— В Иркутской области лесная отрасль, к сожалению, страдает от очень слабого контроля на региональном уровне, — подчеркнул Николай Николаев на брифинге в ходе Всероссийского форума «Единой России» «Живой лес». — Мы видим, что в области сейчас плохо работает практика взимания штрафов с нарушителей лесного законодательства, нет единых подходов по фиксации нарушителей в лесной сфере. Это означает, что реестр недобросовестных лесопользователей, который должен быть введен с марта следующего года, рискует остаться просто формальностью.
Самый проблемный лесной регион
Проблемы лесной отрасли в Иркутской области, по мнению председателя Законодательного Собрания региона, секретаря ИРО «Единой России» Сергея Брилки, были заложены в момент перехода от плановой к рыночной экономике. «Двадцать лет назад лесная сфера формировала 38% областного бюджета, лесные поселки были встроены в экономику области, — пояснил спикер областного парламента. — С тех пор осталось огромное количество поселений, которые находятся в лесу. Там сегодня вообще нет работы, но люди там живут. Это и толкает их на черные рубки, на нарушение закона».
Новые власти региона, очевидно, ситуацию не исправили. Более того, за время работы нового правительства она только усугубилась. По данным пресс-службы Минприроды РФ, за первое полугодие 2016 года в регионе выявлено 1 тыс. 387 фактов незаконной рубки в объеме 575,9 тыс. куб. м, что составляет 71% от их общего объема в РФ. Еще в прошлом году на Приангарье приходилось на 15% незаконных рубок меньше — 677 тыс. куб. м из 1,2 млн куб. м незаконно вырубленной древесины.
Не лучше обстоят дела и с лесными пожарами. Так, еще в июле экологи «Гринпис России» заявили, что власти Приангарья приуменьшают площадь лесных пожаров как минимум втрое. В результате на тушение может быть выделено меньше средств, чем необходимо. А значит, ущерб от пожаров становится больше. За это предусмотрена уголовная ответственность. К концу октября будут подведены итоги и установлены размеры ущерба от занижений площадей пожаров. Эти материалы будут переданы в прокуратуру.
Однако системные проблемы с лесными пожарами в регионе федеральные власти видят уже сейчас. «Ситуация с лесными пожарами в Иркутской области продолжает оставаться сложной, — подчеркнул посетивший форум в Иркутске заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ — руководитель Рослесхоза Иван Валентик. — Наша основная претензия к регионам — это недостаток в проведении профилактических мероприятий. Профилактика, подготовка к пожароопасному сезону очень важны, потому что зачастую крупный лесной пожар в принципе невозможно потушить».
Заслон от черных лесорубов
В свете всех этих проблем именно Иркутск был выбран для подведения итогов работы мониторинговой группы «Живой лес», которая велась в 31 лесном регионе России. Как подчеркнул Николай Николаев, сформулированные предложения — это следствие деятельности не только региональной группы, но и коллег из других регионов. Это позволило определить системные проблемы.
По словам заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области, куратора проекта «Живой лес» в регионе Натальи Дикусаровой, одна из таких проблем — это заниженная стартовая цена на аукционе при выделении лесных участков, что бьет по региональному и федеральному бюджетам, и недостаточно жесткие критерии отбора участников. Из-за последнего обстоятельства участки получают фирмы без производственных мощностей, нацеленные не на переработку леса, а на его продажу кругляком.
Кроме того, должны быть ужесточены требования к участникам инвестиционных проектов в лесной сфере, пользующимся льготами, чтобы они в полной мере исполняли взятые на себя обязательства. Также должна быть отменена субаренда лесных участков, внесены изменения в Уголовный кодекс для уточнения самого значения незаконных рубок, отсутствие которого мешает пресечению правонарушений, а также введены жесткие требования к сопроводительным документам при транспортировке древесины.
В ходе форума в Иркутске, в котором приняло участие около 300 человек, были сформулированы дополнительные предложения. По итогам обсуждения темы представителями муниципалитетов, надзорных органов и общественниками резолюция была дополнена еще несколькими предложениями. Так, власти на местах уверены, что зарплаты государственным инспекторам в лесхозах должны быть значительно повышены, как и их полномочия, чтобы у инспекторов появилась реальная возможность следить за порядком в лесу. Также эксперты предложили дать местным администрациям функции контроля в лесной сфере, поскольку муниципалитеты в реальности уже работают с арендаторами лесных участков и участвуют в тушении пожаров.
Леса сгорели, дров нет
Мониторинговая группа «Единой России» подготовила предложения и еще по двум острым темам — лесные пожары и заготовка древесины для личных нужд. По словам модератора первого обсуждения, заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области Кузьмы Алдарова, для более эффективного предотвращения и тушения возгораний в лесу необходимо официально привлечь к этой работе муниципальные власти. Кроме того, необходимо комплексно работать с лесными пожарами с привлечением обществ охотников и рыболовов, чьи действия нередко становятся причинами возгораний.
Также, по мнению экспертов, нужно создать единую систему лесоохраны на региональном уровне. И для предотвращения пожаров необходимо привлекать добровольные дружины, которые на сегодняшний момент не имеют права работать в лесу. Нужно побуждать арендаторов к работам по лесовосстановлению. Сейчас только 15% истребленного леса засаживается искусственно, остальное — естественным образом.
Особое внимание было уделено социально значимой проблеме заготовки древесины гражданами для личных нужд. «Процесс заготовки древесины является сложной и абсолютно непрозрачной процедурой. Иногда граждане годами ждут заключения с ними договоров купли-продажи лесных насаждений на заготовку древесины для строительства или ремонта дома, зачастую получая неоправданные отказы», — отметил Николай Николаев.
При этом, по словам руководителя мониторинговой группы партии, от жителей сельской местности поступают сообщения о том, что им выделяют делянки для заготовки древесины на расстоянии свыше двадцати километров от дома. «Это происходит из-за передачи более удобных лесных участков рядом с поселками в аренду лесопользователям, — подчеркнул Николай Николаев. — Не имея в своем распоряжении трактора, самосвала и лесовоза, граждане сталкиваются с заградительными проблемами заготовки древесины для собственных нужд. В результате им выгоднее просто пойти на рынок и купить эту древесину по коммерческой цене. Мы должны это исправить».
В качестве решения проблемы эксперты предложили дать людям возможность подавать заявления на получение древесины для собственных нужд через систему многофункциональных центров. Также должна быть обеспечена публичная, прозрачная электронная очередь. А люди должны получить возможность реализовывать свое право на получение древесины не в десятках километров от места проживания, а в лесах, которые непосредственно прилегают к их населенным пунктам.
Цифры с потолка
По итогам форума Николай Николаев выделил первоочередную проблему, характерную для всех сфер лесной отрасли, — это закрытость, непрозрачность информации. По мнению руководителя мониторинговой группы, необходимо ввести общественный контроль в сфере лесопользования и охраны лесов. Открытость информации должна касаться и вопросов по борьбе с лесными пожарами, а также системы проведения аукционов.
— Те цифры, которые даже сегодня на форуме звучали по вырубкам и пожарам, мы не можем проверить. Потому что в основном это закрытая информация. Система общественного контроля, которая успешно работает в других сферах, здесь пока еще тормозится, — констатировал Николай Николаев.
Это предложение, как и многие другие рекомендации мониторинговой группы «Единой России», поддержал глава Рослесхоза Иван Валентик. По его словам, с 1 октября 2016 года вступит в силу федеральный закон № 455, который устанавливает предварительный контроль за проведением санитарных рубок лесов. В частности, будут введены инструменты общественного контроля санрубок, информацию о назначении которых органы власти будут обязаны размещать в интернете. Закон также предусматривает контроль со стороны Рослесхоза.
— Мы поднимаем вопрос о том, чтобы Минприроды РФ и Рослесхоз значительно ускорили подготовку нормативно-правовой базы, которая необходима для регионов, чтобы качественно исполнять законодательство, — резюмировал Николай Николаев. — Все предложения не искусственные, их действительно представили специалисты — люди, которые работают на местах, знают ситуацию не понаслышке. Все предложения будут включены в доклад, который мы представим президенту России в самом начале сентября этого года.