Почему губернатор не бурханит на Байкале?

Жители интересовались проблемой Байкальска, застройкой Братска и семейными тайнами губернатора

В пятницу, 22 сентября, состоялась первая прямая линия губернатора Иркутской области Сергея Левченко с жителями. Глава региона оказался готов ко многим из задаваемых вопросов и, более того, все два часа по памяти щедро сыпал различными цифрами – от размера платы за детский сад на одного ребенка в Шелехове до километража планируемой к ремонту трассы в Нижнеилимском районе. Впрочем, на важнейшие вопросы жители так и не получили конкретных ответов. А именно, почему регион столько времени игнорировал сигналы мэрии Братска о невозможности своевременного расселения аварийного жилья и кто теперь ответит за срыв сроков федеральной программы, почему старикам ограничили льготный проезд и какая судьба ждет разваливающуюся и убыточную котельную в Байкальске.

Жители интересовались проблемой Байкальска, застройкой Братска и семейными тайнами губернатора
Фото: Irk.kp.ru

«По поводу ответственности — не ко мне»

Одним из первых на прямой линии прозвучал вопрос о срыве сроков программы расселения ветхого и аварийного жилья в Иркутской области, которая должна была быть завершена до 1 сентября 2017 года. Еще в середине августа федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, финансирующий программу, предупредил областные власти о последствиях невыполнения взятых обязательств. Иркутская область должна будет вернуть в фонд 6,6 млрд рублей финансовой поддержки, полученной в 2013–2016 годах. То есть региону придется заплатить за свою нерасторопность огромную сумму — деньги, которые должны бы пойти на обеспечение нужд населения. Но Сергей Левченко говорить об этом не стал, ответив на вопрос уклончиво.

— По поводу ответственности — не ко мне, я не знаю, насколько это дело получится, — отметил глава региона и тут же попытался перевести стрелки на мэрию Братска, которая, мол, выдала застройщикам слишком большие авансы за возведение домов, а те вместе с деньгами скрылись.

Однако те, кто хоть немного следили за развитием этой темы, знают, что мэр Братска Сергей Серебренников давно предупреждал о проблемах и неоднократно просил региональные и федеральные власти перенести сроки реализации программы. Но Сергей Левченко тогда отказался публично ходатайствовать перед федеральным центром о перенесении сроков выполнения программы и только пригрозил главам муниципалитетов, где есть отставание, возбуждением уголовных дел.

Настоящие причины невыполнения программы в Братске были хорошо известны, и мэр их тоже не раз называл. Причиной срыва расселения аварийных домов стал комплекс проблем, в числе которых отсутствие в Братске, где уже много лет не строится коммерческое жилье, очереди из подрядчиков-застройщиков. Эти неоспоримые факты региональные власти игнорировали, а на прямой линии губернатор и вовсе выразил по этому поводу неподдельное недоумение.

— Строители приезжали издалека, совсем не понимаю, почему начинали строить не братчане, — возмущался Сергей Левченко. — Такой город, с таким огромным строительным потенциалом — братчане строили всю страну. Самая крупная в мире строительная организация была у нас в Братске — «Братскгэсстрой». И вдруг тут рассчитываем на помощь из соседних не только территорий, но и даже соседних стран.

Упомянутая губернатором строительно-монтажная организация «Братскгэсстрой» действительно славилась как одна из самых мощных в стране, возводила энергетические объекты и строила целые микрорайоны. Вот только деятельность этой компании была окончательно прекращена еще в середине 1990-х, а с тех пор прошло больше 20 лет. За это время почти весь «строительный потенциал» Братска развеялся, поэтому городу и требовалась помощь в выполнении программы, помощь, которую он не получил. Неужели произошло это из-за ностальгических воспоминаний губернатора о советской стройке?

Неоправданное ограничение

На прямой линии житель Ангарска поднял еще один острый для жителей региона вопрос: почему региональные власти ограничили бесплатный проезд льготникам до 30 поездок в месяц? И в очередной раз повторил губернатор мантру областных властей о недобросовестных перевозчиках, завышавших число проездов льготников.

— Мы начали проверять, насколько объективно выплачиваются деньги тем, кто возит этих льготников. Получилось, что перевозчики смогли отчитаться, представить документы, что они перевезли определенное количество льготников, только на одну четверть. А три четвертых документов представить не смогли, — объяснил Сергей Левченко введение проездного лимита. — Потому что 90% льготников в эти 30 поездок укладываются по факту, по представленным документам.

Но о чем же нам на самом деле говорит статистика электронных проездных в том же Ангарске, откуда пришел вопрос и где стартовал пилотный проект, сподвигший власти ввести ограничения? Минсоцразвития по итогам эксперимента снизило компенсации местным перевозчикам за проезд льготников почти в три раза — с 65 млн рублей в первые полгода 2015 года до 23 млн рублей за шесть месяцев 2016 года. Но только дело тут в том, что за льготников, которые ездили на общественном транспорте менее 30 раз, министерство решило возмещать затраты по числу поездок, а за ездивших более 30 раз — только за эти 30 поездок. Восстанавливать справедливость ангарским транспортникам пришлось через суд. Тогда же и выяснилось, что затраты бюджета с учетом реального количества перевозок льготников сократились незначительно. А значит, заявления властей о жульничестве перевозчиков с отчетами на практике не подтвердились.

Впрочем, на прямой линии губернатор все же признал, что 30 поездок в месяц пенсионерам хватает далеко не всегда: «Я понимаю, что существуют периоды в году, когда поездок объективно больше. Это, скажем, летний период времени, когда ездят на дачи, и вообще когда чаще люди пользуются транспортом. Поэтому в тех случаях, когда будут представляться документы о том, что требуется свыше 30 поездок, мы, естественно, будем муниципалитетам помогать».

Пока же муниципалитеты вынуждены платить за проезд льготников, превышающих лимит в 30 поездок, из собственных бюджетов – опасаются социального взрыва.

«Тайна» Байкальской ТЭЦ

В сценарий двухчасового общения губернатора с народом включили и острейший вопрос о ТЭЦ бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Директор котельной напомнил, что вопрос этого обветшавшего и убыточного теплоисточника власти региона не могут решить уже четыре года, в то время как котельную нужно просто модернизировать и продолжать топить углем, потому что замена топлива на электроэнергию, пеллеты или газ приведет к чудовищному росту тарифа для населения.

Ответ на этот вопрос Сергей Левченко начал с пространного рассуждения о полномочиях региона и муниципалитета, в собственности которого находится ТЭЦ. Выяснилось, что губернатор предлагал властям Байкальска финансировать убыточную котельную за счет муниципального бюджета, потому что они «не собирают с потребителей долги и при этом просят дать им денег». Но от этой идеи, по словам Левченко, все же пришлось отказаться, поскольку «финансы, которые требуются для эксплуатации ТЭЦ, больше бюджета города».

После этого глава региона в очередной раз объявил о том, что в 2018 году ТЭЦ планируется передать в областную собственность, и наконец перешел к главному. Губернатор признал, что перевести котельную на сжиженный газ (эту идею он высказывал два года назад) нереально.

— Газ пока слишком далеко, хотя у нас в Иркутской области его очень много, — констатировал глава региона. — Для того чтобы привезти газ с севера, где он сегодня добывается, нужно преодолеть около тысячи километров. Конечно, это выйдет в копеечку, и тариф в таком случае, конечно, увеличится.

Однако признанием этого очевидного факта Сергей Левченко ограничился. И если три недели назад на брифинге для журналистов губернатор назвал планы по модернизации котельной «коммерческой тайной», то в этот раз расшифровал это понятие: «Принципиально мы решение уже нашли, но, так как мы его еще не оформили официально, я об этом пока говорить не буду». Яснее судьба котельной от этого не стала ни на йоту.

Семейные истории от губернатора

Иногда в ответах губернатора всплывали странные факты. К примеру, он вдруг припомнил иркутскому МУП «Водоканал» зарплату директора в 500 тыс. рублей в месяц, озвученную депутатом-коммунистом Ольгой Носенко на сессии областного Заксобрания – и уже тогда, сразу же, признанную уткой. К этому глава региона зачем-то добавил, что на крупном городском предприятии сейчас «опечатаны помещения, изымается документация». Но «Водоканале», кстати, в тот же день опровергли и это, отметив, что организация работает в штатном режиме.

Впрочем, и в «народных вопросах» всплывали факты сомнительные, больше похожие на режиссерские вставки или на откровенного «леща», заброшенного с территории в расчете на расположение областной власти. В качестве одного из таких вопросов показали видеозапись из Нижнеудинска, где корреспондентка и местные спортсмены несколько раз поблагодарили Левченко за строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Но активные работы на этом долгострое начались еще в 2015 году, при предыдущей команде областного правительства, и тогда же в бюджете были заложены средства на завершение объекта.

Вряд ли прямая линия была информативна и прояснила острые вопросы. Но зато в промежутках от одного острого вопроса до другого глава региона подробно рассказал о том, кто и что в его семье обычно готовит, сообщил электорату, что он собирается завести домашнего питомца, но пока не скажет, какого именно. Губернатор поделился своими предпочтениями: он любит разные виды спорта, в некоторых еще и поучаствует публично. Сообщил, что на Байкале он не бурханит по двум причинам – во-первых, не верит в приметы, а во-вторых, не имеет на это свободного времени. Левченко пообещал повторить прямой разговор с народом, поскольку формат «соответствует его предвыборной программе». Видимо, имелось в виду, что он все же хочет «услышать голос каждого».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру