«Курэш» и «Кыз куу»

Татаро-башкирский «Сабантуй» стал для иркутян общенациональным праздником

Иркутская областная общественная организация «Татаро-башкирский центр» провела в Иркутске 9 и 10 июля национальный культурно-спортивный праздник «Сабантуй». Сабантуй в Иркутске отмечают с 1937 года. Но впервые он был настолько масштабным. В субботу, 9 июня, на ипподроме состоялись конные скачки, а 10 июля у стадиона «Труд» прошли народные гуляния. Состоялись выступления творческих коллективов, в том числе из Республики Татарстан, торжественное шествие в красочных костюмах. Не обошлось и без спортивных эстафет - бег с яйцом в ложке, бег в мешке, бег с ведрами на коромысле, гири, перетягивание каната и палки, участие в национальной борьбе на поясах – керэш, драка мешками, битье горшков. Также состоялся конкурс национальных блюд: чак-чака, сладких пирогов, перемячей. Вход на все мероприятия был бесплатным.

Татаро-башкирский «Сабантуй» стал для иркутян общенациональным праздником
Фото Татьяны Глюк с сайта altairk.ru

«В последние годы Сабантуй проходил в сельской местности, но в этом году мы решили провести праздник в течение двух дней в Иркутске, приурочив его к 355-летию города. В первый день на иркутском ипподроме состоялся конноспортивный праздник. В восьми номинациях соревновались более 100 наездников, в том числе, из отдаленных районов Приангарья, из соседних Бурятии и Забайкалья. Была показана инсценировка национальной татарской игры «Кыз куу», что переводится как «Догони девушку», - сообщил председатель совета организации «Татаро-башкирский центр» Рамис Султанов. – Во второй день, 10 июля, празднование продолжилось на стадионе «Труд». Мы сделали акцент на фестивальную часть и национальную борьбу «курэш», как на федеральном Сабантуе. Думаю, Сабантуй стал зрелищным событием для всей Иркутской области».

По словам Рамиса Султанова, главные победители конных соревнований и борьбы получили губернаторские призы, победителей в специальных номинациях соревнований также наградили ценными призами. Кроме того, победитель «курэша» традиционно получил в подарок барана.

«Сабантуй сегодня уже не просто татаро-башкирский, а межнациональный культурно-спортивный праздник. Это праздник единения всех национальностей, - сказал Рамис Султанов. - Перед зрителями выступили национальные коллективы и артисты, прошли презентации, были представлены национальные изделия и работы, все желающие смогли попробовать блюда национальной кухни».

На гуляниях побывали губернатор Иркутской области Сергей Левченко и премьер-министр Республики Татарстан Василь Шайхразиев, который специально для этого приехал из Казани. Он возглавил делегацию, в составе которой артисты, выступившие на иркутской сцене, а также помощник заместителя премьер-министра Республики Татарстан Рамиль Закиев и уполномоченный при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов. Они обсудили вопрос подписания договора о сотрудничестве между нашими регионами.

- Несмотря на то, что Татарстан и Иркутская область находятся далеко друг от друга, они очень похожи, - сказал Сергей Левченко. - У нас много похожих отраслей промышленности, это и лесной комплекс, и нефтепереработка, достаточно много производств, которые есть в Татарстане. Это создает хорошую основу для того, чтобы наше производство и бизнес между собой сообщались, ну, а, кроме этого, у Татарстана можно  много чему поучиться в сферах управления территорией, подготовки кадров, управления кадрами. Этот опыт мы хотели бы перенять. Я думаю, что и нам есть что показать.

- Татарстан второй год подряд возглавляет рейтинг как инвестиционно-привлекательный субъект Российской Федерации, но это не повод для гордости, чтобы задирать нос, стимул к глубокой системной работе, - отметил Василь Шайхразиев. - Нам есть чему поучиться друг у друга. Если мы выйдем на договорные отношения, от этого бизнес и люди, которые живут здесь, получат выгоду, социальную, экономическую, политическую. Если в России мы не будем между собой дружить, не будем создавать наш общий дом, могут возникнуть проблемы.

Сабантуй знаменует собой окончание весенне-полевых работ. В переводе с татарского слово «сабан» имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы, а слово «туй» – праздник. Праздник возведен в ранг государственного в Татарстане и Башкортостане, поначалу проходит в деревнях и районах, а затем завершается большим торжеством в столицах этих двух республик — в Казани и Уфе.

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодёжных играх.

Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» (дэрэ боткасы, карга боткасы) и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.

Современный сабантуй стал считаться национальным праздником. В частности, это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые ранее его не праздновали: нукратские татары из села Карино Слободского района Кировской области, татары-мишари из Нижегородской области, и в том, что как национальный татарский праздник сабантуй начали праздновать и в тех городах, где появилась большая диаспора татар, например, в Москве, в Нижневартовске, в Мегионе.

Участие в сабантуе принимают также живущие по соседству с татарами русские, удмурты, мари, чуваши, башкиры.

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул, Лейпциге, Риге и многих других. В 2006—2011 годы в Стамбуле проводился ежегодный башкирский сабантуй.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру