Жители ветхих домов Иркутска хотели бойкотировать выборы

Жизнь в "деревяшках" становится невыносима

Накануне выборов с призывом бойкотировать избрание президента России выступили жители девяти домов на улице Пискунова – деревянных бараков, которые отжили свой век, признаны аварийными, но не расселены. Однако граждане, оказавшиеся заложниками бытовых условий, в последний момент передумали: а вдруг новый старый президент все-таки поможет…

Жизнь в "деревяшках" становится  невыносима
Фото автора

За чей счет снос?

Весь Иркутск слышал об этих ветхих «деревяшках» – именно они фигурировали как предмет спекуляций во время конфликта между городской администрацией и застройщиком жилого комплекса «Высота», что в Октябрьском районе Иркутска. Мэрия долгое время не разрешала строителям ввести многоэтажные здания в эксплуатацию – пока те за свой счет не расселят аварийные дома для расширения дороги. Но строители отказывались, справедливо считая, что экономически не потянут это расселение и не обязаны его делать. Дольщики – 400 семей – долгое время не могли вселиться в свои квартиры. К счастью, сегодня конфликт исчерпан: на сторону строителей встал уполномоченный по правам предпринимателей, Следственный комитет не нашел в действиях строителей нарушений уголовного законодательства. Дольщики получили ключи, заехали в новые квартиры. Но вот бараки, которые их жители почему-то называют казармами, остались.

И за несколько дней до выборов в соц­сетях распространилась информация о том, что скандальные «казармы» решили включиться в большую политику. Жильцы, которые получили и тут же вновь потеряли надежду на расселение, решили больше не молчать, а сказать свое веское слово.

За пару дней до выборов мы навестили этот нерасселенный пятачок, вокруг которого выстроились новые многоэтажки. Здесь удобно жить, все близко. Первые этажи нового жилого комплекса отданы под магазины, кафе, салоны красоты. И, конечно, покосившиеся бараки смотрятся инородным черным пятном на фоне кирпичной кладки новостроек. Неужели в этом гетто зародились новые политические партизаны?

Дыры в подвал

Во дворах – агрессивные собаки. На каждом заборе – по кошке. В таких райончиках общая картина не меняется десятилетиями. И всегда пахнет печным дымом... На детской площадке многоэтажки выгуливают своих малышей модные мамочки.

– А разве здесь еще остались казармы? – удивляются они. – Мы в ту сторону и не смотрим. У нас здесь своя жизнь.

Старые дома еле дышат. Жить в них некомфортно – ни тепла, ни воды. Все обветшало. В ожидании расселения многие собственники сдали свои хибары в аренду. На вопрос о выборах жители пожимают плечами.

– Да мы никогда и не голосовали, – говорит квартиросъемщица Наталья. – Разве что-нибудь изменится из-за нашего голоса? Как жили мы плохо, так и будем жить.

Рядом стоит барак с выбитыми стеклами и сломанными дверями. Дом № 131 на Пискунова также был в аварийном состоянии, двум жильцам удалось попасть в программу переселения. Все остальные разъехались по родственникам. Дом опустел. И в него пришли бомжи и мародеры. Прошло всего несколько недель, и от дома ничего не осталось.

За родные «казармы» с Пискунова больше других бьется Надежда Ганькина. Хотя ей тяжело даже разговаривать – мучают приступы астмы. В ее семье пять человек, включая 8-летнюю внучку. Квартира находится на первом этаже, и в ней все плохо – как, впрочем, и во всем доме: сырость, гниль и полная безнадега.

– Эту квартиру наша семья получила еще 60 лет назад, – рассказывает Надежда Григорьевна. – И сейчас дом разваливается на глазах! Сломана электрика, пожар может возникнуть в любой момент. Выгребная яма возле дома всегда переполнена, и фекалии льются прямо в квартиры. А после строительства высоток мы оказались в низине. После каждого дождя вода течет по полу. А что будет, когда начнут таять сугробы?

Женщина показывает дыры – с улицы в подвал. Дом по адресу Пискунова, 129 был признан аварийным еще 5 лет назад. Его жильцы освобождены от квартплаты и все это время живут на чемоданах. Когда сносили такие же дома под строительство ЖК «Высота», все были уверены, что рано или поздно придет и их счастливый черед. Соседям предоставляли квартиры во вторичном жилье и даже в том же самом районе.

– Мы тоже мечтали о вторичке и были уверены, что получим жилье, – продолжает Надежда Григорьевна. – Как вдруг 5 мая 2017 года администрация собрала всех жителей этих девяти казарм и сказала, что расселять нас не будут. Дескать, здесь будет расширение дороги, и искать нам жилье никто больше не хочет – ни мэрия, ни застройщик. И начались наши хождения!..

«Если бы Путин прочитал наше письмо»

Где только не были ходоки с Пискунова! Все ведомства и контролирующие органы прошли! Мало того – прошли по несколько раз.

– А результат один – отписки, – говорят жильцы дома № 129. – Мы никому не нужны. Об этом нам уже и в глаза говорили. Все, что предлагают сегодня – перевезти в маневренный фонд. Это временное жилье, типа общежития в Жилкино. Причем предлагают квартиры по 10 квадратных метров. Конечно, мы отказываемся! Здесь все-таки собственное жилье, а там – непонятно что на окраине города. Многие из нас до сих пор работают в Октябрьском районе, дети ходят в ближайшие школы. Почему нельзя решить нашу аварийную проблему по-человечески?..

Кто же предложил в знак протеста против условий жизни бойкотировать президентские выборы? К сожалению, все наши респонденты своего авторства не признали. И даже наоборот – чего-то испугались и тут же выдвинули противоположный «месседж»:

– Я обязательно пойду на выборы и проголосую за Владимира Путина, – говорит Геннадий Ганькин. – Потому что мы его хорошо знаем, а всех остальных нельзя воспринимать серьезно. Не Собчак же поможет нам с нашей проблемой...

– А ведь уже обращались в приемную президента по Иркутской области?

– Конечно! Там нам помогли – написать заявление в прокуратуру. Мы писали лично президенту много раз. Эти письма не остаются без ответа – их спускают сверху на местный уровень. А здесь нам никто не хочет и не может помочь. Вот если бы Путин лично прочитал наше письмо, все наши проблемы бы закончились!.. – мечтает Геннадий Ганькин.

Теперь жителям нужно только дождаться, пока президент лично прочтет их послание. Что ж, выборы состоялись, у президента есть время – до следующих выборов, учитывая объем почты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: Полная безнадега

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру