Тайну бренда Иркутска не раскрывают общественности

Разработчик не презентовал его, сославшись на отсутствие "бюджета на коммуникацию"

07.03.2018 в 08:17, просмотров: 926

Комитет по экономике администрации Иркутска был ликвидирован в начале года как неэффективный, а именно он отвечал за создание бренда нашего города. Теперь московские разработчики нашего бренда говорят, что у них «нет бюджета на коммуникацию». Как иркутянам это понимать? Не оказалось ли неэффективным и создание бренда?

Тайну бренда Иркутска не раскрывают общественности
Одна из разработок туристического бренда России, который затронул и наше священное море.

Наш брендбук сейчас в культурных руках

Бренд Иркутска так и не был представлен иркутянам в феврале, как это было обещано ранее. Напомним, в августе прошлого года администрация Иркутска провела открытый аукцион по созданию бренда города. Сумма контракта – 1 миллион 300 тысяч рублей. Условия жесткие – нужно было успеть до конца года, в случае невыполнения контракт подразумевал штрафы. В России не так много компаний, которые занимаются идентичностью городов. На иркутскую заявку и вовсе отозвалась лишь одна. Московская компания INSTID (Институт идентичности) заявляла себя как компания с большим опытом. Руководитель компании Александр Гранд долго жил в Великобритании, потому эту компанию часто называют «британской».

По словам сотрудников администрации Иркутска, все необходимые материалы исполнители представили перед самым Новым годом – 29 декабря. Особых вопросов результаты этой работы у чиновников, по словам самих чиновников, не вызвали. Широкую общественность с ними обещают познакомить в ближайшее время. А пока не раскрывают ни одной картинки.

Напомним, руководитель компании INSTID Александр Гранд говорит, что они согласились на работу в Иркутске, потому что «это очень важный город для страны». Исследователи несколько раз приезжали в Иркутск, провели много встреч с учеными и обычными горожанами. В феврале они презентовали иркутскую идентичность жителям Москвы – специально проводили презентации Иркутска для людей, которые никогда в нашем городе не были. После этих тестов исследователи собирались выступить перед иркутянами.

Руководитель компании INSTID Александр Гранд даже приехал в Иркутск, но презентации так и не состоялось. На его странице в «Фейсбуке» иркутяне настойчиво спрашивали, почему обещанного не случилось.

– Это не скрытность, – отвечает Александр Гранд. – Просто нет бюджета на коммуникацию. Работа идет и обычно занимает пару месяцев. Все сдано и принято, но презентации и развитие темы – это уже наша инициатива, поэтому к администрации города она не имеет отношения. А сама администрация ничего презентовать не обязана, насколько я знаю. Она должна использовать результат нашего труда в работе своих служб.

Создание бренда города курировал комитет по экономике администрации Иркутска. Но в начале этого года он был ликвидирован из-за своей неэффективности. Неэффективной работу комитета признали депутаты городской думы еще в конце сентября. Большая часть сотрудников комитета уволены или перешли работать в другие подразделения мэрии. «МК Байкал» выяснил, что все работы по созданию бренда в настоящее время находятся в управлении культуры Иркутска. Именно его специалисты сейчас внимательно изучают этот проект. Но не раскрывают его.

Липецкий стиль, который придумали авторы и бренда Иркутска. фото из архива компании INSTID

Байкал затмевает Иркутск

Одновременно с иркутским конкурсом компания INSTID выиграла конкурс на создание бренда для Липецка. На рабочих встречах в Иркутске Александр Гранд и компания даже бравировали своей востребованностью: не каждый сумеет одновременно скрупулезно изучить два абсолютно разных города.

Но в Липецке презентация сделанной работы все-таки состоялась – в феврале. Дух этого города москвичи выразили в малооригинальном сочетании слов «Липецкая земля». Местные дизайнеры увидели в этом слогане европейский оттенок – в Германии каждая область называется землей. Графически разработчики обыграли известные липецкие (а если совсем точно – елецкие) кружева и «липовый цвет». В целом все сделано под модный прованс, но с акцентами на зажиточный быт богатых сельчан. В качестве логотипа разработчики предложили стилизованный зеленый листочек.

Иркутск, конечно, другой. На рабочих встречах в конце прошлого года Александр Гранд говорил о двух возможных путях развития этого проекта. Концепция «Рок-концерт» предполагает безудержную энергетику молодежного города, фестивали и тусовки. А концепция «Тесла» – названная в честь великого физика – поможет показать образованный и современный город с очень недорогой электроэнергией. Какая из концепций победила – пока остается загадкой.

В то же время многие предприниматели Иркутска, что называется, застыли в недоумении. Что же получается? Администрация Иркутска наняла специалистов по идентичности, чтобы они нашли самую «вкусную» фишку нашего города, которая могла бы посоперничать с брендом Байкала. Давно известно, что сильнейший бренд озера не играет на руку бренду города – он его затмевает. Люди хотят на Байкал, и это совсем не значит, что они хотят в Иркутск. На какой же теме играть самому городу, чтобы быть самодостаточным в глазах гостей? Поэтому бренд города и важен, к примеру, для создателей нового пространства «Солнечная дорога» возле ледокола «Ангара»: как оформить городской пляж с сетью кафе и ресторанов, чтобы это был чисто иркутский проект? Иркутские бизнесмены ожидают, что увидят московские наработки, скорее всего, только ближе к лету.

Этот брендбук Минска белорусы подвергли жесткой критике и даже создали альтернативную сборную по брендингу. фото из архива компании INSTID

Скорость – это лошадь

Удивительно, но иркутская история один в один повторяет ситуацию в Минске, для которого компания INSTID подготовила бренд 5 лет назад. Точно так же общественность долгое время оставалась в неведении, что за работа была принята и оплачена. Тогда белорусы в противовес официальной позиции даже создали свою сборную по брендингу. И одновременно с нанятыми разработчиками демонстрировали свои проекты. В то время самая мягкая критика INSTID звучала так: «Эти идеи искусственно привнесены в нашу среду, и они нежизнеспособны».

В ответ москвичи придумали для минчан слоган на английском «Think Minsk» и на русском «Минск. Интересно». И продвигали концепцию «умного города» (тут невольно вспоминается иркутский «Тесла»). Гранд со товарищи придумали тогда, что в Минске уличной едой должен стать ближневосточный кус-кус – вместо картошки. История с кус-кусом многих возмутила. А бонусом Гранд еще создал парфюм и песню. В ноябре, в разгар иркутского проекта, «МК Байкал» спросил у Александра Гранда, чему научила его минская критика. «Стойкости», – ответил Александр.

Главная претензия к Гранду – отсутствие коммуникации с обществом, для которого он работает. Концепция бренда, логотип и слоган создаются без согласования с общественностью. Нет бюджета на коммуникацию?..

Для Татарстана эти же ребята придумали даже две бренд-концепции. Например, они выявили 10 качеств татарстанского архетипа. Это скорость, выносливость, достоинство, пытливость, чутье, следование традициям, мастерство, единство, упорство и целеустремленность. К каждому качеству специалисты по идентичности подобрали глубокомысленный образ. Например, скорость – это лошадь, а достоинство – крылатый барс. Давайте вспомним, что Иркутск те же мастера идентичности определили в 5 качествах: яркий, чистый, твердый, свободный и интеллигентный. Какие образы подобраны под эти определения, иркутяне узнают, по словам Александра Гранда, «когда придет время».




Партнеры