, известного русского художника XVIII века, который преподавал рисование дочерям Павла I и отказался от должности директора Петербургской Императорской Академии художеств.

Части разрезанного полотна нужно искать в центральной России
Фото из архива Художественного музея.

Невзоров и его коллекция

Искусствовед Людмила Николаевна Снытко, старейший работник музея, «болеет» этой картиной, которую в нынешнем ее состоянии и картиной-то назвать сложно: так, несколько разрозненных кусков, на которые в прошлом веке была варварски расчленена эта картина. Но это, по мнению специалистов, не отнимает у нее ценности.

Людмила Николаевна Снытко. Фото автора.

-- Первоначально предполагалось, что работа была написана Антоном Лосенко, самым ярким, самым первым историческим живописцем, который обратился к русской тематике. Может быть, потому она и была разрезана, что считалась работой Лосенко: кто-то посчитал, возможно, что по кускам ее можно будет выгоднее продать, – предполагает Людмила Снытко. Ее предположения основаны на предположениях дарителя: «Что же двигало этим варваром? Сумасшествие? Отнюдь. Только нажива. Скорее всего, новый владелец быстро сориентировался, что и 200 лет спустя такие произведения высоко ценятся в художественных кругах. Да он и не скрывал от меня своего расчета, цинично заявив: «Так больше с вас, любителей, получишь», – так писал об этом коллекционер Юлий Невзоров, из рук которого фрагменты и попали в музей.

Как работа Антона Лосенко, академика Императорской Академии художеств, эти куски и хранились в запасниках Художественного музея, куда попали благодаря знаменитому директору Иркутского художественного музея Фатьянову, который принял их от крупного собирателя предметов искусства Невзорова.

Невзоров родился в Иркутске, здесь окончил школу, обучался живописи в 20-х у основоположника иркутской художественной школы Копылова. Страсть к собирательству унаследовал по отцовской линии, семейная коллекция ко времени его юности уже была впечатляющей. В 1924 году отца Юлия перевели в Москву большим начальником, и он увез семью. Невзоров в своих воспоминаниях тепло отзывался об Иркутске, и в 1964 году им было подарено городу несколько весьма ценных работ, в том числе и фрагменты описываемой картины.

Подарены они были, конечно, не с бухты-барахты. Легендарный директор музея Фатьянов, который фактически и создал Иркутский художественный музей как столичный, нашел его в Москве, где был частым гостем.

-- Сукачев создал этот музей, было около ста работ. В последующие годы коллекция пополнялась, но понемногу. Именно Фатьянов приложил все силы, чтобы собрать значительную коллекцию, из-за некоторых работ нам завидуют столичные музеи. С 1948 года он мотался в Москву, бывал в музейных фондах, подкарауливал коллекционеров, к которым имел тонкий подход. В 1948 году он привез в Иркутск вагон работ столичных художников.

Невзорова он тоже подкараулил, они начали знакомство. В 1964 году в числе других работ Фатьянов отобрал для иркутского музея разрезанные куски.

-- Конечно, Невзоров был сложный человек и коллекция у него была неоднозначная, много фальшивки. А Фатьянов исключительно чувствовал искусство. И, подозреваю, однажды сказал Невзорову, что думает о его коллекции. Невзоровская коллекция, надо сказать, пользовалась такой славой, что работы из нее плохо принимали в центральные музеи, в основном брали периферийные. Но и там были жемчужины. В общем, Невзоров недолюбливал Фатьянова. И даже позже плохо о нем писал.

Людмила рассказывает, что еще молодым искусствоведом отправляла работы из невзоровской коллекции на атрибуцию – то есть на установление авторства. И многие были отвергнуты из-за неподлинности.

-- Посылала Петрова-Водкина, Перова. Оказалось, что Перов не Перов и Петров-Водкин - тоже подделка.

Но разрезанная картина была шедевром русского искусства. Невзоров рассказывал, что видел ее однажды в советском Ленинграде, еще до войны, у какой-то древней старушки целиком, но не купил. Старушка рассказала ему, что в семье эта картина хранилась более ста лет.

-- А потом он узнал, что она попала в руки какого-то товарища-вандала, и он разрезал ее на куски. Невзоров купить их не смог – цена была слишком высока. А потом нашел куски у другого коллекционера. Пять кусков нашел -- и ему удалось их выкупить. А остальные пропали. Невзоров искал, во всяком случае, так он говорил. Нам он отдал четыре куска и один из них -- «Преподнесение скипетра», как мы условно его называем, --оставил себе. Думаю, он не потерял надежду найти когда-нибудь и остальные части картины и оставил одну часть, чтобы было с чем сравнить, – предполагает Людмила Николаевна.

Этот кусок потом оказался в Казахстане. Невзоров собирался отдать всю коллекцию Иркутску, но почему-то передача не состоялась, и он обратился в Семипалатинск, где его приняли с распростертыми объятиями, организовали выставку.

-- Он, должно быть, понял, что нигде со своей коллекцией больше не нужен, и там решил открыть свой музей, из последней части своей коллекции. Так пятый кусок оказался в Семипалатинске. А сейчас это другая страна. Я связалась с этим музеем, мы обменялись фотографиями фрагментов.

Остальное, считает искусствовед, надо искать где-то в центральной России.

Восстановить картину несложно

Вопрос атрибуции этой картины интересовал и самого Невзорова. Видимо, он усомнился, что это Лосенко – стал копаться, искать правду. Музей обратился к специалисту из Третьяковской галереи Зинаиде Зоновой. Она начала работать и в старых книгах нашла информацию о том, что эту тему разрабатывал Акимов.

-- Она практически утвердилась в мнении, что это Акимов. Он тоже большой художник, и это тоже величайшая редкость – дело не меняется, картина в ценности не проигрывает. Она же прислала и полное наименование этой работы: «Рюрик, поручающий при кончине своей младенца, сына своего Игоря и вместе княжение сроднику своему Олегу». Если бы ее восстановили, это было бы большое событие, – рассказывает Людмила Николаевна.

Фото из архива Художественного музея.

Куски долгое время хранились невостребованными в фондах, не выставлялись, пока наконец Снытко не подумала: а почему бы не показать куски этой старинной живописи XVIII века? Показать под теми условными названиями, которые дали искусствоведы: «Преподнесение венца», «Два старца - заморские гости», «Коленопреклоненный юноша (левая фигура)» и «Коленопреклоненный юноша (правая фигура)».

-- Сначала лежал один кусок. А потом я подумала, что надо извлечь и второй кусок, разрезанный самым варварским способом – вид юноши. Видимо, этот фрагмент показался вандалу второстепенным, и за счет него он увеличил объем другого, на котором, вероятно, был изображен Рюрик, или младенец, или Олег.

Чтобы дать зрителям представление о том, что это за куски, размещенные на картоне, Людмила Снытко привлекла реставраторов музея: они совместно попытались понять, какой была картина, и правильно разместить куски относительно друг друга. К сожалению, Юлий Невзоров не оставил подробного описания целого шедевра, каким он видел его в Ленинграде до войны, а его краткого описания недостаточно. Он писал, что ему особенно запомнились две фигуры -- Рюрика и Олега в центре, слева от них располагались стражники с пиками или секирами, за ними – гости, сзади – представитель духовенства.

Реставратор Светлана Тютикова считает, что восстановить картину, если найдутся куски, несложно.

-- Мы легко можем срастить фрагменты. На фото уже примерно совмещали. Но столкнулись с загадкой: коллекционером заявлен ведь совершенно другой, очень большой размер. Но картина, судя по фрагментам, такой большой быть не может.

Светлана Тютикова, реставратор. Фото автора.

Собрать пазл просто. Несложно для опытных реставраторов и привести работу в хорошее состояние.

-- Фрагменты поражены грибком, но мы их уже обрабатывали. Если будем монтировать, то укрепим, обработаем стыковочные швы, подведем грунт туда, где он утерян, затонируем. Будет большая работа с лаком: там очень толстый лаковый слой, пожелтевший. Лак нужно утоньшить: сначала регенерируем, придаем ему прозрачность и подвижность и потом методом проб определенным составом утоньшаем его. Авторский лак, таким образом, остается.

Вся надежда – а она есть, и немалая, – на то, что кто-нибудь видел оставшиеся куски или, может быть, владеет ими и захочет поспособствовать восстановлению шедевра. Людмила Николаевна говорит об этом с замиранием сердца.

-- В 2010 году Юлий Владимирович ушел от нас, завещав не прекращать поиски. Мы понимаем, что это почти нереально, и все-таки продолжаем верить, что когда-нибудь где-нибудь они обнаружат себя. Надо зажечь людей, вернуть эту картину миру.

Зинаида Зонова установила не только авторство полотна, но и имя заказчика: им оказался Петр Мятлев – тайный советник, камергер при Екатерине II, тонкий ценитель искусства, собравший замечательную коллекцию произведений русских и западноевропейских мастеров. Он был близок к литературным кругам: к Фонвизину, Карамзину. Его сын Иван Мятлев стал поэтом, был известен как автор стихотворения «Как хороши, как свежи были розы», которое вдохновило Тургенева на создание хрестоматийного стихотворения в прозе, которое знает каждый школьник. Иван Мятлев, по всей вероятности, и стал наследником коллекции.

Если у вас есть какая-либо информация о фрагментах этой картины, Иркутский художественный музей будет благодарен за сообщение по телефону: 8 (3952) 34-01-46. Можете также обратиться в редакцию газеты «МК Байкал».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру