Западный вектор Монголии

Восточный сосед России освободился от комплекса младшего брата

Монголия стала экономически зависимой от Китая так же, как в прошлом веке от СССР. Товарооборот страны степей с КНР по итогам 2016 года более чем в пять раз превысил объемы двусторонней торговли с другим некогда главным соседом — Россией. Товарообращение между РФ и Монголией продолжает снижаться и в последние четыре года стабильно падает на 15-20%. По мнению монгольских предпринимателей, помимо экономического кризиса этому способствуют высокие российские налоги и таможенные пошлины, а также непроходимая бюрократия. Открытая монголами на границе с Бурятией свободная торговая зона «Алтанбулаг» за первые три года своей работы не смогла значительно повлиять на ситуацию. А политический конфликт вокруг строительства ГЭС на притоке Байкала усугубил положение.

Восточный сосед России освободился от комплекса младшего брата
Президент НТПП Монголии Мянганбуу Сарандаваа, организатор выставки Александр Сидоров, президент ТПП Забайкальского края Андрей Марков. Фото предоставлено организатором

— В прошлом вся экономика Монголии была ориентирована только на российский рынок, почти 90% производимых товаров отправлялось в СССР. А потом Россия перестала интересоваться нашими товарами. Наше производство сначала упало, а позже мы научились жить без России, — рассказал 26 апреля 2017 года в интервью «МК Байкал» во время выставки «Ворота в Азию» в Улан-Баторе известный монгольский предприниматель, президент финансовой компании Bars Group Чултэм Амарбаатар. — Сейчас из России мы получаем практически только нефтепродукты и электроэнергию и очень мало экспортируем. При этом русские не дают нам строить ГЭС, хотя Монголия уже не под российским контролем, мы работаем с Китаем и получаем помощь от западного мира.

Далекий сосед

В 2016 году товарооборот между Китаем и Монголией достиг пяти миллиардов долларов, что составляет 62% от общего внешнеторгового оборота страны. Своему южному соседу государство экспортирует полезные ископаемые и минеральные ресурсы, а импортирует из Китая строительные материалы и продовольствие. Для сравнения, товарообращение с Россией в том же году упало на 19,8% до 932 млн долларов. Импортируются, в основном, нефтепродукты из Ангарска и электроэнергия, на экспорт в Россию идут товары легкой промышленности и сельского хозяйства, шерстяные, кожевенные товары, мясо и другие продукты.

По словам генерального секретаря Национальной торгово-промышленной палаты Монголии Энэбиша Оюунтэгша, в развитие Монголии инвестируют Япония, Южная Корея, страны Европы, Канада и США. Российские инвестпроекты в Монголии практически отсутствуют — о строительстве скоростной магистрали из Улан-Батора до России только ведутся переговоры, раньше был совместный горно-обогатительный комбинат, но он уже стал монгольским. Местные власти работают разве что с «РЖД», но, по словам Чултэма Амарбаатара, после строительства Китаем магистрали через Казахстан железная дорога уже не единственный логистический путь.

— Россия находится рядом с нами, но совместные компании у нас в основном с австралийцами и с канадцами, — подчеркнул Энэбиш Оюунтэгш. — Наверное, дело в том, что сейчас экономический кризис и нет взаимных интересов, взаимной выгоды. Мешают и политические разногласия, странам нужно найти общий язык, разрушить существующие барьеры.

Закрытый рынок

Барьеры, которые не дают монголам работать с Россией, местные предприниматели уже успели классифицировать и делят на тарифные и нетарифные. К первым относят высокие таможенные пошлины до 45%, НДС 18% и акцизы на горюче-смазочные материалы, ко вторым — российскую бюрократию. Монголам, по словам председателя торгово-промышленной палаты, приходится тратить до двух лет на получение разрешений, лицензий и сертификатов качества, которые выдаются в Москве, даже в тех случаях, когда товар планируется поставлять в Иркутскую область и Бурятию.

— Три года назад одна наша фирма хотела в Гусиноозерске Республики Бурятии открыть пошивочное кожевенное предприятие. Они потратили два года на то, чтобы получить лицензию. Но разрешение на использование иностранной рабочей силы им так и не дали. В итоге они открыли такое же предприятие через месяц в Китае, — рассказал генсек торгово-промышленной палаты. — Еще в последнее время у нас открылись четыре больших цементных завода, мы хотим поставлять цемент в Бурятию, но пока не удается разрешить проблемные вопросы с российской стороны.

Монгольский рынок, по мнению организатора выставки «Ворота в Азию», генерального директора компании «Бизнес-Контакт» Александра Сидорова, тоже нельзя назвать полностью открытым для русского бизнеса. У предпринимателей, несмотря на географическую близость государств, мало информации о монгольском бизнесе, как и в Монголии мало информации о российском бизнесе. Если в советское время 90% монголов знали русский язык, то сейчас все наоборот — около 80% монголов не знают русского. Монгольская молодежь предпочитает обучаться в разных странах мира, за исключением России. При этом местный рынок достаточно насыщен различными товарами из разных стран.

Положительные сдвиги в торгово-экономических отношениях России и Монголии ожидаются, по мнению Александра Сидорова, в связи с открытием в Улан-Баторе торгового представительства РФ. По мнению Энэбиша Оюунтэгша, улучшению ситуации поможет заключение между Монголией и Евразийскими экономическим союзом соглашения о свободной торговле. Сейчас в этот союз входит Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Таким образом, будут установлены единые стандарты качества продукции, что облегчит торговлю с Россией.

Свободная торговля с обрубленными крыльями

Большие надежды в Монголии возлагали на свободную торговую зону «Алтанбулаг», которая начала работать на границе с Кяхтой Республики Бурятии летом 2014 года. На этой территории установлены нулевые НДС и таможенные пошлины, а также льготный подоходный налог. Предприниматели могут открыть в ней магазин или складировать товар, двигаясь с ним на местный рынок внутри страны или в Китай. Для этого в Монголии существует так называемый экономический коридор, с другой стороны которого расположена вторая свободная зона «Замын Ууде» на китайской границе.

Однако на падение объемов товарооборота с Россией открытие зоны значительно не повлияло. На вопрос об успехах этого проекта спустя три года монголы отвечают неохотно. Генсек торгово-промышленной палаты говорить на эту тему вовсе отказался, сославшись на то, что на круглом столе во второй день выставки «Ворота в Азию» об этом подробно расскажет представитель самой торговой зоны.

Но на круглом столе сотрудница «Алтанбулага» госпожа Аззаяа отчиталась о работе торговой зоны весьма коротко и без каких-либо оценок. По ее словам, сейчас там зарегистрирован 181 резидент, представлено около 40 наименований, в 2016 году было около 34 тыс. посетителей. Кроме того, ведется строительство первого обрабатывающего комбината, для чего недавно был объявлен конкурс на отбор проектов.

Предприниматель Чултэм Амарбаатар, который возглавляет совет инвесторов свободной зоны, оценивать ее работу тоже не стал. По его мнению, рассматривать успехи «Алтанбулага» отдельно от созданного экономического коридора и общего развития торгово-экономических отношений между Россией и Монголией бессмысленно. Сама по себе торговая площадка работать не будет.

— Свободная зона, конечно, развивается слабо. Хотелось бы, чтобы этот процесс шел быстрее, — отметил Александр Сидоров. — Но условия для предпринимателей меняются в положительную сторону: введен безвизовый режим с Монголией, прохождение автоперехода между Кяхтой и «Алтанбулагом» стало круглосуточным, построена дорога от свободной зоны до границы с Китаем. Развитие приграничной торговли остается одним из главных направлений для малого и среднего бизнеса как в Монголии, так и в России. Особенно это касается регионов, которые граничат с Монголией — Бурятии и Иркутской области.

ГЭС преткновения

Непростые отношения России и Монголии усугубили совместные с Китаем планы степной страны построить ГЭС на реке Селенге и ее притоках, спровоцировавшие политический конфликт. В России эти намерения двух стран расценивают не иначе как попытку Монголии шантажировать российские власти для получения электроэнергии по более низкому тарифу. По двум ГЭС на самой Селенге и ее притоке, реке Орхон, в Приангарье и Бурятии недавно состоялись общественные слушания, где жители высказались против реализации проекта.

Третью и самую крупную ГЭС на Эгийн-Голе, для которой уже был найден китайский инвестор, по мнению Энэбиша Оюунтэгша, тоже не удалось возвести из-за препятствий со стороны России. Причем, как считают монголы, позиция России по этому вопросу связана с желанием не допустить энергетической независимости страны, а вовсе не с угрозами экологии Байкала.

— Мы вложили много денег и уже готовы были строить и сдавать в эксплуатацию. Но из-за России, в общем-то, строительство приостановили. Это, наверное, политический вопрос, — уверен генсек торгово-промышленной палаты. — Россия не хочет, чтобы Монголия имела свои гидроэлектростанции, которые бы на 100% снабжали нас электроэнергией. Они заинтересованы поставлять нам свою электроэнергию.

В столь непростых экономических и геополитических условиях в Улан-Баторе 25-27 апреля прошла уже 27-я по счету международная выставка «Ворота в Азию». В ней приняли участие более 40 российских компаний из 13 регионов, в том числе из таких отдаленных, как Ростовская область. Из Иркутска, Ангарска и Черемхово приехали представитель семи компаний. По словам Александра Сидорова, по итогам выставки вели переговоры о заключении контрактов производители семечек «Троечка» из Ангарска, автодилер «Автоцентр ГАЗ Атлант», компания «Натуральные напитки» и поставщик меда с добавками «Вкус Счастья» из Иркутска.

— Монголия становится центром развития международного бизнеса стран Юго-Восточной Азии, где представители малого и среднего предпринимательства из России могут находить контакты с партнерами из Японии, Кореи, Китая, Тайваня, — резюмировал Александр Сидоров. — Чем больше будет различных площадок, где бизнес будет общаться, находить деловые контакты, тем успешнее будут развиваться отношения между нашими странами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру