Реквием по брусу «на восемнадцать»

Есть подозрение, что леса у нас больше нет

Пять миллиардов рублей – столько налоговых поступлений принесли Иркутской области легальные лесные рубки в прошлом году. Для этого было вырублено больше 34 миллионов кубов. Только легально. А вот объем «черной вырубки», даже приблизительный, не подсчитан. А сколько тайги выжирают пожары? Так что, вполне возможно, размеры лесного богатства Иркутской области на сегодняшний день сильно преувеличены.

Есть подозрение, что леса у нас больше нет
Фото: sibnovosti.ru

Неужели еще осталось что пилить? Но эшелоны, в доказательство, продолжают бесконечной вереницей идти на восток. По данным государственного лесного реестра, в нашем регионе леса занимают около 64 миллионов 172 тысяч гектаров. Это составляет 82,8% от общей территории Иркутской области. «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги», – пели комсомольцы, отправляясь в Приангарье на великие стройки. Само право на жизнь им приходилось отвоевывать у леса.

Один из сотрудников лесоохраны рассказывает о своих впечатлениях после полета на вертолете в Зиминский район: «Я сам из этих мест. Давно не летал над малой родиной. Если честно, сидел и плакал. А нет уже никакого леса! Одни пни да сучья – до самого горизонта…»

А в Иркутске уже третий год подряд проблемы с покупкой самого ходового бруса – 18 на 18 сантиметров. Не осталось нормальных стволов, из которых можно пилить такой брус. Все чаще дома строят из «пятнадцатого» (15 на 15 см). Если не из «десятого» – это уже совсем тонкие деревца.

В соседней Бурятии обстановка не лучше. Жители Тункинской долины рассказывают, что во времена работы БЦБК лесовозы с отборным, чуть ли не корабельным лесом бесконечно шли на комбинат. Старики уверены, что и сам БЦБК закрылся не из-за экологического вреда, который он наносил озеру, а «потому что не осталось больше леса».

На встрече с президентом Владимиром Путиным губернатор области, в которой сосредоточено больше 10% леса России, отрапортовал, что у него все под контролем.

– Лесной комплекс, как вы знаете, у нас один из основных – у нас самая большая лесосека в России, – сказал Сергей Левченко президенту. – Занимаем первое место по рубке древесины: свыше 34 миллионов кубических метров древесины в прошлом году мы срубили и обработали. И в два раза увеличили налоговые поступления по лесному комплексу.

Бодро, но где же про «черные рубки»? В конце февраля в ходе рейда по Чунскому району представители двух региональных ведомств — ФСБ и Леснадзора — пресекли три факта незаконной рубки леса. На трех делянах в общей сложности были задержаны 15 человек, обнаружены и изъяты бульдозеры, лесовозы, бензопилы.

По словам начальника регионального отдела лесной охраны Николая Сиркина, ущерб от действий только трех бригад составил 23 миллиона рублей. «Черные лесорубы» заготовили 3400 кубических метров древесины. А в ходе рейдовых мероприятий в Осинском районе были задержаны еще 20 «черных лесорубов» и 7 единиц техники. Эти нарушители причинили лесному фонду ущерб на сумму 1,8 миллиона рублей.

Пробежимся по фактажу. На бывшего врио начальника отдела полиции «Заларинский» возбуждено уголовное дело – его обвинили в получении взятки с вымогательством в крупном размере как раз по «лесной теме»… В мае прошлого года руководитель отдела полиции получил 400 тысяч рублей от «черного лесоруба» и пообещал не привлекать его к уголовной ответственности… Абсолютный чемпион Прибайкалья по национальной бурятской борьбе Михаил Шатханов организовал банду из шести «черных лесорубов». Во время задержания в его автомобиле был обнаружен автомат Калашникова. Шатханов со товарищи рубили лес в Боханском районе… Кстати, полиция чаще всего находит «черных лесорубов» под Усть-Удой, Тайшетом и под Иркутском. За этот год было задержано 195 лесорубов. 15 из них находятся под следствием.

Но есть еще одна категория «черных лесорубов» – легальные лесорубы. О них тоже говорит Николай Сиркин:

— К сожалению, к воровству склонны даже легальные лесозаготовители – они пилят лес за границами разрешенной территории и оформляют древесину как заготовленную на официальной лесосеке.

На лесе, как известно, успели «подняться» очень многие крупные бизнесмены. В Нижнеудинске нам рассказали об успешном местном политике, который начинал свою карьеру обычным водителем лесовоза. Но его уважают: он помогает своими деньгами и городу, и району. Приток Уды регулярно выходил из берегов – он построил дамбу. Все знают, что лес он отправляет в Китай. Но ведь делится с земляками, занимается благотворительностью. О лесе и Китае земляки предпочитают не трезвонить.

В 1994 году кинорежиссер Станислав Говорухин снял документальный фильм «Великая криминальная революция», где показал первые эшелоны с лесом, круглосуточно уходящие в Поднебесную. Обратно в нашу страну нон-стопом шли фуры, набитые китайским ширпотребом. Тогда режиссер удивлялся в кадре: «Неужели непонятно, что менять наш вековой лес на их одноразовые кроссовки – это преступление и против своих предков, и против своих детей? Китайцы в лицо нам крутят пальцем у виска и говорят: дураки…» Прошло четверть века. Говорухин даже был начальником избирательного штаба у Путина на прошлых выборах… А лес все так же вырубается – круглосуточно и без остановки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру