Ласковый убийца

Медики заявили о необходимости всероссийской программы по борьбе с гепатитом С

Вирус гепатита С был открыт относительно недавно – только в 1989 году, для медицины это не срок, с тех пор данные о страдающих от этого вида гепатита с каждым годом растут. Российское медицинское сообщество бьет тревогу: гепатит С давно перестал быть болезнью людей, ведущих маргинальный образ жизни, сегодня от него страдает трудоспособное население в возрасте от 20 до 40 лет, и если вовремя не принять меры по борьбе с коварным заболеванием, в будущем это не только серьезно подорвет здоровье нации, но и негативно отразится на развитии страны. Вопреки стереотипам, излечиться от гепатита С возможно, только лечение это крайне дорогое и не доступное для большинства пациентов. Сегодня профилактика и предотвращение распространения этого вируса возложена на регионы, однако медики уверены, России необходима федеральная программа для защиты от гепатита С. Без этого с опасным вирусом не справиться. Доктора не зря окрестили гепатит С тихим или ласковым убийцей – болезнь, зачастую, протекает бессимптомно и проявляется уже при фиброзе печени, заболевший может много лет являться носителем вируса и даже не подозревать об этом. Между тем, ежегодно гепатит С уносит жизни порядка 700 тыс – 1,4 млн человек во всем мире, даже больше чем СПИД или туберкулез. Показатели заболеваемости населения гепатитом С в России по разным оценкам составляют 3-5 млн человек, что больше, чем в развитых странах Европы и меньше, чем в странах Юго-Восточной Азии. Показательны данные и Приангарья, где в 2015 году было зафиксировано 981 случаев впервые выявленного гепатита С в хронической форме против 749 таких случаев, зарегистрированных в 2008 году. Дело тут не в катастрофической скорости распространения вируса, а во все большем охвате населения диагностикой: чтобы определить, есть ли вирус в организме пациента, необходимо сдать специальный анализ, общий забор крови ничего не покажет. При этом врачи говорят, что реальные цифры заболеваемости гепатитом С как в мире, так и в России гораздо выше. По оценкам всемирной организации здравоохранения, хронический гепатит С в ближайшие 10–20 лет может стать основной медицинской проблемой для многих стран мира.

Медики заявили о необходимости всероссийской программы по борьбе с гепатитом С
Фото: stop-hcv.ru

- Главная проблема в борьбе с гепатитом С сегодня заключается в том, что на уровне страны нет единой программы по лечению хронических вирусных гепатитов С, а следовательно, нет определенного пула денежных средств, которые государство готово выделить на лечение больных, - рассказал кандидат медицинских наук, главный внештатный инфекционист главного управления Алтайского края по здравоохранению Валерий Шевченко на конференции о гепатите С, организованной при поддержке компании Abbvie в Барнауле. – На сегодняшний день оказание помощи пациентам с гепатитом С отдано в ведение регионов, а у каждого региона финансовые возможности разные, поэтому в ряде субъектов сегодня действуют подпрограммы с финансированием из местных бюджетов, а где-то таких программ нет совсем. Поэтому, можно сказать, что обязательного противовирусного лечения нет.

Из-за низкого уровня финансирования региональных программ получение бесплатной помощи доступно лишь тем больным гепатитом С, у кого заболевание находится в стадии фиброза третьей-четвертой степени или цирроза печени. Гораздо больший эффект дало бы лечение на ранних стадиях заболевания, пока разрушенные и замененные на соединительную ткань клетки печени еще можно восстановить, уверены медики, однако сегодня доктора лишены возможности оказывать помощь таким пациентам. Лечение больных хроническим гепатитом С по системе ОМС до недавнего времени было возможно только в условиях круглосуточного пребывания в стационаре. Однако особенность лечения такова, что противовирусная терапия до достижения необходимого эффекта может проводиться от шести месяцев и больше, тогда как нахождение пациента в стационаре, в среднем, составляет 2-2,5 недели. Но с февраля 2016 года у регионов появилась официальная лазейка в законодательстве, позволяющая лечить пациентов с хроническим гепатитом С на средства фонда ОМС в условиях дневного стационара. Теперь только от руководства местных минздравов и территориальных фондов ОМС зависит, с какой скоростью они договорятся между собой и эта практика будет внедрена в жизнь.

Вокруг гепатита С витает много мифов и слухов, далеких от правды, вот и вынуждены фармацевтические компании и медицинское сообщество проводить просветительские форумы, чтобы рассказать об этом опасном заболевании, от которого сегодня по всему миру страдают порядка 160-170 млн человек. Многие больные, впервые столкнувшиеся с гепатитом С, уверены, что никакого лекарства, способного излечить их не существует. Остро стоит и вопрос компетенции некоторых медиков. Как показали результаты HCV Quest - всемирного опроса пациентов с участием 4 тыс респондентов по всему миру, зачастую о болезни не все знают и сами доктора. По заявлению половины респондентов, у которых был диагностирован вирусный гепатит С, их лечащие врачи первоначально не смогли распознать симптомы заболевания. Только 30% российских участников опроса было предложено пройти тест на гепатит С после того, как они рассказали о своих симптомах медицинским работникам. Между тем, изучение препаратов, способных побороть вирус, началось практически сразу после его открытия, в 1991 году. Сначала борьба с гепатитом  велась короткими интерферонами, эффективность лечения составляла всего 8-12%. С 1998 года в комбинации с интерфероном стали назначать рибавирин – препарат, усиливающий действие интерфероновой терапии, и эффективность ее выросла практически до 40%. С 2001 года на фармацевтическом рынке появились пегилированные интерфероны, по сути, представляющие собой препараты пролонгированного действия.

- До 2014-2015 годов схема «пегилированный интерферон + рибавирин» являлась золотым стандартом в лечении хронического гепатита С. С 2015-начала 2016 годов на фармацевтическом рынке появились препараты прямого противовирусного действия, эффективность которых близка к 100%, - сообщила кандидат медицинских наук, заведующая отделением вирусных гепатитов ГБУЗ НСО «Городская клиническая инфекционная больница №1» Новосибирска Ирина Красильникова. - Эти препараты действуют на вирус, блокируя те участки генома вируса, которые отвечают за его размножение. На человеческий организм они не действуют, поэтому не имеют побочных эффектов, в отличие от пегилированных интерферонов. Учитывая движение медицинской науки, на сегодняшний день преимущественными схемами лечения являются либо тройная терапия, либо применение препаратов прямого противовирусного действия. К великому сожалению, в отличие от интерферона и рибавирина, к этим препаратам возможно развитие нечувствительности, но это бывает не так часто.

Современная противовирусная терапия с применением препаратов прямого противовирусного действия приводит не только к излечению от хронического гепатита С, но и предотвращает развитие таких тяжелых исходов, как цирроз печени, гепатоцеллюлярная карцинома и серьезные внепеченочные проявления болезни. Однако стоимость, что интерфероновой терапии, что препаратов прямого противовирусного действия является просто неподъемной для большинства пациентов. В среднем, чтобы полностью избавиться от хронического гепатита С пациенты должны заплатить порядка 1 млн рублей. Именно из-за дороговизны лечения медики настаивают на появлении федеральной программы, по которой пациенты с хроническим гепатитом С смогли бы получать своевременное бесплатное лечение.

Эффективность лечения порой зависит не только от наличия денег у больного, но и от его желания вылечиться, отмечают медики. Многие до сих пор как клейма боятся диагноза гепатита С, ведь в российском обществе и даже среди медработников старой закалки все еще живо мнение, что болеют им только люди, ведущие маргинальный образ жизни, имеющие беспорядочные половые связи. Сегодня хронический гепатит С является всеобщей бедой, им болеет население в наиболее репродуктивном и работоспособном возрасте – от 20 до 40 лет, от заражения не защищен никто, вакцины от вируса до сих пор нет, так как в отличие от гепатита В, он очень изменчив. Передается гепатит С через кровь, половым путем, редко - от зараженной матери к ребенку.

Сегодня наиболее вероятно заболеть гепатитом С посещая маникюрные и тату салоны, стоматологические кабинеты. Для инфицирования вирусом гепатита С достаточно столь малой частицы крови, что ее невозможно заметить невооруженным глазом. Еще десяток лет назад одним из главных источников заражения являлись внутрибольничные инфекции, когда пациенты были инфицированы во время хирургических вмешательств или переливания крови. Однако в настоящее время данная проблема практически отошла на задний план – все инструменты подвергаются нагреванию, что разрушает вирус, а донорская кровь проходит ряд проверок и находится на карантине перед использованием.

- Не зря классик сказал, что красота требует жертв, это действительно так, изо дня в день мы видим доказательства этому. Поэтому решившись на процедуру, нарушающую целостность кожных покровов и слизистых, необходимо внимательно подойти к вопросу, где будет проводиться процедура, кем и в каких условиях. Всегда нужно крепко подумать, стоит ли сережка или красивая татуировка возможного риска. К факторам риска также относятся беспорядочные половые связи, в том числе, между мужчинами. Особое внимание приковано к риску передачи вируса от мамы к ребенку. На самом деле, риск того, что вирус передастся ребенку небольшой. Поэтому факт постановки диагноза «хронический гепатит С» беременной женщине не является показанием к прерыванию беременности. Более того, согласно последним нормативным документам, наличие гепатита С у мамы не является противопоказанием к грудному вскармливанию, пока еще наука ни одного случая передачи вируса через молоко не доказала, - рассказал Валерий Шевченко. 

Опасность и коварство вируса гепатита С заключается в том, что протекает он почти бессимптомно, и больной узнает о своем диагнозе слишком поздно, когда печень уже разрушается. На основные проявления гепатита – недомогание, снижение аппетита, дискомфорт и боли в животе, снижение настроения и депрессия, боль в мышцах и, изредка, повышение температуры, - большинство просто не обращает внимание, списывая их на обычную усталость. Узнают о болезни, как правило, случайно, сдав анализы на наличие вируса в организме. Чаще всего выявляется болезнь уже в хронической форме, так как острая форма заболевания протекает всего шесть месяцев после инфицирования и просто-напросто не проявляет себя. Очень редко у пациентов наблюдается манифестная форма заболевания, характеризующаяся большим количеством симптомов. Большинство таких пациентов выздоравливают, так как яркое проявление болезни свидетельствуют об активной борьбе организма с вирусом.

- Определить, когда и где человек заболел гепатитом С практически невозможно. Во первых, данный вирус редко проявляется в манифестной форме, чаще приходят пациенты с уже развившимся заболеванием, поэтому нам никак не узнать давность инфицирования. Собирая эпидемиологический анамнез, можно только догадываться, где пациент был, какие медицинские манипуляции ему делали, сколько раз он посетил стоматолога или маникюрный кабинет, - рассказала врач-инфекционист, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ НСО «Городская инфекционная клиническая больница №1» Новосибирска Яна Ульянова. - И второе, пациент, в прошлом которого был прием наркотических препаратов, пусть и эпизодически, я думаю, никогда в этом не сознается. А доктора составляют отчетные списки, в том числе и по путям передачи вируса, только со слов пациента, другого источника у нас нет.

Как следует из государственного доклада "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Иркутской области в 2015 году», подготовленного региональным Управлением Роспотребнадзора, выявляемость впервые заболевших хроническим гепатитом С в Иркутской области ежегодно растет. Так, в 2008 году вирус был выявлен у 749 пациентов, что составляет 29,8 случаев на 100 тыс населения. В 2009, 2010 и 2011 годах наблюдалось снижение заболеваемости, однако с 2012 года она резко пошла вверх: если в 2011 году было выявлено 663 больных с хроническим гепатитом С, то в 2012 году их количество составило 853 человека. В 2015 году было выявлен 981 пациент с хроническим гепатитом С, по сравнению с 2014 годом заболеваемость увеличилась на 29,1%. При этом преобладающий путь передачи вируса в Иркутской области – половой. По данным работы «Оценка заболеваемости вирусным гепатитом с в Иркутской области по интегральному эпидемиологическому показателю», опубликованной в «Сибирском медицинском журнале», более половины населения региона проживают в территориях, эпидемиологическая ситуация в которых характеризуется как неблагополучная или чрезвычайно неблагополучная. Зонами эпидемиологического неблагополучия являются все крупные города области - Иркутск, Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Саянск.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру