Эхолот против нерпы

Иркутяне спросили биолога Олега Тимошкина кто виноват и что делать с охраной Байкала

Недавно в библиотеке им. Молчанова-Сибирского демонстрировался документальный фильм «О Байкале начистоту». И хотя киноленту без труда можно найти в Интернете, библиотечный зал был полон. Бонусом к фильму стало общение с его главным героем — доктором биологических наук, профессором Олегом Тимошкиным, который уверен: в происходящем на Байкале виноват человек.

Иркутяне спросили биолога Олега Тимошкина кто виноват и что делать  с охраной Байкала
Спирогира. фото Олег Тимошкин

Фильм «О Байкале начистоту» оставляет послевкусие грусти и безысходности. Он создан на основе материалов летней экспедиции ученых-лимнологов на Байкал. Жуткие кадры сменяют друг друга – съемки ведутся на разных территориях, и одна картина печальнее другой: вот зеленый от спирогиры подводный мир Листвянки и Больших Котов, вот ядовитое озеро в районе Байкальска, расположенное в 200 метрах от Байкала, вот жуткий берег в районе Северобайкальска, который люди чистят лопатами. Периодически в кадре появляется доктор наук Масуми Ямомура из Японии, которая берет пробы воды, и результаты каждый раз шокируют: в воде содержатся нитраты и фосфаты, которые провоцируют рост спирогиры.

После фильма зрители задали профессору Олегу Тимошкину два актуальных вопроса. Во-первых, почему погибает нерпа? Напомним, в конце октября прошлого года на берегу Байкала было найдено больше сотни погибших животных. Вразумительного ответа общественности исследователи так и не дали.

— Совершенно дикие появились гипотезы, — рассказал Олег Тимошкин, — к примеру, что они умерли от голода. Гипотеза о том, что возникла инфекция, тоже несостоятельна. Нерпы погибали только на Южном Байкале, в определенных местах, так почему одни нерпы заболели, а другие нет? Например, на Малом Ушканьем острове, где наибольшая плотность нерпы, ни одно животное не умерло.

В объяснении причин гибели нерпы ученый-лимнолог опирается на мировой опыт:

– Описываются случаи, когда киты и другие млекопитающие погибают от удивительной болезни. Ученые исследуют водоем — в нем нет никаких загрязнителей, вроде бы и никаких внешних причин для гибели китов нет. Оказывается, в местах, где ученые наблюдали массовое вымирание морских млекопитающих, американские военные проводили испытания эхолота. Поскольку млекопитающие общаются с помощью ультразвука, сигналы эхолота становятся шоком для мозга животных. Кашалоты теряют ориентацию и начинают двигаться неестественно. Киты ныряют на огромные глубины, а потом резко всплывают, кровь у них вскипает, и животные получают банальную кессонную болезнь.

Когда в октябре прошлого года Олег Тимошкин был в экспедиции в районе Больших Котов и Листвянки, он был потрясен видом ночного Байкала.

— Выходишь в сумерках на берег, а весь Байкал в огнях. Это корабли с рыбаками, которые невзирая на запрет ловят омуля. Естественно, у всех судов крутятся эхолоты, и чем мощнее эхолот, тем лучше видны косяки рыбы. Я думаю, под сильным влиянием эхолотов и умирают нерпы.

Второй вопрос был о спирогире. Пожалуй, самое жуткое впечатление произвел на зрителей берег Северобайкальска, на многие километры покрытый спрессованной спирогирой. Оказалось, что здесь в Байкал стекают не только бытовые, но и технические сточные воды.

Профессор Олег Тимошкин. Фото с сайта scientificrussia.ru

– В Северобайкальске есть два депо: одно моет вагоны, другое – локомотивы, — рассказал Олег Тимошкин. — Кто-то догадался присоединить индустриальные технические воды, которые остаются после помывки вагонов, к ветке бытовых сточных вод. С нами были специалисты из Обнинска. Они обнаружили в сточных водах хлорорганические вещества, которые типичны для трансформаторных и аккумуляторных жидкостей. Эту химию сливают в Байкал.

Но в фильме приводились доводы ученых, которые говорили, что человек к появлению огромного количества спирогиры не причастен.

– В ведущем лимнологическом издании на английском языке вышла статья, в которой приведены научные доказательства того, что к разрастанию спирогиры привел именно человеческий фактор, – прокомментировал Олег Тимошкин. – Не верьте, если вам будут говорить, что Байкал сам виноват, что все из-за того, что увеличилась температура воды — ничего подобного. Уровень Байкала тоже никак не влияет на спирогиру.

Какие же действия могут помочь вылечить Байкал? Олег Тимошкин привел пример того, что каждый может сделать для спасения озера.

– Два года назад мы провели лекцию для студентов и попросили не привозить с собой в Большие Коты стиральные порошки. В итоге ребята пользовались только хозяйственным мылом. И в прошлом году я глазам своим не поверил — в самом злачном месте, где всегда была максимальная биомасса спирогиры, камни были чистыми. Студенты два года не использовали фосфатные стиральные порошки – и вот вам результат.

— Фосфатные порошки вообще не нужны Иркутской области, – уверен Олег Тимошкин. Они предназначены для того, чтобы сделать жесткую воду мыльной. Байкальская же вода почти дистиллированная, мягкая, в ней прекрасно работает и безвредное хозяйственное мыло.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру