Семимильными шагами к банкротству

«Водоканал» Иркутска пятый месяц работает по убыточным тарифам

Правительство Приангарья, выступив с законодательной инициативой о возвращении с муниципального на областной уровень права регулировать тарифы на воду, столкнулось с жестким отпором глав ряда крупных муниципалитетов, несогласных с изъятием полномочий. Одним из основных аргументов выступающих против законопроекта является то, что регулирование платы за воду региональной службой по тарифам приведет к банкротству муниципальных водоканалов. И эти опасения отнюдь не беспочвенны. Пока руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин отбрехивается от возражений муниципалитетов, пеняет им за попытки заработать побольше, чтобы сделать свои водоканалы прибыльными, иркутский МУП «Водоканал» с начала июля нынешнего года вынужден работать по установленным региональной службой тарифам и несет колоссальные убытки.

«Водоканал» Иркутска пятый месяц работает по убыточным тарифам
Фото: in.pinterest.com

Новый тариф на водоснабжение и канализование на три ближайшие года должен был вступить в силу с 1 июля 2016 года согласно постановлению администрации Иркутска, утвержденному 1 декабря 2015 года. В тариф заложены траты на проведение плановых и аварийных работ, поддержание в рабочем состоянии имеющихся на балансе объектов и оборудования, траты на электроэнергию. Однако служба по тарифам после проверки 17 июня вынесла предприятию предписание с новой тарифной сеткой. Согласно предписанию на 28,5% снижен фонд оплаты труда, на 20% сокращены запланированные затраты на электроэнергию, расходы на исполнение коллективного договора срезаны с 4,9 млн до 600 тыс. рублей. Получив такие тарифы, администрация города обратилась в суд, а «Водоканал» между тем вынужден работать по убыточным тарифам. Нетривиальная трактовка понятия «экономически обоснованный тариф» региональной службой по тарифам ставит под сомнение существование «Водоканала» в будущем как муниципальной структуры. Предприятие уже который месяц вынужденно идет к банкротству.

– Руководитель службы по тарифам, обосновывая необходимость возвращения полномочий по регулированию тарифов, говорит, что муниципалитеты пользуются правом установить любой, какой им вздумается, тариф, потому что служба перестала доводить предельные индексы тарифов с 2016 года. Но ведь на уровне Российской Федерации продолжают устанавливаться предельные индексы, выше которых поднимать тарифы никто не имеет права, – рассказывает директор МУП «Водоканал» Сергей Пыхтин. – И самое главное, региональная служба продолжает контролировать этот вопрос и может отменить постановление местных властей, что и произошло в Иркутске. Почему мы не хотим работать со службой? Да потому что администрация заинтересована в том, чтобы, не нарушая никакие нормы, установить такой тариф, чтобы предприятие не было убыточным. А служба по тарифам, подойдя к расчету тарифов формально, просто урезает самые необходимые расходы. Для меня главная проблема, что на сегодняшний день служба по тарифам, оперируя не законодательством, не нормативными актами, а какими-то другими мотивами, снижает расходы так, что предприятие к концу года будет иметь приличные убытки, а через пару лет такой политики мы докатимся до банкротства.

Удавка жадности

Так, служба по тарифам урезала на 28,5% расходы на фонд оплаты труда, что фактически влечет за собой снижение уровня зарплат сотрудников, ведь не увольнять же 285 работников. Сегодня в «Водоканале» трудится порядка 1 тыс. человек, хотя еще три года назад здесь работало 1,8 тыс. сотрудников. Каждый из оставшихся – на вес золота, потому что штат урезан до максимума, и увольнять просто больше некого. Кстати, такое усечение зарплатного фонда автоматически влечет за собой сокращение налоговых и иных отчислений предприятия на 40 млн рублей. Ничего не скажешь, рачительная забота о бюджете области! Кроме того, с 9 до 7 млн рублей служба сократила расходы на текущий ремонт. Тут надо понимать, что, какие бы тарифы ни установила для Иркутска служба, аварии, а значит, и ремонты сетей неизбежны, поэтому логика вымарывания таких жизненно необходимых для коммунального предприятия статей чревата серьезными последствиями. Теперь городской «Водоканал», оказывается, должен отказаться от работы водолазов и не очищать водозабор от ила, сократить затраты на транспорт и на текущий ремонт уже изрядно изношенных сетей, которые и поддерживать в рабочем состоянии удается только из-за регулярно проводимых превентивных мер. Региональные власти зажали и 13 млн на резерв по сомнительным долгам, а эта строчка расходов на предприятии необходима, ведь иначе нагрянет другой проверяющий – налоговая служба. Также решением службы на 48 млн рублей сокращены затраты, запланированные на оплату электроэнергии.

– Я не знаю, какие законы физики должны поменяться, чтобы насосы потребляли меньше электричества, начиная с 1 июля 2016 года, когда вступило в силу постановление службы. Может быть, служба знала по секрету, что с 1 июля электричество подешевеет? Но оказалось, что нет никакого секрета, оно не подешевело, – возмущен Сергей Пыхтин. – Мы выяснили, как они подсчитали сокращение фонда оплаты труда – взяли среднеобластной показатель зарплат и умножили на численность нашего штата работников. Но ведь не получают же коммунальщики, допустим, Вихоревки, такие зарплаты, как в областном центре! А затраты на электроэнергию они посчитали не менее интересно: мы затраты рассчитывали по методике, когда в основу берется анализ роста цен за последние 3 года, а служба просто взяла показатели за последний год. Поэтому, когда «Водоканал» получил такие тарифы, администрация, как наш учредитель, обратилась с иском об обжаловании предписания в Иркутский областной суд. И на самом деле у нас очень сильная аргументация в суде.

Важно понимать, что «Водоканал» по итогам года все равно несет убытки, какой тариф ни закладывай, ну не бывают такие предприятия самоокупаемыми, слишком большой фактор риска – то в одном месте трубу прорвет, то в другом, и устранять последствия этих аварий необходимо немедленно, иначе в городе случится экологическая катастрофа. В тех тарифах, которые были установлены городской мэрией, убыток был сформирован в размере 194 млн рублей, возместить его планировалось за счет постепенного увеличения тарифов в последующие годы. И тут не надо пугаться этого зловещего словосочетания «рост тарифов». Взять хотя бы запланированный администрацией рост тарифов на 2016 год – он должен был составить около 19%. Звучит так, будто «Водоканал» хотел захватить иркутян в кабалу, на деле прибавка к тарифу составила меньше 1 рубля. Однако из-за решения службы убытки предприятия за год составят уже больше 390 млн рублей. Как их возместить, кроме привлечения кредитных средств, совершенно не ясно, а это прямой путь к банкротству, признается Сергей Пыхтин, потому что кредит-то надо будет отдавать, а прибыль предприятия такими темпами будет только сокращаться.

Пламенная безграмотность

Помимо права регулировать тарифы на воду и канализацию правительство коммуниста Левченко вознамерилось отобрать у муниципалитетов и право на утверждение производственных и инвестиционных программ. Это важнейшая составляющая в работе предприятия, которая скрупулезно рассчитывается вперед на несколько лет, чтобы все-таки суметь выполнить дорогостоящие, но необходимые работы по строительству или реконструкции объектов коммунального хозяйства. Затраты на реализацию инвестиционной программы в тариф для обычных граждан не включаются, платят за это, например, застройщики, желающие подключить земельные участки к сетям. Для Иркутска сокращение инвестиционной программы будет означать в буквальном смысле крах, потому что в нее заложены средства на софинансирование работ по реконструкции канализационных очистных сооружений правого берега Иркутска по федеральной целевой программе. Сумма софинансирования символическая – 80 млн рублей, софинансирование области еще меньше – 30 млн, а федерация этапами готова выделить на работы порядка 8 млрд рублей, и 1 млрд уже выделила. Риск потерять такие деньги – бе­зумие, а то, что региональное МинЖКХ обладает сотрудниками с достаточной квалификацией, которые будут вдумчиво работать над инвестиционной программой каждого водоканала в области, весьма сомнительно. А ведь помимо этого предприятию каким-то образом надо еще строить новые сети и реконструировать имеющиеся, ведь сегодня износ сетей водоснабжения составляет 52%, канализационных сетей – 48%, оборудование предприятия и канализационные очистные сооружения изношены на 58%, при этом очистные заполнены уже на 95%.

Выступая за передачу полномочий по воде и канализации на областной уровень, Александр Халиулин в конце сентября произнес пламенную речь перед депутатами регионального Заксобрания, обвинив муниципалитеты в необоснованном росте тарифов. В качестве обоснования для передачи он привел галопирующий рост выпадающих доходов, которые коммунальщики получают из областного бюджета, и нарушения местными администрациями законодательных норм при установлении тарифов. Тут впору пояснить, что тот же «Водоканал» не получал никакой компенсации выпадающих доходов до 1 июля 2015 года, пока экс-губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко не заморозил рост тарифов для населения. За полгода 2015 года выпадающие доходы иркутского «Водоканала» составили 66 млн рублей, возместили их, кстати, только недавно. О каком галопирующем росте может идти речь, если и самого роста быть не могло?

За возвращение полномочий области на том памятном заседании Заксобрания выступила и коммунистка Ольга Носенко, обвинившая предприятие в необоснованных тратах на праздники, санаторно-курортное лечение, компенсации и доплаты для сотрудников. Депутат ни много ни мало заявила, что, по ее данным, зарплата руководителя иркутского «Водоканала» составляет 600 тыс. рублей в месяц, а главного инженера – 400 тыс. рублей. Сергей Пыхтин признается, как услышал это, сразу позвонил в администрацию, спросил, почему ему недоплачивают.

Вперед – к коммунизму!

– Данные по зарплате у госпожи Носенко могли быть только за предыдущие годы, я нахожусь на посту меньше года. Так что ей лучше обратиться к товарищу Кондрашову, пусть он расскажет, почему при нем такие зарплаты в «Водоканале» платили. На предприятии все знают, что при Сергее Винарском здесь были очень высокие зарплаты. А про якобы имеющиеся нецелевые затраты и говорить смешно – все это регулируется коллективным договором. Коммунисты у нас всегда были самыми ярыми жалобщиками в трудовую инспекцию, а тут вдруг неожиданно обнаружились другие их черты. При моем руководстве ни я, ни мои заместители на санаторно-курортное лечение не отбывали. Согласно договору нужно отработать 5 лет, чтобы получить такое право, – возмущен Сергей Пыхтин. – И пользуются им простые работники. У нас в этом году по договору 9 тыс. рублей компенсации на человека заложено, и то не на всех, и так денег нет. Ни по каким командировкам я не раскатывал, один раз летал в Москву на конференцию, посвященную инновационному развитию водоснабжения. Детские праздники действительно проводятся 1 сентября и на Новый год, но за чей счет? Профсоюза. Ну и давайте честно. Когда три года назад готовился коллективный договор МУП «Водоканал», его почти под копирку списали, с незначительными изменениями в сторону сокращения расходов, с договора «Иркутскэнeрго». Но им служба почему-то вопросов не задает, а сразу утверждает тариф.

Директор также недоумевает: если правительство коммунистов ратует за интересы рядовых граждан, то на деле такая тарифная политика выйдет боком простому народу. Ведь в результате городская инфраструктура водоснабжения развалится, и восстанавливать ее придется за счет жителей. А это выйдет очень дорого. Более того, необходимо видеть разницу между водоснабжением на селе и в большом городе, где очень много жителей и социальных объектов. Однако, судя по всему, правительство коммунистов этого не понимает.

– Пользуясь одним и тем же законодательством в сфере утверждения тарифов, власти Иркутска поступили ответственно, ведь им придется отвечать за людей, за налоги, за благоустройство, за жизнеобеспечение города. А служба по тарифам, пользуясь тем же законодательством, поступила безответственно. Конечно, им ведь за людей не отвечать. Разве можно продуктивно работать, погрязнув в судебных тяжбах? – говорит директор МУП «Водоканал». – Надо понимать, что мэрия не только пытается сделать «Водоканал» эффективным предприятием, но и отвечает за безопасность людей и сохранность инфраструктуры. Ни один мэр не пойдет на сокращение тарифов ценой аварий и угрозы жизни людей. Отвечать-то за последствия таких непродуманных решений придется мэру.

Поразительно, что правительство коммуниста Сергея Левченко, уже имея под боком одно проблемное коммунальное предприятие «Облкоммунэнерго», банкротство которого оно, кстати, клялось и божилось не допустить, собирается своим стратегически ошибочным и недальновидным решением породить еще кучу таких в каждом муниципалитете. Экономя сегодня на инвестициях в инфраструктуру, завтра коммунисты окажутся у разбитого корыта, а вместе с ними и все мы. Без воды, без электричества и без будущего.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру