Социальные льготы под нож

В Приангарье продолжается война пенсионеров с коммунистическим правительством

В Иркутской области пожилые люди, ограниченные властями региона в льготном проезде на общественном транспорте, перешли от жалоб к уличным митингам. В Ангарске в минувшие выходные на улицу вышло около 300 человек, следующая акция запланирована в Иркутске. Тем временем правительство красного губернатора Сергея Левченко нашло, как ему, видимо, кажется, настоящих виновников народных волнений — перевозчиков и мэров муниципалитетов, а также депутатов местных дум, выступающих за увеличение числа поездок льготников или полное снятие ограничений. Главам муниципалитетов было в циничной форме предложено из собственной казны возмещать затраты на проезд стариков после исчерпания ими 30 поездок, компенсируемых из областного бюджета, а транспортным компаниям — возить льготников бесплатно. При этом власти впервые с момента введения ограничения сослались на опыт соседних регионов, но там, как оказалось, ветераны и инвалиды далеко не так сильно урезаны в своих правах.

В Приангарье продолжается война пенсионеров с коммунистическим правительством
Фото: http://bessarabiainform.com

— У жителей Ангарска, у льготников большое недовольство политикой правительства Иркутской области в отношении них. Особенно возмущаются инвалиды, пенсионеры — те, кто лишился льгот, — подчеркнул один из организаторов митинга в Ангарске Евгений Стариков. — Непонятно, почему ограничение именно в 30 поездок и почему решение о нем было принято 19 сентября, на следующий день после выборов депутатов Госдумы. Если правительство хочет навести порядок и приструнить перевозчиков, то почему страдают не перевозчики, а именно льготники? Перевозчики же только получили от правительства большой бонус — они увеличат себе выручку за счет льготников, которые после 30-й поездки теперь должны будут платить в Ангарске за проезд 20 рублей. Перевозчики остались в выигрыше, а ущемлены старики и инвалиды.

Народный протест

Народным волнениям предшествовали официальные обращения к губернатору Сергею Левченко от властей Иркутска, Ангарска и Братска. Главы городов и местные депутаты предложили увеличить число льготных поездок, компенсируемых из областного бюджета, с 30 до 50 по городу и с 20 до 30 — на пригородных маршрутах или вообще отменить введенные с 1 октября ограничения. К призывам мэров, движимых жалобами горожан, региональные власти прислушиваться не стали. Тогда с требованиями выступили сами ветераны, ограниченные в льготе.

Во вторник, 4 октября, в Иркутске инициативная группа пенсионеров и ветеранов труда передала в правительство Приангарья требование об отмене ограничения числа поездок льготников в общественном транспорте в адрес Сергея Левченко. Как сообщил член инициативной группы, ветеран труда Михаил Плескач, всего под обращением собрано 3,5 тыс. подписей пенсионеров.

— Иркутск – город большой, многим никак не проехать без пересадки, то есть в день получается не две, а четыре поездки. Мне лично, чтобы до поликлиники или больницы добраться, необходимо четыре талона, — отметил Михаил Плескач. — А кроме этого мне как-то надо на рынок попадать, к внукам ездить. Так что 30 талонов крайне мало, поэтому либо нужно вообще эти талоны отменить, либо увеличить лимиты до разумных пределов.

Наконец, в субботу, 8 сентября, в Ангарске прошел первый митинг против ограничения на проезд льготников. На нем около 300 человек выдвинули к Сергею Левченко дополнительные требования — отправить в отставку министра социального развития, опеки и попечительства Приангарья Владимира Родионова и его заместителей Алексея Макарова и Светлану Иевлеву, как значится в резолюции, «за создание и поддержку многолетнего кризиса в сфере льготных перевозок, за многократную публичную ложь, за неотстаивание прав социально незащищенных категорий граждан».

— Также присутствовавшие на митинге потребовали навести порядок в системе компенсации перевозчикам платы за проезд льготников. Взять под свой полный конт­роль изготовление и распространение билетов, программирование электронных карт и терминалов. Не допустить перевозчиков и аффилированных с ними лиц к учету количества поездок. А также решить проблему с проездом лиц, сопровождающих инвалидов, — рассказал Евгений Стариков. — В случае невыполнения наших условий мы будем проводить митинг в Иркутске с более жесткими лозунгами и требованиями.

Эксперимент за чужой счет

Накануне митинга в Ангарске правительство Иркутской области решило объясниться с возмущенной общественностью. Сначала в комментарии замглавы Минсоцразвития региона Светланы Иевлевой, распространенном пресс-службой, ограничение на 30 поездок было фактически названо экспериментом. Чиновница не исключила в будущем увеличение числа поездок льготников в общественном транспорте, компенсируемых из бюджета. По ее словам, именно внедренная система отрывных талонов для бумажных билетов позволит проанализировать, сколько поездок в среднем совершается гражданами льготных категорий в разных муниципалитетах.

— Будут различные цифры, которые дадут возможность выяснить, останется такое количество поездок или будут внесены уточнения, — отметила Светлана Иевлева. — Может, будет введено перераспределение по территориям, а может быть, анализ по октябрю и ноябрю подтвердит те цифры, которые принимаются к возмещению на протяжении многих лет по рекомендации Минтранса России.

На состоявшейся в тот же день пресс-конференции председатель правительства Иркутской области Александр Битаров также подтвердил, что областные власти затеяли эксперимент и к окончательному решению еще не пришли. Он даже выразил надежду, что однажды из областного бюджета начнут возмещать все поездки льготников без исключения, но сроки, когда это будет сделано, не обозначил. А пока правительство, как выяснилось, оплачивать издержки своего эксперимента не намерено. Поэтому Александр Битаров предложил мэрам Иркутска, Ангарска и Братска, а также депутатам муниципальных дум принять решение о компенсации проезда льготников в общественном транспорте свыше 30 поездок из местных бюджетов.

— Если мэры и думы этих городов так переживают за льготников, я бы попросил их принять решение на собственном уровне и все, что свыше 30 поездок, платить из своих бюджетов. Они имеют на это полное право, — заявил премьер областного правительства. — Тогда, я уверен, мэры возьмут под контроль перевозчиков, которые, на мой взгляд, очень серьезно злоупотребляют этой льготой, при этом спекулируют на чувствах людей и подогревают Советы ветеранов, пенсионеров, чтобы те обращались с жалобами.

Александр Битаров особо подчеркнул, что уровень госдолга в указанных городах позволяет местным властям взять на себя дополнительные социальные обязательства. Так, по данным премьера, госдолг регионального бюджета составляет 29% от доходной части, госдолг казны Иркутска — менее 20%, Ангарска — 11%. «Так почему мы не возьмем и не поделим в определенной степени эту меру социальной поддержки?» — задал риторический, как ему, вероятно, кажется, вопрос Александр Битаров.

Однако на деле муниципалитетам для этого придется урезать другие статьи бюджета, касающиеся социальной сферы. К примеру, в Братске, как отметили в пресс-службе администрации города, бюджет является социально ориентированным, и около 80% тратится на исполнение социальных обязательств. «Можем ли мы, депутаты и мэр города, принять решение о компенсации затрат свыше 30 поездок? Конечно можем. Только надо решить, у кого забрать. Можно с дорог, можно с благоустройства или еще с какой-то расходной статьи бюджета города», — подчеркнул депутат думы Братска Эдуард Демин.

По мнению братского парламентария, правительство региона приняло непродуманное и унизительное решение, к которому сейчас пытаются за уши притянуть экономическую целесообразность. «Думаю, что если вопрос стоит о махинациях автотранспортных предприятий с «мертвыми душами», нужно проверять и передавать материалы в правоохранительные органы на предмет мошенничества, а не экономить на самых незащищенных — тех, кто построил, по сути, сегодняшнюю экономику», — уверен Эдуард Демин.

Впрочем, Александр Битаров на всякий случай назвал и альтернативный источник финансирования. По его мнению, снять социальную напряженность, созданную областными властями, могут за свой счет другие участники этого процесса — транспортные компании. Им было предложено как социально ответственному бизнесу во­зить льготные категории граждан бесплатно после исчерпания льготниками 30 поездок за месяц. Как пояснил Александр Битаров, это небольшие затраты, поскольку общественный транспорт в любом случае должен ездить по маршруту с определенной периодичностью.

Беспрецедентные ограничения

Наконец, председатель правительства Иркутской области впервые с момента введения ограничений на проезд льготников решил публично оглянуться на опыт соседних регионов. «Наш субъект не оригинален, чтобы вы понимали. Подобные механизмы принимаются и у наших соседей, — заявил Александр Битаров. — В частности, в Новосибирской области введено ограничение льготных поездок. Там также за основу взяты 30 поездок. Насколько я помню, в Омской области это введено. Здесь мы не пионеры».

Однако Александр Битаров либо лукавил, либо плохо изучил этот вопрос. На самом деле у наших соседей система льгот на проезд в общественном транспорте совершенно иная, и, главное, она значительно меньше ущемляет права инвалидов и ветеранов. Так, по данным пресс-службы министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, там эта льгота давно монетизирована, то есть выдается старикам в составе единой денежной выплаты наличными, которые они могут тратить по своему усмотрению. В Красноярском крае, по данным краевого министерства социальной политики, льготникам выдается социальный билет не на 30, а на 36 поездок в месяц. При этом у них есть возможность докупить к нему до 24 поездок по специальным сниженным ценам. В Новосибирской области, по словам и. о. начальника управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства этого региона Андрея Бенимецкого, льготникам предлагают на выбор месячную безлимитную социальную карту или 30 поездок, которые можно использовать в течение неограниченного срока.

Таким образом, если оглядываться на соседние регионы, становится ясно, что льготники в Приангарье вполне могут рассчитывать на большее, чем им предложили областные власти в рамках своего эксперимента. Поэтому, по данным пресс-службы мэрии Братска, льготники в этом городе сейчас вслед за иркутянами собирают подписи под обращением к губернатору с требованием отменить принятое решение. А в Иркутске на день отправки этого номера в печать, 11 октября, запланирован пикет в центре города, на площади возле «Востсибугля».

Впрочем, областные власти в искренность уличных акций не верят. Александр Битаров выразил сомнение в поддержке большим количеством ветеранов труда и инвалидов пикетов и митингов против ограничения на проезд льготников. Он даже заявил, что, по его информации, на митинг в Ангарске людей планировали специально подвозить. Поверить в то, что сотни пожилых людей вышли на городскую площадь по собственной воле и их туда не сгоняли, как баранов, областному правительству, вероятно, сложно. Но есть факт, с которым не поспоришь, — реализация постановления правительства региона ведет к ухудшению положения граждан, имеющих право на льготный проезд. Следовательно, это постановление, по мнению уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, принято без достаточных правовых оснований.

— Документ отменил ранее существующий порядок предоставления бесплатного проезда отдельным категориям граждан и установил новый, который существенно сужает возможное количество бесплатных поездок, тем самым изменяя ранее существующую льготу о бесплатном проезде на общественном транспорте для отдельных категорий граждан, — констатировал омбудсмен. — Предоставление перевозчиками недостоверных данных о проданных единых социальных проездных билетах не может рассматриваться в качестве уважительной причины для принятия такого постановления. В качестве такой причины не может рассматриваться и злоупотребление своим правом отдельных граждан, которые совершают в месяц по 150-200 поездок и более.

Для отмены незаконного постановления Валерий Лукин направил обращение прокурору региона Игорю Мельникову.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру