Культурный слой

Тайны иркутских икон раскрывают с помощью рентгеновских лучей

Иркутский областной художественный музей «просветил» ценные иконы на рентгеновском аппарате – это был первый этап полномасштабного исследования, главным объектом которого станет легендарная иркутская икона Казанской Божией Матери. Интрига в том, что на старой доске, поверх старого красочного слоя, светский художник и общественный деятель Константин Померанцев, который в 1920-1925 годах работал хранителем художественно-исторического отделения областного музея, по сути написал новую икону.

Тайны иркутских икон раскрывают с помощью рентгеновских лучей
фото Федора Максимова

В 2002 году икону отыскала в запасниках музея искусствовед Тамара Крючкова. Она искала долго, зная по старинным источникам, что такой образ был в Иркутске: первое упоминание о нем появилось в 1722 году, когда через Иркутск проезжал святитель Иннокентий, торопившийся в Китай с миссией. С тех пор икона стала знаменита. Существовал график, по которому ее возили по всей епархии – вплоть до того времени, когда советская власть стала реквизировать ценности и бороться с церковниками. Оклад с иконы сняли, отправили, вероятно, на переплавку, саму икону оставили в Иркутске. Последнее упоминание о ней относится к 1928 году: верующие испрашивали разрешения светских властей на крестный ход, но не получили его.

В музей икона попала из антирелигиозного музея, в который собрали предметы культа, недрагоценную церковную утварь. Музей находился в здании Крестовоздвиженской церкви. Известно, что изначально она пребывала в Казанском приделе Богоявленского собора, затем реликвию перенесли в одноименный Казанский кафедральный собор (разрушенный в 1932 году).

То, что нашла Тамара Крючкова, отличалось от старинной иконы – на доску была нанесена новая живопись. Причем авторство обозначалось прямо на картине, там стояла подпись Померанцева. И все же была уверенность, что Померанцев по каким-то неизвестным причинам записал оригинал – чудотворную икону.

Старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства музея им. Андрея Рублева Наталья Чугреева поддержала мнение иркутского специалиста о том, что под живописью Померанцева – та самая икона, а реставратор Сергей Фролов, который работал в Иркутске в филиале Центра Грабаря, делал окошечки – чтобы убедиться в наличии скрытого красочного слоя. Сегодня специалисты говорят об иконе как о той самой – но всегда добавляют: «предположительно». Ведь для того, чтобы утверждать, будто бы это та самая икона нужны глубокие исследования и анализы.

Рентген, который по просьбе музейщиков сделал двум иконам, в том числе и Казанской, врач-рентгенолог Областного гериатрического центра Евгений Соколов, показал, что под слоем более свежей померанцевской краски есть остатки старого красочного слоя. На рентгеновских снимках видно, что скрытый слой иконы сильно поврежден – краски осталось мало, везде царапины. Что же случилось с оригиналом? Почему Померанцев написал поверх новое изображение? Это, пожалуй, главный вопрос, который волнует всех. Чтобы ответить на него – и на другие вопросы – специалистам придется тщательно изучить икону.

– Нужно исследовать икону в инфракрасных лучах. К тому же существуют узкие специалисты, которые тоже выскажут свое мнение. – объясняет Светлана Тютикова, заведующая реставрационной мастерской ИОХМ.

На основе этих исследований может приниматься решение о том, стоит ли открывать икону – снимать верхний слой. Если сохранность нижнего слоя окажется высока (хотя на том участке, который подвергся исследованию в этот раз, сохранность низкая, может оказаться, что в других местах икона лучше сохранилась), то может быть принято решение – коллегиальное – восстановить оригинальное изображение. Существует даже предварительная договоренность с центром Грабаря. Но это очень дорогостоящая работа, для которой нужны веские основания – а их может дать лишь всестороннее изучение предмета.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру