Последний аристократ ушел с Иркутской филармонической сцены

Фортепианный талисман Иркутска Михаил Клейн повторил судьбу легендарного скрипача Мессмана

«Приносим извинения за причиненный концерт», – любил шутить Михаил Клейн. В этот вечер выступал, как в последний раз, говорят очевидцы концерта. Фортепианный талисман Иркутска Михаил Клейн, всегда узнаваемый меломанами по яркой индивидуальной манере исполнения, 3 октября играл с особой задушевностью и красноречием. Он исполнял в органном зале свое собственное сочинение – джазовую фантазию “Это все Россия”, в которую входят фрагменты нескольких известных песен. Он стал играть “Лебединую верность”, рояль внезапно умолк, а пианист уронил голову на грудь… Публика, почувствовав заминку, поддержала артиста тёплыми аплодисментами… Это были последние аплодисменты в его жизни, которая вся без остатка была посвящена служению музыке.

Фортепианный талисман Иркутска Михаил Клейн повторил судьбу легендарного скрипача Мессмана
Ветеран Иркутской филармонии Михаил Клейн за роялем. Фото из архива Иркутской областной филармонии.

Распрощался с Москвой ради отца

Михаил Клейн – выдающийся музыкант, украшавший культурную жизнь столицы Приангарья. Солистом Иркутской областной филармонии он работал 45 лет. Начало его профессиональной карьеры было поистине счастливым. Окончив Иркутское училище искусств, он поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу заслуженного деятеля искусств РСФСР, а впоследствии народного артиста СССР профессора Виктора Мержанова. Начинал концертную биографию в оркестре Московского государственного театра эстрады. Проехал всю бескрайнюю страну, гастролируя с легендарным американским певцом Дином Ридом, записал с ним пластинку. Его перспективы были захватывающими.

Но иркутянин вернулся в родной город, к отцу-фронтовику, который нуждался в любви и внимании сына. Леонид Яковлевич Клейн – герой гражданской войны, ветеран Великой Отечественной, орденоносец, более полувека трудился на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения им. В.В. Куйбышева. Для Михаила рано овдовевший отец был не только примером мужества и самоотверженной верности делу, но и просто самым близким и дорогим человеком. С момента ухода отца прошло более двадцати лет, но Михаил сохранил в душе неразрывную связь с ним, а заодно и кровные узы с поколением победителей – для ветеранов он всегда был готов выступать безо всяких условий.

– В любом дружеском застолье Миша поднимал обязательный третий тост – за родителей, – вспоминает его близкий друг активист Иркутского совета ветеранов Иван Косов. – Мы любили собираться в его хлебосольном доме. Непременно пели «День Победы». А 9 Мая Миша играл фронтовые песни, настежь открыв окно: играл для всех, для соседей, для горожан.

Цена мастерства: хрупкая кожа

Старый дом в маленьком переулке МОПРа долгие десятилетия оживал с чудесными звуками почтенного инструмента в квартире профессионального пианиста. Музыкант просыпался рано и с нетерпением торопил наступление долгожданных девяти часов, когда можно будет нарушить тишину в подъезде. Занимался по нескольку часов, перед самыми ответственными выступлениями мог не отходить от инструмента до самого позднего вечера.

– У Михаила Леонидовича была хрупкая кожа, – рассказывает друг и коллега Клейна музыкант и педагог Игорь Овечкин. – Пальцы порой трескались в кровь, я не раз видел его на сцене с подушечками, заклеенными пластырем. Такова была цена невероятной лёгкости и пластичности звучания, удивительной напевности, которую не раз отмечали знатоки. Михаил Леонидович всегда играл наизусть или вольно импровизировал. Вы не увидели бы нот на пюпитре рояля, открытого в ожидании Клейна.

Призвание было главным в жизни артиста. Тут он мог быть изнурительно педантичным, дотошным до въедливости. Будущее выступление старался отточить до последних мелочей. До сантиметра вымерял положение рояля на сцене, отрабатывал все выходы партнёров, вникал в их готовность, требовал максимального качества исполнения. И коллеги, и заказчики знали: Клейн никогда не сядет играть за инструмент, если с ним предварительно не поработал настройщик. Долгое время за исполнителем «тенью» следовал Иван Иванович Казанцев, которого он почитал и оберегал, как благородный идальго своего оруженосца. Часто работал с Клейном и Владимир Филатов, признавшийся, что «осиротел» с уходом Михаила Леонидовича – «последнего аристократа филармонической сцены».

Даритель конфет

Предельно серьёзный и основательный в главном, он был прост и неприхотлив в быту. Кроме порядка и человеческой радости, ему ничего не требовалось в старом родительском доме, всегда открытом для друзей, которых он безоговорочно любил, априори прощал и баловал, чем мог.

«Как мы будем без Клейна?» – в растерянности скорбят его многолетние партнёры по творческим проектам, полюбившимся публике, по ярким неформальным концертам на филармонических подмостках, в органном зале, в областном Художественном музее. «Как же теперь без Старого?» – спрашивают его многолетние добрые знакомцы по бухте Песчаной, где он бывал завсегдатаем и заводилой среди отдыхающих. Некем заменить его и в жарких волейбольных баталиях, где он отличался горячим и азартным спортивным характером. Заметят пропажу и в кондитерских магазинах, что из года в год регулярно продавали музыканту в огромных количествах лучшие конфеты. Он раздавал их всюду, куда приходил: в колледж имени Шопена, в музыкальные школы, где работал концертмейстером, в родную филармонию, где без гостинца не оставался никто, до вахтёров и гардеробщиков. Недаром в дни памяти по артисту рядом с его траурным портретом и пунцовыми розами выросла символическая конфетная горка.

Монако, Монте-Карло и Канны

Нам в руки попали драгоценные фото с Михаилом Клейном, сделанные более двадцати лет назад. Тогда, в середине «лихих девяностых», он представлял искусство нашей страны за рубежом в гастрольных поездках под эгидой Центра международного научного и культурного сотрудничества имени Валентины Терешковой при правительстве Российской Федерации. Вместе с музыковедом Мариной Токарской и певицей Натальей Головиной он тогда побывал в Бельгии, Голландии и Люксембурге. Блистательная программа с романсами на стихи Пушкина и не только имела такой успех, что через год иркутские филармонисты были приглашены с концертами в Монако, Монте-Карло и Канны, а чуть позже – на Кипр. Сибиряков невероятно тепло принимали в Европе. Эти упоительные гастроли пианист нередко вспоминал как самые прекрасные моменты своей творческой биографии.

Провожали пианиста всем миром. Проститься с ним шли и шли самые разные люди: старые и совсем молодые, взрослые и дети, учащиеся музыкальных школ и их выпускники разных лет, люди искусства и спортсмены, простые иркутяне, что помнят его на подмостках у рояля столько, сколько помнят себя. Были слёзы, звучали слова скорби и сожаления. Но были и светлые душевные воспоминания, и шутливые рассказы, где он выступал главным героем, бесконечно обаятельным, остроумным и неподвластным унынию.

Вспоминали его бесподобные афоризмы:

– Мы – музыканты, и музыку ненавидим с детства.

– Приносим глубокие извинения за причинённый концерт!

Вспоминая Мессмана

Незадолго до своего последнего концерта заслуженный артист России Михаил Клейн почему-то вспомнил о судьбе своего старшего товарища по сцене блестящего скрипача Леонида Мессмана, который умер прямо на концерте в Органном зале Иркутска в 1987 году. Сердце Мессмана не выдержало во время квалификационного экзамена, который его, солиста высшей категории, признанного далеко за пределами Иркутска, вынудили держать – у Мессмана были сложности в отношениях с руководителями культуры.

Было ли это знаком предчувствия, пророчества? Михаил Леонидович не мог похвастаться крепким здоровьем. За плечами у него было нелёгкое противостояние онкологии, операции на суставах, шунтирование сердца. Но поберечь себя, уклониться от «лишнего» выступления… Кто знал Клейна, тот понимает, что даже предложить ему такое значило глубоко ранить и почти оскорбить.

Михаил Клейн никогда не ставил на концертный рояль ноты. Они были не нужны. Музыка звучала внутри него, как дыхание, как ток крови, как биение сердца. Остановилось сердце – и умолкла музыка…

А может быть, не умолкла? Может, она продолжает звучать где-то там, в запредельных космических сферах, в нашей восторженной памяти, в зачарованных паузах старинного филармонического зала?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Последний аристократ филармонической сцены

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру