Новый аэропорт: опять на старте

Потенциальные инвесторы предлагают иркутским властям определиться в своих желаниях поточнее

Иркутский аэропорт продолжает быть предметом спора. На прошлой неделе возможными инвесторами были озвучены два предварительных проекта модернизации воздушной гавани. Один проект представляет группа компаний «Ренова» – через управляющую компанию «Аэропорты регионов», другую – «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Речь снова идет о том, как Иркутской области, наконец-то, подойти к реализации проекта строительства нового аэропорта, сооружение которого власти планируют уже пятьдесят лет.

Потенциальные инвесторы предлагают иркутским властям определиться в своих желаниях поточнее
Фото: wallpaperspots.com

Момент был упущен полвека назад

Споры о строительстве нового аэропорта в Иркутске начались в 1966 году, когда московский проектный институт готовил по заказу иркутских властей генеральный план города. Тогда первый секретарь обкома партии Семен Щетинин резко высказывался за вынос аэропорта за городскую черту. Однако партийное руководство скоро сменилось, и новый первый секретарь Банников был категорически против выноса аэропорта. Банников предлагал развернуть взлетную полосу на 24 градуса и реконструировать ее. Проектировщики вместе с представителями Гражданстроя и Госплана, пытались убедить свежеиспеченного секретаря в опрометчивости такого решения. В СССР это была неожиданная и, пожалуй, единичная ситуация, когда местный обком категорично выступил против мнения московских спецов. И когда в 1970 году генплан прошел наконец все утверждения, вопрос об иркутском аэропорте так и оставался открытым – до той поры, пока в 1977 году Министерство гражданской авиации не пришло к окончательному выводу: аэропорт вынести из Иркутска вон. Министру гражданской авиации поручили в 1982-м начать его строительство. Однако строительства так и не начали, момент был упущен…

Спустя десятилетия вопрос о строительстве аэропорта за городской чертой подняли вновь – но уже в новых условиях рыночной, а не советской плановой экономики. Определялось и менялось место строительства – то для аэропорта выбирали место между Иркутском и Ангарском, то переносили строительство под Усть-Орду. Предлагаемые проекты были столь масштабны, что реалистичность их ставилась под сомнение, инвесторов не находилось, вокруг клубились политические интересы, тогда как для развития области важен был лишь один вопрос: когда уже появится новый, достойный, аэропорт…

Отдали в хорошие руки?

В 2014 году федеральные власти согласились передать иркутский аэропорт из федеральной собственности в областную. Правительство области, Росавиация и Минтранс заключили соглашение, по которому область обязалась в течение 11 месяцев после вступления в силу распоряжения правительства о передаче акций принять решение о строительстве нового аэропорта, а в течение 16 месяцев – выбрать по конкурсу инвестора и начать работы. И в апреле 2015 года по указу президента РФ акционерное общество «Международный аэропорт Иркутск», которое входит в число двадцати крупнейших в России по показателям пассажиропотока, было передано в областную собственность для того, чтобы областные власти развивали иркутский авиаузел на условиях государственно-частного партнерства с инвестициями не менее 20 млрд рублей.

В марте этого года губернатор Сергей Левченко уверенно заявлял о подготовке к строительству нового аэропорта. Однако в мае заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области выразил озабоченность, заговорил о рисках возврата аэропорта в собственность федерации – из-за того, что область отстает от реализации прогнозного плана развития авиаузла.

В июне этого года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Сергей Левченко сказал, что есть пул потенциальных инвесторов. Причем инвесторы, по мысли областных властей, должны и модернизировать существующий аэропорт, и взять под крыло еще десять районных аэропортов, многие из которых находятся в допотопном состоянии. Потенциальными инвесторами ранее назывались «Базовый элемент», «Аэропорты регионов» и «Новапорт». Частники, как ранее заявлял губернатор, получат около 25% предприятия, а блок-пакет останется у Иркутской области.

Инвесторы настаивают на честной конкуренции

На прошлой неделе депутатам Законодательного Собрания на заседании рабочей группы комитета по собственности и экономической политике были представлены два проекта, а точнее, две предварительные концепции модернизации от потенциальных инвесторов. Одна – от «Базового элемента» Олега Дерипаски, другая – от группы компаний «Ренова», которую представляет управляющая компания «Аэро­порты регионов».

«Базовый элемент» в мае выразил протест против того, что администрация Иркутской области пытается «обойти конкурентную процедуру отбора, преду­смотренную законом для крупных федеральных и региональных аэропортов», ибо губернатор Левченко заявлял о том, что «Новапорт», который входит в AEON Corporation Романа Троценко, «может быть допущен к совместному управлению» аэропортом, всецело находящимся в собственности региона. О недопустимости назначать инвестора без конкурса администрацию области дважды предупреждала Федеральная антимонопольная служба.

Руководитель проекта управляющей дирекции «Авиация» холдинга «Базэл» Игорь Шубейко выразил сомнение в том объеме пассажиропотока, который прогнозирует администрация области: 3 млн человек в год. Но на миллион меньше – вполне реальная цифра. Так в прошлом году аэропорт обслужил 1,7 млн пассажиров, что лишь на 0,9% больше, чем в 2015 году.

Но в этом случае и ожидание инвестиций в 20 миллиардов рублей, о которых заявляют власти, завышено, привлечь инвесторов в менее крупный проект будет трудно. Представители «Базового элемента», одно из видов деятельности которого управление аэропортами, считают, что для начала следует сосредоточиться на первом этапе – на модернизации существующего аэропорта и постепенно заходить на второй этап – на амбициозный план строительства нового за чертой города. Инвестиции в этом случае можно будет привлечь от непрофильных игроков.

Концепция, которую предлагает управляющая компания «Аэропорты регионов», более акцентирована на строительстве нового аэропорта. УК считает, что это вполне посильная задача. Старый аэропорт при этом будет использоваться. Правда, примеры, которые УК привела в поддержку своей концепции, не слишком соответствуют иркутским реалиям: аэропорт, построенный в Ростове-на-Дону во время подготовки к чемпионату мира, и аэропорт в Саратове, где речь шла лишь о строительстве нового терминала. Чемпионата мира в окрестностях Иркутска пока не планируется.

Представители конкурирующих структур, они же – возможные инвесторы, были единогласны в своих требованиях к областной власти: нужен открытый конкурс с объявленной датой, необходим один профильный инвестор-авиаперевозчик, требуется четкая позиция заказчика «с конкретными определениями задач и возможностей», как сказано в сообщении пресс-службы Законодательного Собрания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру