Психология нищеты

Правительство иркутских коммунистов не хочет лучшей жизни своему народу

Правительство Иркутской области, долго отмалчивавшееся после программного заявления мэра Иркутска Дмитрия Бердникова о необходимости перераспределения налоговых отчислений между областным и муниципальными бюджетами, наконец выСказалось. Глава правительства Александр Битаров на нулевом чтении законопроекта о бюджете не стал смущаться и откровенно заявил, что на дополнительные отчисления городским округам, речь о которых и идет в законодательных инициативах мэра областной столицы, рассчитывать нечего, потому что основными выгодополучателями от этого станут только Иркутск, Ангарск и Братск. Кроме того, по подсчетам правительства бюджет региона в случае принятия инициатив Бердникова потеряет 1,7 млрд рублей, причем более миллиарда достанется Иркутску. Непонятно, почему Александра Битарова так смущает идея выделения этим трем крупнейшим городам, где проживает большая часть всего населения области, дополнительных средств. Да и постановка вопроса о потерях бюджета довольна странна, правильнее было бы говорить, что доходная часть бюджета просто станет меньше, чем была, но деньги как были, так и останутся в области, но будут направлены на развитие территорий Приангарья, а не будут лежать мертвым грузом на счетах только для того, чтобы правительство могло в очередной раз радостно отчитаться о высоких темпах наполняемости региональной казны. Разве средства областного бюджета не должны работать на благо жителей региона?

Правительство иркутских коммунистов не хочет лучшей жизни своему народу
Фото: http://www.rotfront.su

Вообще тот расклад, который сложился в регионе в вопросе межбюджетного регулирования, не устраивает не только иркутские власти. Мэр Братска в письме к губернатору и главе Заксобрания открыто пишет, что муниципалитеты загнали в угол, отобрав возможность зарабатывать самостоятельно и подсадив на иглу межбюджетных трансфертов. При этом централизация сборов в областной бюджет просто-напросто ведет к деградации жизни в территориях: мэрам, лишенным стимулов, не надо ни развивать, ни создавать человеческие условия для ведения бизнеса, ни привлекать инвестиции, как бы такие мэры ни работали, свои деньги они в качестве дотаций получат. Фактически такая политика делает мэров послушными марионетками областных вседержителей, которые  хотят, чтобы главы территорий плясали под их дуду. Однако по закону о местном самоуправлении областному правительству главы территорий не подчиняются. Разве это справедливо? В Братске считают, что нет. В Иркутске также говорят, что поддержка лишь территорий с низкими доходами до добра не доведет. В конце концов такая политика закончится всеобщей нищетой. Именно так понимают   социальную справедливость коммунист Левченко и его клевреты.

– В последние годы доля средств, выделяемых в Иркутской области городским округам на выравнивание бюджетной обеспеченности, не превышает 10% от общего объема дотаций и субсидий на указанные цели, – отмечает заместитель мэра – председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска Альфия Валиулина. – Несмотря на это, в Иркутске ведется активная работа по повышению доходного потенциала. Темпы роста поступлений НДФЛ превышают фактически сложившийся рост заработной платы в городе. При этом происходит объективное увеличение расходов бюджетов городских округов, связанное с реализацией майских указов президента по обеспечению доступности и качества образования, повышению зарплаты работникам бюджетной сферы и ликвидацией аварийного жилья.

Застращали

В местные бюджеты Иркутской области сегодня вообще не поступают отчисления от транспортного налога, налога на имущество предприятий, прибыль, добычу полезных ископаемых. При этом в других регионах страны отчисления от данных налогов направляются в том числе в местные бюджеты. Однако правительство Приангарья, верное своему параноидальному стилю правления, в идеях мэра Дмитрия Бердникова усмотрело лишь крамолу, мол, Иркутск хочет обобрать бедные территории. Но если смотреть в корень проблемы, то ситуация вырисовывается ровно противоположная. Для понимания – все налоговые отчисления, поступающие в бюджет региона за год, аккумулируются на территориях. Традиционно большая часть, порядка 35%, приходится на налоговые сборы с Иркутска. И эти 35% в числовом значении гораздо больше, чем 1 млрд с лишним, на который претендует Иркутск в случае принятия законопроектов Дмитрия Бердникова. Логично было бы предположить, что раз деньги собраны с территории, то они должны сюда вернуться, но уже в виде различных субсидий и дотаций. Формально все так и есть, но на деле выходит, что муниципалитет получает лишь жалкие крохи от отданного в областной бюджет. Иркутск в 2016 году получил 468 млн рублей, из них 200 млн – бюджетный кредит. Все остальное осталось в региональной казне. Резонный вопрос, возникающий у любого, кто вдумается в эти цифры – где деньги? А деньги идут на поддержание штанов в тех нищих дотационных муниципалитетах, у которых отобрали все налоги, а источников неналоговых доходов никогда и не было, которые живут, за счет   заселенных и развитых территорий. Именно поэтому мэры таких территорий в штыки восприняли инициативы мэра, потому что областные чиновники, конечно же, не оставили младших коллег в неведении и заботливо объяснили им, что увеличение отчислений городским округам якобы разорит муниципальные районы.

Между тем эти страшилки всего-навсего спекуляция. Есть способы поддержать денежные поступления в районы на должном уровне. Первый и самый непривлекательный для скопидомского правительства Левченко – пересмотреть проценты налоговых отчислений не только в пользу городских округов, но и муниципальных районов. Второй вариант – повысить суммы выделяемых дотационным территориям отчислений, чтобы  школьники не сидели за партах в полуразвалившихся зданиях постройки начала прошлого века.

– В последнее время правительство постоянно говорит о сверхдоходах областного бюджета. Это и увеличение налоговой отдачи от лесного комплекса на 45%, и получение дополнительных доходов в размере 13,5 млрд рублей. Так что ничего не мешает правительству Иркутской области увеличить фонды финансовой поддержки муниципалитетов за счет этих дополнительных доходов, – добавляет Альфия Валиулина.

Над златом чахнут

Эта самая высокая наполняемость бюджета Иркутской области, вообще-то, оказалась палкой о двух концах. Казалось бы, благо, которое должно пойти на пользу региону, вывело Приангарье из числа регионов, которые могут рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку из федерального бюджета до конца 2016 года. При этом областные власти при каждом удобном случае заявляют, что финансовая ситуация в регионе сегодня крайне тяжелая, регион буквально стоит на краю финансовой пропасти, от падения в которую нас защищают лишь хилые плечи коммунистического правительства. Но как это может быть при высокой собираемости налогов? Такая двойственная позиция вызывает настоящий когнитивный диссонанс. Наверное, все-таки уже стоит определиться, кто мы – издыхающий от бедности регион или регион, в котором деньги есть, вот только правительство почему-то не спешит с ними расставаться.

Интересно то, как мастерски правительство красного губернатора загребает жар чужими руками: вот, мол, какие мы молодцы, собрали столько налогов. Уж это достижение могут записать в свой актив только руководитель регионального Управления налоговой службы с подчиненными, а никак не подручные Левченко. Но важно не это, а то, что распоряжается собранными средствами, к сожалению, именно правительство. Неясно, чем так полюбилась областным чиновникам психология Кощея Бессмертного, предпочитающего над златом чахнуть, но то, что именно ей сегодня отдается предпочтение, несомненно. Вместо того чтобы направлять полученные средства в муниципалитеты, правительство держится зубами за каждый рубль, для пущего эффекта чуть не рвя на себе волосы и стеная, что денег нет, что ж вы, изверги-мэры, от нас хотите. В результате население не видит перспектив жизни в территориях, мэры не знают, на какие деньги им исполнять все свешанные на них обязательства, а между тем команда Левченко сидит на золотой кубышке и только успевает отбрехиваться от страждущих. Все это было бы даже смешно, если бы не было так страшно. В результате такого собственнического отношения к региональной казне муниципалитеты не получают средства, которым нашли бы применение, эти деньги никуда не направляются и не расходуются, в результате к концу финансового года сумма неосвоенных средств, которые подлежат возврату в федеральный бюджет, составит несколько миллиардов рублей. Именно так случилось в прошлом году. По неофициальным источникам, в нынешнем году Иркутская область вернет федерации порядка 5 млрд рублей, в прошлом году эта сумма составила порядка 3 млрд рублей, что фактически нивелировало поступление из федерального бюджета субсидии на эту же сумму, выделения которой добился сенатор Виталий Шуба и на теме которой не попиарился только ленивый.

– Совершенно логично, что мэр изыскивает различные способы наполнить казну Иркутска. Перераспределение налоговой нагрузки как раз является одним из таких способов, который позволит сбалансировать бюджет. Иркутск не обособленный город, а часть Иркутской области, а значит, имеет право пользоваться всеми правами, которые предоставлены ему этим статусом, в том числе правом получать финансовую поддержку. Возникает вопрос, как эти инициативы скажутся на сбалансированности областного бюджета, но подумайте: эти ресурсы все равно остаются в регионе, а не уходят за его границы.  Речь идет лишь о том, чтобы слегка снизить нагрузку на бюджеты городских округов, – говорит депутат Законодательного Собрания Иркутской области, главврач Ивано-Матренинской детской клинической больницы Владимир Новожилов.

В лучах чужой славы

В попытках дискредитировать предложения Дмитрия Бердникова правительство решило ударить по всем фронтам. Так, местные интернет-СМИ растиражировали версию правительства, что принятие законопроектов мэра столицы Приангарья затянет принятие проекта и приведет к его срыву. Конечно, передачу 3% отчислений НДФЛ предстоит просчитать, но в сером доме должны прекрасно знать, что последствия передачи отчислений, взимаемых по упрощенной системе налогообложения, известны еще с прошлого года, они были сделаны при корректировке областного закона о межбюджетных трансфертах. Кроме того, федеральное законодательство позволяет муниципалитетам вносить свои предложения по изменениям областных законов, касающихся бюджетного регулирования, в любое время, независимо от того, рассматривается в это время проект областного бюджета или нет.

Вероятно, именно потому, что законодательные инициативы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова давно назрели, они нашли такую широкую, всестороннюю поддержку.   За предложения мэра выступили депутаты Госдумы, лидеры фракций партий «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия» в думе Иркутска, представители ТОСов и совет ветеранов.

– Считаю, что указанные инициативы актуальны не только для Иркутска, но и других муниципалитетов, и прошу Законодательное Собрание их поддержать. Во время моих встреч в Иркутске с партийным активом, депутатами думы Иркутска, а также с активистами ОНФ был поднят вопрос об усилении дисбаланса между доходной базой бюджета города и реальными потребностями в финансовом обеспечении расходных обязательств, что приводит к несбалансированности бюджета и росту муниципального долга. Аналогичная ситуация сложилась во всех без исключения городских округах области, – сказал депутат Госдумы РФ Николай Николаев.

Коллега Николаева по Госдуме, депутат от ЛДПР Андрей Луговой, уже восемь лет курирующий Иркутскую область в нижней палате парламента, также отметил, что увеличение налоговых отчислений в бюджеты муниципалитетов позволит увеличить эффективность деятельности местных властей, а кроме того, будет стимулировать их работу по собираемости налогов. Как отметил депутат Госдумы, сегодня, когда о необходимости усиления финансовой самостоятельности органов местного самоуправления говорит президент страны, предложения главы Иркутска выглядят абсолютно логичными.

– Я восемь лет курирую Иркутскую область и могу с уверенностью сказать, что вопрос наполняемости муниципальных бюджетов здесь является одним из самых актуальных, – отметил Андрей Луговой. – В других регионах страны налоги на имущество предприятий, прибыль, транспорт, добычу полезных ископаемых переданы в муниципалитеты, а в Иркутской области мы наблюдаем перекос, когда все эти деньги уходят в областную казну. В итоге все претензии за плохое состояние населенных пунктов, дорог, неразвивающуюся социальную инфраструктуру люди адресуют администрациям городов.

Вообще ситуация с нежеланием областного правительства делиться наглядно доказала, что все помпезные отчеты о проделанной работе нужно делить как минимум надвое. Ведь заявления о том, что предложения мэра Иркутска обескровят бюджет Приангарья, являются наглядным доказательством того, что высокие цифры бюджетной наполняемости зиждутся лишь на налоговых поступлениях в ущерб неналоговых, за сбор которых как раз и ответственно региональное правительство. А кроме того, не надо забывать, что сверхдоходы, которые сегодня поступают в бюджет, и вовсе являются результатом работы предыдущего руководства области, которое сделало серьезные налоговые послабления крупным федеральным промышленным группам. Так что в попытках щелкнуть муниципалитеты по носу коммунистическое правительство по неосторожности оголило тылы, и оказалось, что проблемы есть не только в вечно списываемых им в неудачники муниципалитетах, а у самих областных властей, которые без эффективной налоговой инспекции и предшественников сосали бы лапу, а не задирали нос, греясь в лучах чужой славы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру