Огородный хостел: иркутяне переделывают коттеджи под общежития

Доходные дома вырастают на землях под ИЖС

Каким только образом не крутили-вертели землицей-матушкой в Иркутске. И вот последнее ноу-хау – организация частных общежитий на землях, отданных под индивидуальное жилищное строительство. Доход получается приличный: 10 комнат – 100 тысяч рублей в месяц.

Доходные дома вырастают на землях под ИЖС
Это здание только построено, но соседи уже говорят, что здесь будет очередная общага.

Огородные «студенты»

Выглядят они как очень большие коттеджи. Участки земли под ними зарегистрированы как «участки под ИЖС». Но внутри коттеджей – настоящая общественная, студенческая жизнь. Общая входная дверь, небольшой коридор, с обеих сторон которого – комнаты. Аренда в месяц приличная – такая же, как за однокомнатную квартиру: 10-12 тысяч рублей. Насчет цен хозяева коттеджей не стесняются: даже начинающие владельцы самостийных «хостелов» не хотят брать за свое жилье меньше 7 тысяч в месяц. В некоторых таких частных общежитиях в комнатах есть кровати, тумбочки и шкафы – по гостиничному принципу. Но чаще сдаются только квадратные метры, ограниченные голыми стенами.

А вокруг общежития – обычный огород. В лучшем случае в качестве благоустройства бывает газон и пара скамеек. И почти обязательно – специальное место под курение. Материалы, из которых строится такой чудо-дом, не всегда лучшие – чаще всего используется газобетон. Отделка минимальная, внешний вид – самый затрапезный. В общежитии могут жить от 10 до 30 человек. Иногда весь дом занимают родственники или земляки – как правило, с Кавказа или из Средней Азии. Но чаще всего «огородные студенты» не знакомы друг с другом – только здороваются при встрече.

В Ленинском районе Иркутска мы побывали в двух таких общежитиях. В частном секторе, среди старых деревенских домов и представительных коттеджей (это обычное соседство для таких районов) настоящим «грибком-боровиком» выглядит двухэтажное здание, обшитое сайдингом. Забор из профлиста, на больших воротах – надпись краской: «Не закрывать!» Весь двор занят автомобилями. Железная дверь с электронным замком. Комнаты, как выяснилось, все заняты. Жизнь во дворе – как возле обычной «хрущевки»: кто-то курит на улице, кто-то переговаривается, кто-то спешит по делам.

– Работаю в городе, но первую зарплату еще не получала, – на ходу отвечает на наши вопросы миловидная жиличка. – Жить здесь очень удобно: и автобусная остановка близко, и людей вокруг живет немного. Я всех знаю. Но мы как-то не общаемся...

Экономика должна быть экономной

В другом месте под общежитие недавно выстроено огромное здание. Жильцов еще нет, ведутся отделочные работы. Все делается аккуратно и добротно – как для себя. И поди спроси: зачем вам такой большой дом? Кто знает, сколько у владельца этого здания родственников? Или – сколько ему лично нужно комнат? Но соседи говорят уверенно: «Общежитие строят...» Модное слово «хостел» на этих улицах как-то не прижилось.

Экономика таких общежитий простая. Больше всего денег предприимчивые хозяева тратят на покупку участка. В этом бизнесе никто не обращает внимания на престижность улицы. Наоборот, под общежития иркутяне стараются выбрать участок поглуше – «чтобы не светиться лишний раз». Перед кем? В первую очередь – перед властями, перед налоговой. Но близость остановок транспорта важна чрезвычайно. Большинство клиентов, как правило, иногородние и работают не в этом районе – им важен удобный трафик.

Дальше – строительство. По цене выходит примерно столько же, сколько и участок. Рачительные хозяева стараются само здание возвести основательно, но сильно экономят на отделке.

Мы разговариваем с будущим домовладельцем Алексеем. С участком ему просто повезло – покупать не пришлось, достался от бабушки. Старый дом он уже снес, теперь копит деньги на грядущую весеннюю стройку. Что будет строить? Глупый вопрос.

– Я слышал, что раньше в Иркутске везде были такие «доходные дома», – застенчиво говорит Алексей. – Построил – и сдавай! За живые деньги. А где их еще можно заработать так просто?..

Владелец этого «дома-призрака» Сергей Чистяков говорит, что каждый предприниматель имеет право зарабатывать, используя свою собственность. И удивляется, почему наше государство умудряется одной рукой выдавать разрешительные документы, а другой – их отбирать.

Дом-призрак на земле ИЖС

Юридических тонкостей в квартирном вопросе много. Особенно если ты строишь чрезвычайно многокомнатный дом на участке под ИЖС. И лучше других о них знают застройщики, закаленные многочисленными судебными процессами – и с властью, и со своими клиентами.

Сергей Чистяков построил в Иркутске несколько домов. Он не сдает комнаты, он пошел еще дальше в этом бизнесе: построил, привлекая деньги будущих жильцов, а потом как будто бы продал свои квадратные метры. Причем недорого: 1 миллион = 1-комнатная квартира. Самый известный объект Сергея находится в Октябрьском районе по адресу: ул. Красноярская, 1/1. Этот дом называют «дом-призрак» и даже собираются снести. Сам Чистяков вслух удивляется, каким образом государство вначале дало право собственности на это здание – ему, Сергею Чистякову, а позже в лице областного минимущества попыталось это право опротестовать. Вроде бы все просто: он хозяин, какой дом на арендованном участке захотел, такой и построил, а потом, может, дом ему большим показался или он собрался съехать на ПМЖ в другое место, поэтому дом продал, частями, ибо – очень уж большой. Граждане, купившие у Сергея жилье, уже несколько лет живут в доме, в своих долях-квартирах. Правда, документов у них на эти квартиры нет. И они, и Сергей надеются, что это – пока. И пока Сергей и насельники его дома погрязли в судах. Причем к Сергею у Стройнадзора и других организаций, а так же у граждан, связавшихся с ним, вагон претензий и вопросов. Сам застройщик однако не унывает.

– Мы все ждем закона, который бы постановил: если государство один раз признало право собственности, то в последующем оно уже не должно в нем сомневаться, – говорит Сергей Чистяков. – А в России после сочинской Олимпиады прокатилась волна сносов жилых домов и коммерческих строений, у которых были законные владельцы. Неужели в нашей стране два разных государства: одно дает и признает, а другое – отбирает и сносит?

– Как вы оцениваете новый иркутский тренд – общежитие на своем участке?

– Приведу пример. У вас есть собственный узаконенный дом, и вы – индивидуальный предприниматель, который исправно платит налоги. По закону ИП имеет право зарабатывать с помощью своей собственности. Допустим, в своем гараже вы открыли автосервис. Если вы продолжаете платить налоги, какой закон вы нарушаете? Другой пример: у вас 3-комнатная квартира, а две из трех комнат вы сдаете разным студентам. По сути это получается общежитие – почему вы не должны этого делать?.. Я нормально отношусь к частным общежитиям: их организаторы по крайней мере решают проблему с жильем, которая до сих пор остро стоит в стране. Конечно, важно, чтобы категория земли попадала под этот вид деятельности.

В этом частном общежитии не принято закрывать ворота: трафик слишком большой. Жильцы оставляют свои машины под окнами, но за металлическим забором.

– А если не попадает?

– За нецелевое использование земли грозит штраф в 10 тысяч рублей. Могут быть вопросы по пожарной охране или рейды от санитарно-эпидемиологической службы. Но в начале стройки собственники обычно стараются все сделать по существующим нормам. Важнее всего здесь позиция местной администрации... Если чиновники в курсе и категорически против – будут проблемы. Правда, обычно после пяти лет разбирательств подобные дела уже не рассматриваются – за истечением срока давности.

Дом на Бородина все-таки не снесли

Собственники зданий «под общежития» стараются оформить их как нежилые помещения: меньше хлопот при проверках. А если кто и жил в «нежилом», то попробуй найди его и докажи! Правда, сделать прописку своим жильцам (или продать помещения как квартиры) в них будет уже невозможно.

Но не так просто и владельцам квартир в подобных чистяковскому «домах-призраках», даже тем, которые умудрились получить документы. Скандально известный иркутский дом по адресу Бородина, 45 от застройщика Кузнецова за многие годы так и не был снесен, хотя застройщика даже осудили на три года, правда, условно. А как снесешь, ведь заехали в дом на Бородина целых 70 семей.

Но жизнь в этом доме и тогда, и теперь не сахар. Здание построили с многочисленными нарушениями – без водопровода и вентиляционных шахт, с выгребной ямой на улице. Шесть лет назад прокуратура подала иск в суд с требованием снести этот самострой – в связи с угрозой жизни и здоровью новоселов. Но и сегодня дом стоит как ни в чем не бывало на своем месте, а люди продолжают в нем жить. Правда, большое количество квартир в нем теперь занимают непривередливые гастарбайтеры.

Все жильцы иркутских «домов-призраков», в том числе и в доме на Бородина, купились прежде всего на низкую стоимость метра. Но сегодня продать квартиры в этом доме очень сложно – даже по самой низкой цене. Покупают такую сомнительную недвижимость в первую очередь бывшие клиенты «огородных общежитий». Намаявшись в доходных домах, квартиранты легко попадают в руки горе-застройщиков. Хотя мечтают они конечно же не о полулегальной квартирке, а о своем собственном общежитии. Такой вот круговорот.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: ОГОРОДНЫЙ ХОСТЕЛ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру