Соучастник поневоле

Олег Геевский настаивает на своем неведении в схемах с земельными махинациями

Кировский районный суд Иркутска поместил под домашний арест известного в городе бизнесмена, бывшего депутата городской думы с десятилетним стажем Олега Геевского, обвиняемого в махинациях с земельными участками на 12 км Байкальского тракта. За решеткой на скамье подсудимых 59-летний бывший парламентарий оказался неожиданно, когда горожане уже стали его забывать. Геевский сошел с политической арены более двух лет назад, после того как проиграл очередные выборы в гордуму, и последние полтора года жил в Испании. А в суде и под конвоем оказался, прилетев в Иркутск после объявления в федеральный розыск в качестве подозреваемого в мошенничестве.

Олег Геевский настаивает на своем неведении в схемах с земельными махинациями
Фото с сайта irksib.ru

Геевскому инкриминируется участие сразу в двух громких делах — в мошеннической передаче федеральных земель лыжни сельскохозяйственного вуза в поселке Молодежном дачному некоммерческому товариществу «Мысовое», а также в аналогичном захвате земель для создания ДНТ «Мечта» и ДНТ «Дубрава». По версии следствия, все махинации экс-депутат провернул вместе с бывшим мэром Иркутского района Игорем Наумовым, беглым экс-ректором ИрГАУ Геннадием Такаландзе и депутатом думы Иркутского района, геодезистом Олегом Логашовым. Геевский заверил следствие, что участвовал в передаче земель ДНТ уже после того, как их вывели из федеральной собственности, и в сговор ни с кем при этом не вступал.

— Работников аффилированных с Геевским организаций, находящихся в материально зависимом от него положении, вынужденно включали в состав членов дачных, садоводческих некоммерческих товариществ. Эти ДНТ и СНТ незаконно получили земельные участки, находившиеся в собственности Российской Федерации, — заявил следователь по расследованию особо важных дел СУ СКР по Иркутской области Андрей Скосырский на заседании суда об избрании обвиняемому меры пресечения. — Деятельность этих товариществ конт­ролировалась непосредственно Геевским через слаженную структуру подчиненных и приближенных лиц, беспрекословно выполняющих его указания. Они допрошены по уголовному делу и дают изобличающие Геевского показания.

Погорели на лыжне

Схему, по которой федеральные земельные участки переходили членам ДНТ, прокуратура обнародовала еще в 2014 году. Многоконтурный земельный участок в поселке Молодежном, находившийся в бессрочном пользовании сельскохозяйственной академии, ныне ИрГАУ, был снят академией в 2012 году с кадастрового учета всего на несколько недель. В течение этого срока администрация Иркутского района забрала эту землю на баланс муниципалитета.

Факт махинаций надзорный орган установил после настойчивых требований спортивной общественности, которая обнаружила на территории лыжной трассы сельхозакадемии 28 дачных участков ДНТ «Мысовое». Выяснилось, что землю, оказавшуюся на балансе администрации муниципалитета, чиновники мэрии передали в частные руки в 2013 году. Активисты по открытым источникам установили и таинственных латифундистов, оказавшихся получателями дачных участков. Самым заметным из немногочисленных владельцев «Мысового» являлся сын Олега Геевского Игорь.

Летом 2014 года районная прокуратура опротестовала постановление администрации о передаче участков, а 25 июля мэрия района послушно отменила акт о предоставлении земли ДНТ «Мысовое». Борьба за участки продолжилась в судах и не прекращается до сих пор, поскольку отдельные члены ДНТ с юридической точки зрения оказались добросовестными покупателями земли, пусть и незаконно оформленной, и настаивают на восстановлении своих прав.

Между тем прокуратура потребовала возбудить уголовное дело о превышении полномочий в отношении ректора сельхоз­академии Геннадия Такаландзе, снявшего федеральную землю с кадастра без согласования с Росимуществом. Следователи просьбу удовлетворили, но их работа с главой вуза в дальнейшем практически не афишировалась. Известно, что он находился под подпиской о невыезде, в августе 2015 года был задержан в Москве за нарушение условий этой меры пресечения, а позднее вновь скрылся от следствия. По словам Андрея Скосырского, уже бывший ректор ИрГАУ сейчас находится в международном розыске.

Мэр с щедрой душой

Второй фигурант уголовного дела об аферах с землями сельхозакадемии, мэр Иркутского района Игорь Наумов в 2014 году проявлял большую активность, пытаясь сгладить конфликт лыжников с латифундистами. Он предложил общественникам изменить маршрут трассы с учетом новой жилой зоны, но получил отказ. Тогда экс-глава муниципалитета обвинил спортсменов в вымогательстве и организации шумихи для снижения цен на участки в «Мысовом».

Через год после обнародования фактов земельной аферы, в июле 2015-го Игорь Наумов был задержан. По версии следствия, в результате предоставления администрацией района участка «Мысовому» его реальному собственнику — Российской Федерации — нанесен ущерб в 40 млн рублей. В апреле 2016 года против Наумова возбудили еще одно уголовное дело о незаконной передаче земли ДНТ «Солнечная поляна», и в тот же месяц еще одно — о выделении 13,9 га земель сельхозакадемии товариществу «Мечта».

Последнее дело тоже получило широкий резонанс, но не из-за активности защитников земель, а из-за недовольства владельцев участков в «Мечте». Они судятся с прокуратурой, которая направила в суд иски с требованием аннулировать их права собственности. Жители ДНТ устраивают акции и пресс-конференции, где заявляют о зверствах надзорного органа и чудовищной ситуации, в которой они оказались как добросовестные покупатели земли.

Таинственный латифундист

Третьего участника аферы с землями сельхозакадемии — тех самых латифундистов, которые первоначально получили участки, чтобы позднее их продать — следствие не называло 2,5 года. При этом на семью Геевских указывали не только публичные данные о собственниках участков, но и тот факт, что земли были переданы некоему ООО «Аккордо», зарегистрированному по тому же адресу, что и другие активы Олега Геевского. Более того, председателем «Мысового» стал Константин Никифоров, ранее фигурировавший в прессе как сотрудник охранного агентства «Тигр», владельцем которого назывался Игорь Геевский.

Сам глава семейства и на тот момент депутат городской думы напрямую с «Мысовым» и «Мечтой» связан не был. По словам Олега Геевского, в 2014 году он давал показания следователю, но в качестве не подозреваемого, а свидетеля по делу. Позднее на выборах в думу в 2014 году он, по некоторым данным, из-за конфликта с экс-губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко лишился поддержки «Единой России» и уступил кресло депутата ректору ИрГУПС Андрею Хоменко.

После поражения на выборах Олег Геевский вовсе исчез из Иркутска. По его собственным словам, уехал из России сначала в Монголию, а потом улетел в Испанию. По данным следователя, по месту прописки Геевского, где проживает его сын с супругой, несколько раз проводились обыски, как и в его доме в ТСЖ «Фили» в поселке Патроны Иркутского района и в офисе ЗАО «Объединение Ермак», которым руководит Геевский. В ноябре 2016 года жена Геевского продала дом в «Филях» и тоже уехала за границу.

— Основное время я проводил в Испании, — рассказал предприниматель на заседании суда. — Сначала я занимался вопросами своего здоровья, а потом реализацией земли и недвижимости, которой я владел в этой стране, чтобы расплатиться по кредитным обязательствам. Сейчас для этого не лучшее время, это был не самый простой вопрос. В конечном итоге я реализовал эту недвижимость.

Сдали «соучастники»

В конце января следствие объединило в одно производство уголовные дела, по которым проходят Геннадий Такаландзе, Игорь Наумов, Олег Геевский и еще один фигурант — депутат думы Иркутского района, генеральный директор ЗАО «Восточно-Сибирское геодезическое предприятие» Олег Логашов. О его задержании органами следствия СМИ сообщали в августе 2015 года, однако сам Логашов эту информацию «МК Байкал» опроверг, отметив, что он находится на рабочем месте. Все четверо обвиняются по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).

По словам Андрея Скосырского, фигуранты уголовного дела указали на Олега Геевского как на причастного к совершению мошенничества. Поэтому в феврале он был объявлен в федеральный розыск. По словам Геевского, о возбуждении дела ему в середине февраля сообщил адвокат. После этого 22 февраля он прибыл в Иркутск транзитным рейсом через Пекин. О том, что находится в розыске, Геевский, по его словам, не подозревал до тех пор, пока в аэропорту Иркутска его не встретила оперативная группа. Однако оперативники не задержали Геевского, а отпустили домой, вручив повестку.

Через несколько дней после приезда, 27 февраля, Олег Геевский приехал на допрос. Сначала он дал показания по делу об ущербе акционерам ОАО «Ангарскцемент», в котором является председателем совета директоров. После этого был допрошен по фактам хищения земель сельхозакадемии, ему было предъявлено обвинение в земельных аферах, касающихся «Мысового», «Мечты», а также ДНТ «Дубрава». Были проведены две очные ставки, одна из которых с Игорем Наумовым.

В домашнем заточении

На допросах Геевский не признал свою вину и, по его словам, настаивал на том, что не принимал участия в сговоре по поводу хищения федеральных земель. Судя по всему, линия его защиты будет опираться на то, что он имел дело только с землями с неразграниченной собственностью, которыми распоряжается мэрия Иркутского района, а об их незаконном происхождении не подозревал. «Есть определенный набор фактических обстоятельств, которые я подтверждаю. А трактовки этих обстоятельств следствием я не могу подтвердить», — подчеркнул предприниматель.

Сразу после допроса следователь задержал экс-депутата и попросил суд заключить его под стражу. Андрей Скосырский сослался на то, что обвиняемый может оказать давление на других фигурантов уголовного дела, а также уехать за границу. Однако защита Геевского заблаговременно передала следствию его заграничный паспорт, на что и обратила внимание суда. Кроме того, по словам адвоката Дмитрия Криса, его подзащитного обвиняют в экономическом преступлении, по которому в соответствии с законодательством и сложившейся судебной практикой не должна назначаться мера пресечения, связанная с заключением под стражу.

Судья Светлана Почепова согласилась с доводами защиты и избрала Геевскому более мягкую меру пресечения — домашний арест на 1 месяц 11 суток. В этот срок вошли три дня содержания обвиняемого под стражей, поэтому арест будет действовать до 7 апреля включительно. «МК Байкал» будет следить за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру