Первые иркутские иконы писал городской голова

Иркутский художественный музей хранит реликвии за 500 лет

07.03.2018 в 08:49, просмотров: 564

По уникальности памятников древнего искусства коллекция иконописи Иркутского художественного музея лучшая на территории Сибири и Дальнего Востока. В иркутском музее есть чудотворные иконы, реликвии, созданные мастерами, работавшими для царского, а затем императорского двора, и редкие религиозные скульптуры. Коллекция охватывает период в 500 лет и показывает развитие иконописи от самого ее зарождения и до наших дней.

Первые иркутские иконы писал городской голова

Первые иконы города писал глава Иркутска

Как рассказывает заведующая сибирским отделом Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Ирина Буханцова, ядро коллекции – икона сибирская.

– Самых ранних икон сохранилось очень мало, всего несколько десятков. Они были созданы во второй половине XVII века иконописцами, пришедшими с Поморья, с Русского Севера. Часть таких икон привезли из экспедиций по деревням и селам Иркутской области. Кроме того, в фондах музея хранятся шедевры иконописного искусства из Новгорода, Костромы, Ярославля, Москвы. Наша коллекция небольшая, но по хронологии – выдающаяся.

Гордость коллекции художественного музея – самые ранние иконы Иркутска, которые были написаны в первые годы существования города. Они созданы во второй половине XVII века. Среди них «Богоматерь Одигитрия» и «Богоматерь Владимирская». Икона Богоматери Владимирской интересна тем, что на ней сохранились остатки надписи – «Матюшка Лылов». Надписи на иконах в то время были большой редкостью. Скорее всего, икона была создана по заказу Матвея Лылова, который основал село Лыловщина рядом с рекой Урик.

– Миндалевидные глаза, нос с горбинкой – это архаизирующие иконы, в новгородском стиле. Эти образы пришли через Балканы в Новгород и потом уже к нам, в Сибирь, – говорит Ирина Буханцова.

В музее есть еще одна примечательная икона того периода – «Спас Вседержитель». Предполагаемый автор – Леонтий Кислянский, который служил в XVII веке городским головой. Это был выдающийся художник и одновременно высокопоставленный политик.

Иркутская «Троица»

В ХVII веке в иконописи появился новый стиль – «строгановский», для которого характерно миниатюрное и филигранное письмо. Лучшие мастера школы – московские иконописцы, работавшие в царских мастерских. «Строгановцы» внесли огромную лепту в формирование общерусской школы иконописи.

– В нашем музее есть икона Прокопия Чирина, самого известного «строгановца», государева иконописца, на которой изображена старозаветная «Троица» – малоформатная камерная живопись, предназначенная для близкого созерцания. Икона Чирина представляет не традиционную, не «рублевскую» Троицу, – рассказывает Ирина Буханцова.

Ирина Буханцова, заведующая сибирским отделом Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева. фото: Сергей Игнатенко

Что касается знаменитой «Троицы» Андрея Рублева, то иркутский музей тоже имеет к ней отношение. В экспозиции есть уникальная икона начала XX века, автором которой является знаменитый российский иконописец Василий Гурьянов. Мастерская художника создавала иконы для императорского дворца. Это была известная иконописная мастерская в Москве, и именно Василий Гурьянов вместе с реставраторами открыл знаменитую «Троицу» Андрея Рублева от позднего письма. Художник также сотрудничал с Фаберже, который делал великолепные оклады к его иконам.

Иконы от тайного коллекционера

Большим событием в 70-х годах двадцатого века стал подарок музею – коллекция иконописи от Валерьяна Вадимовича Величко.

– Это тайный коллекционер, который был владельцем уникального собрания икон на рубеже XIX-XX веков. Валерьян Вадимович был известным московским доктором, кремлевским врачом, вхожим в семьи советских вождей. Он был состоятельным человеком, имеющим массу связей в высокопоставленных политических кругах. Коллекционер передал в музей около двухсот икон – великолепных памятников древнерусского искусства. Валерьян Величко был потомком старообрядцев и, как все известные русские коллекционеры, большим знатоком и ценителем искусства. По его завещанию в 70-х годах коллекция поступила в музей, – рассказывает искусствовед. В дар музею коллекционер передал памятники ХV-XVII веков крупнейших художественных центров – Новгорода, Пскова, Москвы, иконы провинциальных иконописных мастерских, а также редкие балканские иконы.

Но, пожалуй, самая знаменитая икона в Иркутске – чудотворная икона «Богоматерь Казанская». Она исцелила множество обращавшихся к ней с молитвами иркутян, чудесным образом помогала им в трудные времена. В центре города на месте здания областной администрации в конце XIX века был построен кафедральный собор в честь иконы, которая до революции и находилась в этом храме. Как рассказала Тамара Крючкова, заместитель директора по фондовой работе архитектурно-этнографического музея «Тальцы», в Иркутском художественном музее хранятся две иконы Богоматери Казанской, написанные на досках, близких по размеру к чудотворной иконе.

В реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея обе иконы были осмотрены старшим научным сотрудником сектора древнерусского искусства Музея им. Андрея Рублева (Москва) Натальей Николаевной Чугреевой в присутствии реставраторов и научных сотрудников музея. Выяснилось, что первая икона по всем признакам была написана в XIX веке. Возможно, она была выполнена тогда, когда чудотворную икону из Богоявленского собора перенесли во вновь построенный Казанский собор и, чтобы не оставлять пустого места в иконостасе Богоявленского собора, написали близкую по размерам новую икону Богоматери Казанской.

А на второй иконе были обнаружены остатки кожаных креплений, которые использовались для переноса иконы. Верхний красочный слой представляет из себя ремесленную живопись начала XX века, которую выполнил иркутский художник Николай Померанцев, что зафиксировано надписью на нижнем поле иконы. Видимо, ему поручили реставрацию иконы после снятия с нее драгоценного оклада. Он залевкасил авторский слой и переписал икону. «Пробные расчистки иконы, выполненные реставратором-иконописцем Фроловым во время осмотра иконы в 2002 году, выявили наличие древнего красочного слоя, что дает надежду на то, что перед нами та самая чудотворная икона «Богоматерь Казанская», защитница и гордость иркутян», – говорится в статье Тамары Крючковой в журнале «Иркутский кремль».

Подарок губернатора

В художественном музее есть икона, которая интересна не только тем, что это «икона на рези», фактически скульптура, но и тем, кто ее подарил. Икона изображает святого Николая Можайского. А подарил ее в 1997 году первый губернатор региона Юрий Абрамович Ножиков. Дело было так. Друг Юрия Абрамовича увидел у одной старушки в Ново-Ленино икону, которую бабушка хотела продать, чтобы выручить денег – жила она очень бедно. Юрий Абрамович давно хотел сделать подарок музею, и друг посоветовал ему купить у старушки икону и передать ее музею. Так благодаря первому губернатору в музее появился редкий памятник древнерусского искусства.

– Скульптура Николы Можайского у нас самая любимая. Здесь он с мечом и с градом. Никола Можайский – покровитель мореплавателей и защитник угнетенных, этого святого очень у нас почитали. На берегах Байкала до революции было более 30 церквей и часовен, которые были построены и освящены в честь Николая Можайского, – рассказывает Ирина Буханцова.

Стоит отметить, что религиозных деревянных скульптур в российских музеях сохранилось очень мало. В начале XX века в церквях, стоящих на берегах Ангары, были и резные иконостасы, украшенные фигурами ангелов, апостолов, и деревянные распятия. Иркутские резчики наряду с тобольскими были лучшими в России. В коллекции Иркутского художественного музея порядка 30 религиозных скульптур.

ФОТО: BATKOVFILE.NAROD.RU

– Религиозная скульптура на Руси была особенной, фигуры выполнялись с плоскими спинами. Такие фигуры помещали в рамки и называли «иконы на рези». Они имеют древние корни, создавали их талантливые мастера, – объясняет Ирина Буханцова особенности коллекции.

Еще одна такая скульптура – деревянное изображение Саваофа, датируемое XVIII веком. В иркутский музей «Саваоф» поступил в 1974 году наряду с другими образцами деревянной скульптуры, найденными при реконструкции Крестовоздвиженской церкви в Иркутске – в 30-е годы в этом храме размещался антирелигиозный музей, где были собраны культовые предметы со всей области.



Партнеры