Искусствовед Тамара Драница об Анатолий Костовском: «Ландшафт он ощущал, как инопланетянин…»

Когда-то Костовского не принимала советская культура, но его гений оказался сильнее

В мире искусства бывает сложно оценить уровень творцов - их масштаб, вклад в мировую культуру. Оценки могут быть субъективными, продиктованными временем, идеологией. Но есть мастера, в чьем творчестве просто невозможно сразу не увидеть дар и гениальность. Искусствовед Тамара Драница считает, что таким был Анатолий Костовский, один из лучших представителей «сибирской школы» классической реалистической живописи. Он ушел из жизни неделю назад, за месяц до своего девяностолетия. В Художественном музее готовится юбилейная выставка работ Костовского.

Когда-то Костовского не принимала советская культура, но его гений оказался сильнее
фото с сайта Baikal-info.ru

-- Для Костовского пейзаж, натюрморт, портрет, его мастерская, он сам, мир вокруг -- это не просто обстоятельства, условия его жизни, это космогоническое единство. Я считаю, что в творчестве он был пантеистом, так же, как древние греки, для которых мир был един и в каждом атоме присутствовал Бог. Для него была ценной каждая человеческая личность, поэтому не было и принципиальной разницы, изображать ли знаменитость или деревенского мужика.

-- Костовского называют ярким представителем «сибирского стиля».

-- В особом ландшафте, при смешении культур, суровой жизни сложился особенный характер сибиряка – чалдона. Если в начале двадцатого века самым ярким представителем «сибирского стиля» живописи был иркутский художник Николай Андреев, погибший в 30-е в советских застенках, то в последующее время и по сей день настоящий полнокровный «сибирский стиль» представляет Костовский. Для меня существуют только два представителя «сибирского стиля» - Андреев и Костовский.

-- Есть более узкое понятие -- «иркутская школа». Многие ее представители, более молодые, такие как Коренев, Шпирко, Десяткин, рано умерли. Костовский, ее яркий представитель, их пережил.

-- Энергетика необычного ландшафта рождала уникальные дарования в искусстве. Но выживали в нем только сильнейшие. Многие рано ушли из жизни, не дожили и до 50 лет. У них не было той закалки, того стержня, как у фронтовиков и у тех, у кого было послевоенное детство. Они жили после «хрущевской оттепели», которая их обманула. Оранжерейные, нежные, тонкие натуры: когда они увидели, что происходит вокруг, для них все рухнуло - жизнь, время. Классики старшего поколения, в том числе и Костовский, находили в себе мужество жить и творить и в таких условиях.

-- Костовского сразу приняла официальная советская культура?

-- На первых порах его живопись -- дерзкая, глубокая, насыщенная -- у официальных лиц вызывала неприятие. Тем более что в Союзе художников было много «середнячков», которые всегда ему завидовали – и подогревали такие настроения. Тогда на защиту живописи Анатолия Костовского встала искусствовед Светлана Баранова. Она начала писать статьи о его творчестве, о том, что настоящее искусство не должно сводиться к оценкам «нравится - не нравится», что есть другие критерии…

-- Он сразу зарекомендовал себя как прекрасный портретист.

-- Портреты Анатолия Костовского можно выставлять в Третьяковской галерее. Мне всегда казалось, что от его пальцев, от его кистей исходит какая-то божественная эманация. Костовский всегда был выше творческого эгоизма и зависти, которые свойственны многим художникам. Поэтому в мастерскую к нему потоком шли люди. Хорошая традиция была – художники дружили с писателями, и Костовский благодаря этому общению создал ряд интереснейших портретов.

Например, у него есть замечательный портрет поэта Михаила Трофимова с петухом. Он дружил с Трофимовым, а петух жил в мастерской. Дело было так. Они с Михаилом Трофимовым где-то в Ново-Ленино увидели в деревянном доме петуха-красавца. Решили купить его у хозяйки. Жил этот петух в мастерской. Он так его любил! По утрам петух, естественно, будил соседей. Толя с Мишей решили подсластить жизнь петуху. Они купили ему курочку. Жизнь началась веселая -- яйца, перья, гнезда. Что делать? Посоветовавшись, решили петуха подарить, потому что съесть его не могли -- этот красавец-петух означал для Костовского стихию жизни, красочную, свободную…

-- Костовский много писал деревянный Иркутск, уходящую натуру. Для него социальные изменения стали трагической нотой?

-- Конечно, Костовскому больно было смотреть на то, как разрушался деревянный старинный Иркутск, как умирала самобытность города. Помню, с каким неистовством он писал деревянные дома, как хотел сохранить их в памяти людей.

Когда стали обсуждать такое явление, как «общество потребления», ностальгической энергетикой стали наполняться и работы Анатолия Костовского. В этом мироощущении он был очень похож на Валентина Распутина. Новое время действительно для многих стало трагедией. Уходил традиционный быт человека деревни - работяги, образ жизни этих людей. Я видела, как Толя писал простых русских мужиков, видела, с каким чувством достоинства. У нас в защиту простого народа подавали свой голос только художники и литераторы. У Анатолия была широкая душа, но при этом он не выплескивал свои эмоции, свои мысли – в разговоры и жалобы. Все, что накопилось в душе, все было в его картинах. Там и протесты, и любовь, и радости жизни.

-- Костовский еще и занимал активную общественную позицию: он стал одним из основателей движения в защиту Байкала двадцать лет назад.

-- У меня есть газета, где на фото он стоит с плакатом в защиту Байкала – боролись против трубы БЦБК. Он был человеком без маски, смотрел на жизнь прямо. Помню, я повезла его выставку в Тюмень, и мы застряли на трое суток в аэропорту в Новосибирске, задерживали рейс. Все пассажиры и мы в том числе спали на полу. На третьи сутки он не выдержал, устроил митинг прямо в зале ожидания.

Тамара Драница. Фото Алены Байбородиной

-- Творчество иркутского живописца искусствоведы сегодня ставят в один ряд с полотнами знаменитых живописцев России, таких как Аркадий Пластов, братья Ткачевы.

-- Есть у него суровые пейзажи. Например, «Река Тунгуска». Когда я была в Ербогачене, я была поражена, как точно он попадает в атмосферу природы. Там Север, белые ночи. У реки Тунгуска действительно, как и на картине Костовского, коричневая вода, и тонкие-тонкие ели, и небо – очень странное… Ландшафт он ощущал, как инопланетянин, который впервые оказался на Земле и ахнул!

Помню, в одном зале выставлялись академик из Санкт-Петербурга Виктор Михайлович Орешников и Анатолий Костовский. Орешников поблек на его фоне – с его легкой разбеленной тональной живописью, он просто исчез! Мощь Костовского, эмоции, его песни на холстах притягивали зрителей, как магнитом. Но наша проблема в том, что мы далеко от центра, и я не раз наблюдала, когда к нам приходили искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга и удивлялись невероятным талантам наших художников. А однажды, я помню, возле полотен Анатолия Костовского долго стоял профессор Роттердамской академии художеств. Он был так шокирован, потом ходил по музею часа три, зашел в мой кабинет и сказал: «Я не подозревал, что за уральским хребтом может быть такой огромный пласт яркой культуры».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: ПЕСНИ НА ХОЛСТАХ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру