«Табуретовка» против «Боярышника»

900 последователей Балбеса в этом году привлекли к ответственности

В Иркутске процветает легальная торговля самогонными аппаратами. Пик продаж случился год назад – после трагедии с «Боярышником». Но и теперь интерес к аппаратам не угасает. Ведь самогонку гнать можно, продавать нельзя.

900 последователей Балбеса в этом году привлекли к ответственности

Гнать можно, продавать нельзя

Как известно, именно в Иркутске режиссер Леонид Гайдай придумал свою знаменитую троицу: Трус, Балбес, Бывалый – и один из первых сюжетов про них – «Самогонщики». Знал бы великий режиссер, что спустя полвека на его родине самогонщиками будут называть себя тысячи иркутян – причем чуть ли не с гордостью.

По российским законам продавать самогонные аппараты и гнать первач не запрещено. Но только для личных целей! Продажа самогона карается по Административному кодексу – как правило, по статье 14.2 – о незаконной продаже товаров, свободная реализация которых запрещена. Штраф по этой статье – до двух тысяч рублей. По данным пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области, за 9 месяцев этого года в регионе было привлечено к административной ответственности почти 900 самогонщиков. Всего же за этот период по самогонной теме было зафиксировано 4,5 тысячи правонарушений.

Полицейские говорят: попадаются, как правило, «закоренелые» самогонщики, те, кто торгует большими объемами и продает самогонку всем желающим. Полицейские делают контрольную закупку и ловят бутлегеров с поличным. Они платят штраф – и, к сожалению, продолжают торговать. Именно поэтому в последнее время заядлых самогонщиков все чаще стараются привлечь по статье 14.17.1 – незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физлицами. По этой статье штрафы значительно выше – от 30 до 50 тысяч рублей. Противозаконный бизнес на самогоне приносит доход: 10 литров самогона получается с канистры бражки в 40 литров, в ней 10 килограммов сахара (500 рублей) и 1 килограмм дрожжей (200 рублей). Итого при вложениях меньше тысячи рублей можно заработать три тысячи. Отличный бизнес? При штрафах от 30 тысяч рублей – уже нет.

Самый простой самогонный аппарат – в это 10-литровое ведро для охлаждения можно подавать воду из крана, а можно кидать снег.

Напомним, самое жесткое наказание за самогоноварение было введено в СССР в 1924 году, одновременно с введением первого советского Уголовного кодекса. По нему самогонщикам грозило пять лет лишения свободы с конфискацией имущества. За год до этого советское государство ввело монополю на производство алкоголя в стране. Но уже начиная с Великой Отечественной и до наших дней таких жестких мер к поклонникам первача не применялось.

«Боярышник» подтолкнул…

На колхозном рынке в предместье Марата под самогонные аппараты отданы несколько рядов. В «базарный день» можно купить и сам самогон, им торгуют из-под полы деревенские, продавцы животных: вроде бы человек торгует курицами, да вот птицу у него никто не берет, зато за «поллитру» 150 рублей не жалеют. Но это нелегально. А легально – только аппараты.

Самый пик продаж самогонных аппаратов пришелся на декабрь прошлого года, когда иркутяне массово травились метиловым «Боярышником». Обостренный интерес к аппаратам был спровоцирован именно этим катаклизмом.

– В месяц и у нас, и у конкурентов уходило штук по 160. Тогда люди так сильно испугались, что перешли на самогон. А водку в магазине кто теперь покупает? Это очень дорого и опасно. Люди теперь доверяют только сами себе.

Самодельный самогонный аппарат в домашних условиях. Фото автора

Себе или соседу, который гонит самогон. Продажа первача – развитый рынок. На нем активны пенсионеры. Самогонные аппараты берут самые большие и по несколько штук – правда, всегда стесняются и говорят, что «для себя». Но продавцов не обманешь.

– Хотя у нас аппараты и «олигархи» покупают: приезжают дяди на очень крутых тачках и берут самые дорогие модели за 15 тысяч, – говорит другой продавец Алексей. – Покупают самогонные аппараты и люди в погонах – особенно любят в подарок или когда отправляют на пенсию товарища по службе. Конкуренция у нас большая. Но в том же Красноярском крае этот рынок развит еще сильней. Сейчас с запада России к нам идет много идей и моделей – например, с тремя сухопарниками (так называют приспособление, которое очищает самогон он вредных примесей – ред.).

На этом рынке самый недорогой самогонный аппарат стоит 3,5 тысячи рублей: фляга на 10 литров и бачок на 3,5 литра. А самый ходовой аппарат продается за 5 тысяч рублей, в нем бачок на 15 литров из нержавеющей стали. Продавцы подробно объясняют покупателям систему и философию самогоноварения – те слушают внимательно, а иногда даже записывают на телефон видео. Строение самогонного аппарата они обсуждают с такой же любовью, как и двигатель своего авто.

На Агропромышленную неделю в областной центр жители Усть-Ордынского округа области привозят национальное достояние – устройство для приготовления национального бурятского напитка тарасун. Этот аппарат – из Эхирит-Булагатского района. Несколько лет назад жители этого района округа доставили на выставку старинное приспособление, почти что музейный экспонат, для приготовления «молочной водки». Но артефакт боялись повредить во время транспортировки – и в 2016 году уже привезли новьё: аппарат мастерицы из деревни Корсук Галины Боронцоевой, которую готовить тарасун научила бабушка Мария Филипповна, уроженка улуса Дархат, некогда знаменитого как раз мастерами по части приготовления тарасуна. Фото автора

Не отстают от рынка и строительные магазины: почти в каждом большом торговом центре есть отделы, где можно купить самогонные аппараты с заводской гарантией. Сделаны они на станках и отличаются от самоделок аккуратными швами, за что и ценятся на порядок выше, чем рыночные.

Всеобщий вид бытового хозяйства

Сегодня несложно найти 100 способов приготовления «табуретовки» – интернет кишит сайтами и форумами самогонщиков. Все разъясняют подробно и даже с удовольствием – как брат брату. Самогонщики делятся между собой даже тем, где брать правильную воду, на какой ручей за ней ехать. Национальные традиции также прижились в иркутском самогоноварении. Буряты любят делать тарасун – алкогольный напиток на основе молока. А кавказцы гонят чачу – в ней бражка на винограде.

– Если бы не угробили наше алкогольное производство, никто бы этой ерундой сегодня бы не занимался, – сетует продавец аппаратов Иван. – Вот и ответная реакция населения: мы вам не доверяем, сделаем все сами. Еще и заработаем на этом!

Так что самогоноварение в некотором смысле народное «фи» государству. Отрасль эта потихоньку обрастает легендами. В Иркутске-2 ходит молва о молодом торговце самогоном – он свой напиток разливает в фирменные бутылочки темного стекла. Встретиться с ним, купить у него продукт невозможно – продает оптом только очень хорошим знакомым, а уже те распространяют на свое усмотрение. Его главная «фишка» – сам не пьет ни грамма. Почему-то клиентов эта информация радует, они относятся к нему как к серьезному производственнику. А он уже отстроил себе новый дом с высоким забором.

В деревнях Иркутской области самогон уж давно главная валюта. Хочешь поправить забор, наколоть дров или выбрать подарок на день рождения – все сводится к «сэму». Удивительно, но сельчане, переехавшие в Иркутск, лучшим презентом с малой родины опять же считают поллитровку.

Иркутские самогонщики говорят: еще немного, и приготовление домашнего алкоголя и вовсе станет таким же всеобщим видом бытового труда, как, например, варка варенья. Или заготовка грибов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру