«Витязь»: битва ученых и охотников продолжается

Границы природного парка местные власти урезали втрое

Границы природного парка «Витязь», который областные власти собираются создать в Шелеховском районе вокруг гранитных скальников, будут сокращены. Изначально было запланировано, что площадь его территории составит 26 тысяч гектаров. После проведения государственной экологической экспертизы под парк планируется отдать не больше 7,1 тысячи гектаров. Противники создания парка празднуют первую победу. А ученые в ответ говорят, что в этом случае пострадает природа.

Границы природного парка местные власти урезали втрое
Скальник "Витязь". Фото: photosight.ru

«ШЕЛЕХОВСКИЕ ЧИНОВНИКИ НЕ ОТДАЛИ СВОЮ ТЕРРИТОРИЮ»

Скальник Витязь -- это сегодня клубок, в который сплелось множество интересов. Туристы, экологи, охотники, чиновники и дачники – и у каждого своя правда и своя личная история: кто-то здесь ходил с классом в поход, кто-то участвовал в лыжной гонке, у кого-то в этих краях дача. Есть еще интересы ЗАО «Дорожник» - компании, которая добывает природный камень в Шелеховском районе. Именно после покушения «Дорожника» на скальники общественность выступила единым фронтом в их защиту -- случай возмутил всех. Но прошло несколько лет, и сегодня многих возмущает уже обратная инициатива – создать в окрестностях Витязя природный парк. Что это такое? Это не национальный парк, где запрещена любая деятельность. Наоборот, природный парк должен учитывать интересы всех групп населения и в то же время – защищать природу.

Мы разговариваем с Татьяной Калихман. Ведущий научный сотрудник Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, доктор географических наук, она руководила коллективом, который занимался подготовкой научного обоснования для создания природного парка «Витязь». Она объясняет своевременность инициативы тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке уже существует 25 природных парков.

-- Я лично побывала во многих из них. Все вместе они занимают территорию 12465 тысяч гектаров (в среднем на каждый парк приходится почти 500 тысяч гектаров).

-- Когда началась история с «Витязем»?

-- История началась осенью 2012 года, когда ЗАО «Дорожник» начало разрушать скальник Старая крепость, - говорит Татьяна Петровна. – Весной следующего года, в апреле, на базе нашего Института географии имени В. Б. Сочавы мы провели дискуссионное обсуждение по вариантам проведения границ природного парка «Витязь» на Олхинском плоскогорье. В нем приняли участие 26 представителей самых разных организаций – от охотников и недропользователей до туристов и экологов. И тогда большинством голосов мы решили, что под природный парк нужно отвести максимально большую территорию – весь бассейн Большой Олхи.

Татьяна Калихман: «Все природные парки в Сибири и на Дальнем Востоке занимают большую территорию. И это оправдано с научной точки зрения».

-- Но почему теперь «ветер изменился»?

-- В конце 2017 года наш проект проходил государственную экологическую экспертизу регионального уровня. В соответствии с федеральным законом об экологической экспертизе требуется обязательное согласование проекта с органами местного самоуправления. Администрация Шелеховского района воспользовалась своим правом и настояла на сокращении площади парка в три раза, аргументируя это тем, что в территориальной схеме развития Шелеховского района указана именно такая территория. Но в схеме всегда даются весьма примерные показатели, которые и надо уточнять в ходе научного исследования. Например, в материалах схемы в состав парка входили населенные пункты «Орленок», «Ягодный», «Огоньки» и «Трудный», а также участок железной дороги, но не входил скальник Старая крепость. Поэтому все равно необходимо было вносить в схему существенные изменения.

-- Каков на сегодняшний день итог обсуждений?

-- Территория парка по решению экспертной комиссии будет соответствовать пожеланию администрации Шелеховского района и составит меньше 7 тысяч гектаров, вместе с охранной зоной она составит 7132 гектара.

-- Сократилось ли число скальников на территории будущего природного парка?

-- Теперь в конфигурации парка их значительно меньше. Хорошо, что скальник Старая крепость вошел в границы уменьшенного варианта. Но в состав парка не вошли нетронутые пожарами и рубками наиболее ценные участки леса. Теперь за границами природного парка в пределах бассейна реки Большая Олха можно будет вести сплошную рубку и добывать полезные ископаемые без ограничений.

-- Вы остались недовольны результатами государственной экспертизы?

-- Я пыталась претворять в жизнь тот вариант, который предлагала общественность. Именно он был признан наиболее соответствующим природоохранной задаче парка с точки зрения науки. На публичных слушаниях большинством голосов был поддержан именно этот бассейновый вариант территории парка. Но нашу научную работу не поддержала администрация Шелеховского района.

Георгий Кешиков: «Как будет выживать этот природный парк, если с мая по август в леса закрыт доступ в связи с пожарной обстановкой?»

-- Где еще вы обсуждали проект парка «Витязь»?

-- Мы участвовали в рабочем совещании у депутата ЗС Иркутской области Кузьмы Алдарова. На этой встрече областным министерством природных ресурсов было предложено внести в областной закон об особо охраняемых природных территориях новую категорию – ландшафтные парки. В них не надо будет создавать дирекцию, организовывать охранную зону вокруг парка и проводить функциональное зонирование. Это еще один вариант. Теперь дело за правительством Иркутской области. Министерство природных ресурсов и экологии подготовит нормативно-правовые акты по созданию природного парка «Витязь», которые должен подписать губернатор.

«НИЧЕГО ОСОБЕННОГО В НАШЕЙ ТАЙГЕ НЕТ»

Активнее других против создания парка «Витязь» выступают шелеховские охотники - их до сих пор возмущает тот факт, что большой «иркутский десант» туристов приехал в их город на слушания, которые проходили минувшей осенью. Именно благодаря вмешательству «иркутского десанта» сама идея создания природного парка и была поддержана на высоком уровне.

Природный парк изначально, в бассейновом варианте, должен был занять пятую часть территории, на которую в 2015 году заключили соглашение. Всего у охотников 144,8 гектара. Каждый из них отдал по 1300 рублей, чтобы взять у государства эти земли. Охотхозяйственное соглашение заключено до 2064 года. Охотники с самого начала опасались, что администрация природного парка заведет новые порядки, свои заповедные и рекреационные зоны.

-- Шелеховские охотники давно оформили свои отношения с государством, а инициаторы создания природного парка только начинают это делать, - говорит Георгий Александрович. – Зачем же забирать последнее у сибиряков? Кроме этой тайги у нас ничего больше и не осталось. Именно охотники и сохраняют лес для всеобщего пользования. Что будет дальше? Территория в 7100 гектаров согласована для природного парка. Но как она будет дальше оформлена нормативно-правовыми актами Иркутской области? -- излагает соображения охотников Георгий Кешиков, председатель Шелеховского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов. Их в Шелеховском районе больше тысячи человек.

-- Вы не верите в саму возможность создания парка. Почему?

-- Приведу несколько житейских примеров. Подскажите, как будет существовать природный парк, если по распоряжению губернатора с 5 мая по 26 августа в связи с пожарной обстановкой свободный доступ в леса Иркутской области запрещен? На какие деньги они будут существовать, если официально в лучшие летние месяцы в лес нельзя даже заходить? Еще одна проблема – клещи. Это раньше они были лишь энцефалитными, а теперь каждый клещ несет массу других заболеваний. Как они будут организовывать свои «туры выходного дня»? Ведь это большой риск для здоровья, прививаться нужно два раза в год. У нас все егеря застрахованы. А кто будет страховать и прививать туристов? Есть и еще одна проблема – медведи. Рядом с нами национальный парк «Заповедное Прибайкалье». Это огромный естественный резерват популяции бурых медведей. По нашим оценкам, в Шелеховском районе их уже несколько сотен особей. А вы знаете, что другого хозяина, кроме медведя, в тайге нет и не будет?

-- Как вы оцениваете прошедшую экологическую экспертизу в министерстве природы?

-- Многие специалисты (и лесники, и экологи) сошлись на том, что ничего особенного на этой огромной территории в 26 тысяч гектаров нет. Да, нужно охранять скальники от этой варварской добычи! Но это исключительный случай. Эти скальники стояли миллионы лет и простоят еще столько же! На этом участке нет таких уникальных объектов, как, например, Лебяжьи озера, или чего-то еще, но они есть в других местах Иркутской области. Что здесь защищать? Давайте будем расходовать бюджетные средства вдумчиво и по делу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру