Общественные советы в Иркутской области превращаются в «ярмарки тщеславия»

Никто даже не считает молодежь, уезжающую из Иркутской области

В Иркутске до сих пор нет внятной стратегии молодежной политики, хотя в области существует два крупных совета по молодежным делам. Участники этих общественных советов, сами попадающие в категорию активной молодежи, сомневаются в действенности этих советов, называя некоторые из них «ярмарками тщеславия».

Никто даже не считает молодежь, уезжающую из Иркутской области
На совете при губернаторе по делам молодежи. А где же молодежь?..

На доступное жилье выделят больше денег

«Побывал накануне на двух общественных советах по вопросам молодежной политики региона. Начну с сегодняшнего. А именно про совет при губернаторе по молодежной политике. Коротко. Совет, членом которого я являюсь, пока не производит ничего. Из всех докладов министров и замов следует только одно: мы награждаем талантливых и отправляем в поездки представлять регион. То есть разговор был о своего рода «ярмарке тщеславия» Не было поднято ни одного вопроса, реально касающегося молодежи», – разместил сердитый пост в Фейсбуке председатель общественной организации «Клуб Публичной Политики» Павел Степанов. При администрации Иркутской области регулярно собираются два общественных совета по делам молодежи. Один из них – при министерстве по молодежной политике. Второй – совет при губернаторе. Степанов – участник обоих. О чем совещаются молодые и есть ли от этих совещаний какой-нибудь толк?

– Для чего молодежи в принципе нужны какие-то заседания?

– Общественные советы – это зеркало любой структуры. В нее входят представители тех организаций, чью деятельность регулирует и поддерживает министерство по молодежной политике. Задача общественников – оценка деятельности ведомства. И формирование рекомендаций: что и как можно подкорректировать. Правда, важно еще это «зеркало» грамотно собрать, выбрать именно ключевых лидеров любой отрасли, иначе зеркало станет «кривым».

– Что делает совет при Министерстве по молодежной политике? Есть ли за ним какие-то реальные дела?

– В него вошло много представителей некоммерческих организаций, в основном тех, кто уже давно работает с органами власти. Молодежи в нем пятьдесят процентов. Считаю, что это довольно репрезентативно. Правда, совету, на мой взгляд, не хватает тех, кто на сегодняшний день является лидером общественного мнения и примером для молодежи. Но все же совет формировался путем конкурса – никого не приглашали. На нем обсуждаются основные программы и проекты министерства. И здесь есть реальные результаты. Например, программа «Молодым семьям – доступное жилье». Теперь, не без участия совета, ее финансирование будет увеличено почти в 2 раза. Это реальное дело, в котором участвовал совет.

Павел Степанов

Ярмарка тщеславия

– А что делает второй совет, при губернаторе?

– В него уже входят представители многих министерств и ведомств: министерства культуры, мМинистерства образования, молодежной думы Иркутска, профкомов и т.д. Но в этом совете представителей молодежи можно посчитать по пальцам на одной руке. Правда, есть у нас искусственно созданные структуры – молодежное правительство и парламент. Они функционируют, но это банальная деловая игра, а не рекрутинговый механизм, каким он должен быть.

– Но если на губернаторском совете так много представителей реальной власти, значит, и решать они должны конкретные проблемы?

– Задача этого совета обсуждать как раз стратегические вопросы, касающиеся молодого поколения. И ответить на главный вопрос: как удержать молодежь в области? Талантливую молодежь, которая должна развивать регион. К сожалению, на последнем заседании мы не подняли ни одного вопроса, от которого реально зависит успешная самореализация нового поколения. Все министры и замы отчитались о своей «ярмарке тщеславия» и «командировочных успехах». Мы только отправляем молодежь на форумы и награждаем. И даже в этом вопросе нет стратегии: мы не следим за теми, кого поощряем, не знаем, остаются они в регионе или нет.

– А сколько выпускников иркутских вузов покинули регион в этом году?

– Такой единой базы нет до сих пор. Сколько и куда уезжают – здесь как раз могут помочь представители вузов на этих советах. Нужно обсуждать самые проблемные точки: высшая школа, работа с «молодежками» муниципальных образований, создание новых молодежных центров в Иркутске. А у нас до сих пор так и не отреставрирован Дом офицеров, где размещается молодежный центр.

– В чем состоит стратегия молодежной политики в Иркутской области?

– Ясной и понятной ее нет до сих пор. Я считаю, что молодежная политика – это комплекс мер, направленных на успешную социализацию и самореализацию молодого поколения на основе ценностей, принятых обществом и государством. А у нас в Иркутской области каналы коммуникации между властью и молодежью или разорваны, или вообще не существовали. На совете мы уже поднимали вопрос о работе в социальных сетях, чтобы говорить с молодыми «на одном языке», но не были услышаны. Хотя включение в совет блогеров позволило бы нам выстроить первые информационные мосты – чтобы молодежь услышала, о чем ей говорит власть.

Алексей Петров

Стать настоящими

Политолог Алексей Петров говорит, что общественные советы нужны прежде всего как «сверка часов» между властью и молодежью на местах.

– Я сам 25 лет ходил на такие «совещалки», когда руководил небольшой молодежной некоммерческой организацией, – говорит Алексей Петров. – Для молодых политиков такие встречи, безусловно, важны. Мне кажется, что тем, кто проводит общественные советы, важно не только слушать, что говорит молодежь, но и слышать. К сожалению, сейчас советы проходят в формате отчетов – хоть и на них часто поднимают острые вопросы. Но если состав совета будет более качественным, то его члены схватят тренды на лету и будут готовы к более серьезным и обстоятельным разговорам.

– А вы согласны, что для молодых политиков советы больше похожи на бизнес-игру, чем на возможность поучаствовать в социальном лифте?

– Тем более что такие возможности есть. Когда я входил в состав экспертов молодежной думы Иркутска, то предложил молодым коллегам стать помощниками настоящих депутатов гордумы. А потом – поучаствовать в настоящих выборах. К сожалению, идею не поддержали.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 4 октября 2017

Заголовок в газете: Между молодежью и властью нет мостов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру