Дмитрий Бердников встал на защиту интересов горожан

Власти Приангарья зажали Иркутск в финансовых тисках

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников назвал ситуацию в столице региона близкой к критической из-за бездействия областного правительства в вопросе оказания помощи мэрии, которая в условиях жесткого недофинансирования пытается сохранить существующую инфраструктуру, не допустить стагнации и развала городского хозяйства. Сегодня мэрия вынуждена проводить неотложные работы по поддержанию жизнеобеспечения за счет сокращения расходов на инвестиционные проекты. Пока ситуацию спасает поддержка бизнеса, и если не найти из нее выход, то с каждым годом положение будет становиться все хуже. Однако Дмитрий Бердников не намерен мириться с такой участью, которую региональные власти приготовили жителям областного центра. Вместе с иркутянами он намерен бороться за развитие Иркутска и имеет для этого четкий план действий. Мэр убежден, что в этих условиях необходимо искать дополнительные источники поступлений в городской бюджет и создавать возможности для долгосрочного планирования развития городских округов.

Власти Приангарья зажали Иркутск в финансовых тисках
Фото: irksib.ru

Стратегическим для городского бюджета решением, способным в корне изменить ситуацию, может стать возвращение городу полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Эти полномочия были переданы на областной уровень в 2014 году, и в результате в 2015 году Иркутск потерял 110 млн рублей, которые раньше получал от сдачи земель в аренду. Тем более что главная цель, из-за которой данное решение было принято бывшим губернатором области Сергеем Ерощенко, не была достигнута.

Дело в том, что Сергей Ерощенко настаивал на передаче этих полномочий для того, чтобы остановить в областном центре точечную застройку, однако эффект получился прямо противоположный. В городе появилось столько самостроев, что сегодня перед мэрией встал вопрос о невозможности градостроительного планирования. Фактически планировать развитие сегодня невозможно, ибо гарантий того, что завтра где-то не вырастет новая самовольная постройка, нет. Кроме того, областные власти не справляются с переданными полномочиями, поэтому депутаты Законодательного Собрания Иркутской области поддержали предложение Дмитрия Бердникова вернуть эти полномочия назад городу. Кроме того, депутаты признали недопустимой ситуацию недофинансирования бюджета Иркутска, которая чревата развалом городской инфраструктуры, и необходимость развития областного центра.

Не справляетесь – отдавайте обратно!

– Как показало время с момента передачи полномочий по распоряжению неразграниченными землями, региональные власти совершенно не в состоянии конт­ролировать то огромное количество ларьков и прочих заведений, которые строятся без всяких разрешений. В итоге город получает целые анклавы неконтролируемых или слабо контролируемых объектов, которые, как ржавчина, разъедают Генплан, – рассказал областным парламентариям Дмитрий Бердников. – Вот, к примеру, мы вместе с предпринимателями, не дожидаясь помощи от области, начинаем делать дорогу на Верхней Набережной, но не можем продолжить эту работу, потому что упираемся в целый ряд участков земли, которые не в состоянии ни как-то юридически оформить, ни встроить в общую систему градостроительной политики.

Кроме того, решение Сергея Ерощенко привело к тому, что выделяемая областью для переселенцев, многодетных семей, сирот и инвалидов земля совершенно не приспособлена для строительства на ней жилья. В отчетах чиновников все хорошо – землю выделили, а на деле люди получают участки в чистом поле, где нет ни коммуникаций, ни дорог. За последнее время таких территорий вокруг Иркутска выросло как грибов после дождя – Боково, Лесной, Славный. Получившие участки люди идут со своими бедами в мэрию, и власти вынуждены что-то с этим делать. Не оставишь же людей наедине с проблемами.

Приходится изощряться и находить средства на новые дороги и коммуникации, урезать существующие запланированные расходы, залазить в программы. При этом существует вероятность завтра получить новый «полевой» микрорайон, ведь областные чиновники не считают нужным оповещать городские власти о своих планах по выделению земель.

Выяснилось, что депутаты выступали против решения о передаче полномочий по земле и поддержали его только потому, что бывший мэр, а ныне зампред областного правительства Иркутска Виктор Кондрашов согласился на такую рокировку полномочий.

– Сегодня Иркутск – это самостоятельная единица, здесь есть сильный хозяин и, самое главное, квалифицированные кадры. Поэтому действительно назрела необходимость обсудить на уровне Законодательного Собрания вопрос возвращения полномочий по распоряжению землями, – сказала председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания коммунист Ольга Носенко.

Тяжелое наследие

Однако даже передача полномочий по распоряжению неразграниченными землями, в случае если она произойдет, не сможет решить всех проблем мэрии. Львиную часть расходов из городского бюджета съедает реализация указов президента по строительству детских садов и школ. Так, при условиях софинансирования из областной и федеральной казны к 2020 году Иркутск сможет построить 22 социальных объекта, однако если строить придется на свои деньги, то город потянет максимум 10-11 объектов. При этом содержание уже построенных новых образовательных учреждений дополнительно отнимает из бюджета до 80 млн рублей. Стоит учитывать, что город также получает новые объекты от различных ведомств и компаний – в прошлом году это был детсад от «Иркутскэнерго», в этом планируется принять на баланс три детсада от РЖД. От выполнения указа президента о повышении зарплат бюджетникам город, казалось бы, освобожден, деньги на зарплаты учителей поступают от области в виде субвенций, однако иркутские власти выплачивают зарплаты работникам учреждений дополнительного образования и культуры, а кроме того, добровольно взяли на себя расходы на дополнительную финансовую поддержку бюджетникам.

– Мы доплачиваем молодым медикам, учителям, библиотекарям. Это не популистская мера, как выяснилось, – объясняет мэр. – Был проведен анализ: после того, как мы начали платить дополнительные деньги, текучка, например, в городском здравоохранении снизилась на 4%. А снижение текучки говорит о том, что механизм поддержки работает и его надо развивать. А иначе молодежь так и будет уезжать в тот же Красноярск, где молодым врачам чуть ли не 1 млн рублей подъемных дают.

Планируемая расходная часть городского бюджета на 2017 год на 200 млн ниже, чем эта же строка в бюджете Иркутска 2014 года. Объясняется это тем, что город лишен возможности наращивать траты за счет средств на обслуживание муниципального долга. В 2014 году на эти цели был взят кредит, и он до сих пор выплачивается. При всем этом городская власть добровольно взвалила на себя траты, про которые региональные власти предпочли забыть. Еще в 2013 году для Иркутска была установлена планка в 15 рублей, которые возвращались из областного бюджета на питание льготных категорий детей в детсадах и школах. Между тем сегодня питание обходится уже в 50 рублей. Да и родительская плата за питание детсадовцев и школьников покрывает затраты лишь наполовину, остальное также ложится на городской бюджет, а это почти 300 млн рублей. В этом же ряду санитарная рубка деревьев – выяснилось, что предыдущий градоначальник, по всей видимости, не желая обременять себя лишними обязанностями, просто-напросто забыл про эту работу. В результате сегодня в Иркутске необходимо вырубить 10 тыс. сухих деревьев и заменить на новые еще 50 тыс. деревьев.

Отыгрались на пенсионерах и ветеранах

– Ситуация с проездными для ветеранов вообще ни в какие ворота не лезет. В Иркутске начались социальные волнения, в день поступает по 60-80 звонков, пенсионеры жалуются, что им не хватает 30 поездок, потому что город большой, многим приходится ездить с пересадками. Мэрия приняла решение продолжать возить стариков за свой счет, – рассказал заместитель начальника управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Евгений Владимирский. – При этом область компенсирует нам только 13 рублей вместо действующего тарифа в 15 рублей. Еще в январе нами было подано соглашение о согласовании тарифов в министерство, однако пришел отказ. Нам неясно, почему компенсируется 13 рублей вместо 15 рублей и почему правительство не исполняет закон – там черным по белому написано, что для городов, в которых есть более двух видов транспорта, компенсируется 50 поездок.

По мнению Евгения Владимирского, введение системы отрывных талонов было крайне непродуманным. Только в Иркутске этой льготой пользуются порядка 20 тыс. человек, талоны выдаются для проезда на транспорте двух предприятий – «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгорэлектротранса». Работникам предприятий придется разбирать эти талончики вручную, чтобы предоставить их в Минсоцразвития, потому что единой электронной базы льготников в городе нет, ее не позволяет создать Роскомнадзор.

– Я вела прием, пришла целая делегация пенсионеров: Спасите! Верните нормальный проездной, – рассказала депутат Заксобрания Нина Чекотова.

Депутат Геннадий Истомин потребовал вынести этот вопрос на сессию Законодательного собрании, чтобы министр социального развития объяснил для чего вообще было принято такое решение.

Выход есть

При этом Иркутск активно борется за участие в федеральных целевых программах, что позволяет городу при символическом софинансировании получить достойные суммы на реализацию множества проектов. Так, например, только благодаря участию в программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» Иркутск стал единственным областным центром в России, который получит 8 млрд рублей на реконструкцию канализационных очистных сооружений. Однако сегодня мэрия вынуждена направлять средства, предназначенные на реализацию инвестиционных проектов, на текущие расходы. Фактически мэрию заставляют проедать будущее горожан.

– Иркутяне за прошедший год доказали, что способны не только существовать, но и развиваться в очень сложных экономических условиях. Только благодаря содействию бизнеса мы проводили строительство новых скверов и благоустройство города. Но это не спасение, такой подход не должен стать системой, – считает Дмитрий Бердников. – Нужно искать консолидированное стратегическое решение. И уж тем более будущее Иркутска не может стать темой для политических спекуляций. Уверен, представители ни одной из политических партий не смогут найти аргументов, чтобы убедить жителей города обходиться без детсадов, школ, дорог, канализации, воды и электричества.

Бюджет Иркутска можно увеличить за счет перераспределения налоговых отчислений между городом и областью. Сегодня областной центр формирует более 35% доходной части консолидированного бюджета региона. Из этих средств в городскую казну в виде субвенций возвращаются копейки. В нынешнем году Иркутск получил всего 468 млн рублей из регионального дорожного фонда. Следовательно, потратить их можно лишь на проведение дорожных работ. При этом 200 млн рублей из этой суммы – бюджетный кредит, который необходимо вернуть в течение 3 лет. Все привыкли, что Иркутск город богатый и сам проживет, но сегодня ситуация изменилась, требуется больше поступлений в бюджет, а область не торопится делиться теми налогами, которые собираются в том числе на территории столицы региона.

– С 2009 года согласно поправкам в областной закон, 100% транспортного налога, собираемого на территории Иркутска, отчисляется в областной бюджет. Почему 100%, комментировать не буду, но я понимаю, как это произошло. В 2015 году сборы транспортного налога в Иркутске составили 813 млн рублей. Сколько можно было бы сделать на эти деньги! Вместо этого у нас забирают все деньги, а потом выдают в виде бюджетного кредита. При этом все сегодня видят, что зима на носу, а работы все идут. А все потому, что деньги из областного бюджета поступают совершенно непредсказуемо, – возмущен мэр. – Вы, депутаты, еще в июне проголосовали за выделение средств, а к нам они поступили только в сентябре. И нам нужно успеть завершить работы, чтобы освоить все выделенные средства. Достигается это ценой нечеловеческих усилий всей команды мэрии.

По словам Дмитрия Бердникова, если хотя бы половина сборов от транспортного налога оставалась в городе, мэрия могла бы без спешки, в плановом режиме проводить дорожные работы без зависимости от областных отчислений. Кроме того, Дмитрий Бердников считает, что увеличение даже на 3% – до 29,5% отчислений НДФЛ может дать городу дополнительные 500 млн рублей. Кроме того, градоначальник предложил перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2017 года передачу городским округам 25% налоговых отчислений, взимаемых по упрощенной системе налогоообложения. Это позволит городу получить дополнительные 600 млн рублей взамен тем, которые Иркутск рискует потерять из-за некорректно проведенной кадастровой оценки земель и из-за планируемого к принятию законопроекта о переходе на уплату налога на имущество организаций по кадастровой стоимости при ставке в 2%.

Разумеется, все эти вопросы за один день не решить, тем более что сегодня бюджет региона на 2017 год и плановый период до 2019 года уже сверстан, поэтому пересмотреть процент налоговых отчислений уже не получится. Однако всем, кому не безразлична судьба столицы Приангарья, должны над этим задуматься, тем более в контексте того, что пока в проекте регионального бюджета на 2017 год для города предусмотрено всего 167 млн рублей по линии дорожного фонда. Вряд ли на эти деньги можно думать о будущем, на них невозможно даже сохранить то, что есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру