Казус Ерощенко

Или притча о короткой чиновничье-депутатской памяти

Под занавес 2014 года тогдашний губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко получил сразу два весомых подарка судьбы, которые в последующем стали роковыми для его политической карьеры. И, наверное, потому, что были ошибочно им расценены не как подвох, а как тотальный фарт. 31 декабря президент России Владимир Пyтин подписал указ о передаче в собственность Иркутской области 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск». А незадолго до этого в этом же самом аэропорту, который в последующем станет яблоком раздора в жесткой политической борьбе на региональном поле, победно приземлился последний из пяти самолетов Ан-148, полученных авиакомпанией «Ангара» в лизинг. Эти пять самолетов стали серьезным приобретением для авиакомпании, поскольку технический износ авиапарка был крайне высоким. То, что самолеты приобретались в лизинг на субсидии, полученные из областного бюджета, ни для кого не было секретом. Соглашения с двумя лизинговыми компаниями - «Ильюшн Финанс» и «Сбербанк лизинг» подписывались в рамках поручения президента страны и председателя российского правительства по развитию региональных и местных авиаперевозок и срочным мерам по модернизации парка региональных самолетов, датированного 12 ноября 2011 года.

Или притча о короткой чиновничье-депутатской памяти
Фото: irkobl.ru

Два этих, несомненно, важных для региональной экономики события навсегда запечатлены для потомков в виде победных реляций о деятельности бывшего губернатора. Но, к сожалению, это всего лишь вершина айсберга, которая очевидна неискушенному обывательскому глазу. На самом деле у всей этой истории весьма существенная неприглядная составляющая, знакомство с которой низвергает ее участников с высоких постаментов и выводит на арену совершенно новых положительных героев, которые до этого незаслуженно находились в тени. И самое главное, эта история совсем не о самолетах и не о владении взлетно-посадочной полосой. Эта история в первую очередь о человеческой трусости и низости.

- Да, я помню это заседание инвестиционного совета, это была последняя неделя моей работы на посту губернатора Иркутской области. На нем рассматривались вопросы предоставления субсидий сельхозпроизводителям, и в том числе обсуждался вопрос модернизации авиапарка региональной авиакомпании, поскольку он был очень старым и не обновлялся на протяжении длительного времени, - рассказал корреспонденту «МК Байкал» бывший губернатор Иркутской области, ныне член Совета Федерации от Сахалинской области, бывший генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Дмитрий Мезенцев. - И когда встал вопрос об авиакомпании, я сразу сказал, что, когда мы предоставляем средства бюджета в качестве субсидий фермерам на производство молока и мяса, мы рассчитываем на то, что получим гарантированные поставки качественного и приемлемого по цене продукта в первую очередь в социальные учреждения области. Мы также рассчитываем на то, что продукция этих фермеров будет конкурентной и по цене, и по качеству. Тот же самый подход, безусловно, должен быть сохранен и при предоставлении субсидий авиакомпании. Предоставляя их, фактически выступая гарантом льготных кредитов, правительство региона должно получить гарантии в виде контроля над авиакомпанией. Поэтому моим главным условием для заключения инвестиционного соглашения ставился компромисс. Правительство предоставляет авиакомпании субсидии на лизинг самолетов, а в качестве ответного шага со стороны авиакомпании должна была стать передача в собственность области блокирующего пакета акций авиакомпании. Таким образом,  правительство создает систему контроля за бюджетными средствами, а иначе как мы объясним людям, что мы отдаем деньги в такой узкий сегмент частной компании. И тут не столько в дивидендах дело, которые, разумеется, тоже планировалось получать, а сколько в том, чтобы обеспечить социальный тариф на перевозку пассажиров в отдаленные территории области, где транспортной альтернативы авиации нет. Вот такой подход я видел и не нахожу в нем никаких изъянов.

Если читатель не понял, то Дмитрий Мезенцев говорит о заседании инвестиционного совета Иркутской области, которое состоялось 10 мая 2012 года за восемь дней до его досрочной отставки с губернаторского поста. На этом заседании обсуждался вопрос подписания инвестиционного договора с авиакомпанией «Ангара», целью которого должно было стать предоставление субсидий из областного бюджета на приобретение в лизинг десяти новых самолетов Ан-148. Кроме того, данное инвестиционное соглашение должно было зафиксировать стратегические намерения властей по реконструкции малых аэропортов с привлечение средств областного бюджета и средств из федеральных целевых программ, а также инвестиций авиаперевозчиков.

На этом историческом собрании, об итогах которого практически все его участники скоропостижно забыли, стоило только Дмитрию Мезенцеву покинуть Иркутской область, руководство авиакомпании представило расширенный доклад, в котором презентовало проект по развитию региональных и межрегиональных авиаперевозок в регионе, а также модернизацию парка воздушных судов до 2020 года. В случае его успешной реализации конкурентоспособность Иркутской области наряду с крупнейшими транспортными узлами южной зоны развития Сибири должна была значительно повыситься. В презентации много говорилось о будущей лидирующей роли иркутского воздушного узла и создании транспортной логистической цепочки всего Байкальского региона, но Дмитрий Мезенцев заставил докладчика сфокусироваться на дешевых авиабилетах и безопасности полетов. Как следует из стенограммы заседания, он обратился к докладчику со словами:

- Мы хотим, чтобы валовый региональный продукт увеличивался от квартала к кварталу, но если сегодня мы испытываем серьезные проблемы и по нагрузке на бюджеты семей при перелетах междугородних, и по неочевидности прогноза обеспечения этих пассажирских перевозок, то мы должны сделать акцент в первую очередь на них. Если мы сейчас будем вкладывать областные деньги в поддержку бизнеса, который сам себя может обеспечить, то люди скажут, что мы не решаем их социальные проблемы, - обратился к докладчику Дмитрий Мезенцев. - Почетче говорите, для чего мы тут собрались: если вопросы развития бизнеса, то мы по-другому поставим вопрос, а если для вопроса дешевых авиабилетов и перелете в комфортабельных условиях, то есть ключевое право людей иметь возможность перемещения в любой момент в гарантированном поле. Сейчас определите, для чего мы здесь по вашей просьбе собрались.

В ответ на это докладчик, как следует из стенограммы, сформулировал:

- Для снижения уровня тарифов. Вопрос решается касательно заброски топлива в северные аэропорты, так вот при наличии современного воздушного судна, которое может уже сейчас садиться в ряде аэропортов области, оно как раз позволяет нам реализовать задачи по перемещению населения между нашими районными центрами, городами области с меньшими тарифами и с большей доступностью. На этом упор, - сказал директор авиакомпании «Ангара» Анатолий Юртаев.

Ключевым решением этого инвестиционного совета по настоянию Дмитрия Мезенцева должно было стать подписание трехстороннего соглашения между правительством Иркутской области, авиакомпанией «Ангара» и лизинговой компанией «Ильюшн финанс». Согласно ему авиакомпания получает субсидии на возмещение части авансовых платежей на приобретение воздушных судов, а взамен передает области блокирующий пакет акций предприятия, то есть 25% плюс одна акция. В протоколе этого заседания также фиксировалось намерение компании «Истлэнд» подписать соглашение о возможности обратного выкупа из областной собственности этого пакета акций, но уже по рыночной стоимости, которая по предварительным оценкам к 2016 году должна была составить 750 млн рублей.

Все эти протокольные намерения региональные министерства должны были реализовать в конкретные правительственные решения. Были установлены и сроки - до 2 июля 2012 года.

Необходимо также иметь в виду, что авиакомпания «Ангара» - закрытое акционерное общество и проводить дополнительную эмиссию оно не может. Для этого его необходимо преобразовать в открытое акционерное общество. А пока этого не произошло, вся его деятельность остается крайне непрозрачной, как и непонятной остается структура себестоимости полетов. Именно поэтому передача блокирующего пакета акций и вхождение в совет директоров чиновников правительства являлось крайне важным, так как это был единственно возможный шанс регулировать тарифы на пассажирские перевозки.

Однако все хлопоты Дмитрия Мезенцева о социальных тарифах для граждан почили в бозе, потому что 18 мая 2012 года случилась его досрочная отставка и Владимир Пyтин отправил его на другую ответственную должность. А другим своим указом президент страны назначил Сергея Ерощенко, владельца холдинга «Истлэнд», в который входит авиакомпания «Ангара», исполняющим обязанности губернатора Иркутской области. 29 мая региональный парламент утвердил его в должности губернатора.

Как известно, авиакомпания «Ангара» получила обещанные правительством субсидии, но только вот открытым и прозрачным акционерным обществом не стала и никакую дополнительную эмиссию акций не провела. Блокирующий пакет так никто в правительстве и не увидел, а участники этого заседания, судя по всему, сделали вид, что все это им приснилось.

Вокруг этих субсидий роилось много слухов, поговаривали, что протоколы заседаний, где эти субсидии могли фигурировать, чиновниками нового правительства изымались, уничтожались или редактировались. Сегодня никто уже не узнает правды, но остаются факты, косвенно это подтверждающие. В частности, субсидии получены, самолеты в наличии, авиакомпания «Ангара» остается закрытым акционерным обществом, следовательно, никакой дополнительной эмиссии не было, значит, и блокирующий пакет, даже если бы и хотели передать, не смогли. Кроме того, тарифы на полеты гражданам кажутся высокими, качество полетов и их безопасность, судя по различным публикациям в СМИ, оставляют желать лучшего.

- Мне ничего об этом не известно, - сказал корреспонденту «МК Байкал» Дмитрий Мезенцев в ответ на вопрос, известно ли ему, что его условие о передаче авиакомпанией «Ангара» блокирующего пакета акций в обмен на субсидии не выполнено. - Стоит ли вообще ворошить эту старую историю? И если оно не выполнено, то почему на протяжении всех этих лет губернатору (имеется в виду Сергей Ерощенко) никто ничего не сказал, не застраховал его от ошибок? Ведь это было публичное заседание, на котором присутствовало достаточно много народа, кроме того, существуют ведь и документы, которые зафиксировали принятые решения.

Действительно, возникает закономерный вопрос, почему вдруг все чиновники и депутаты разом взяли и забыли об условии, которое выдвигал Дмитрий Мезенцев для предоставления субсидий на приобретение в лизинг этих самолетов. Хотя, если следовать элементарной логике, то после своего назначения губернатором Сергей Ерощенко, выполняя наставления своего предшественника, должен был передать этот пакет акций самому себе, для контроля за самим собой, ведь на тот момент он возглавлял региональное правительство и оставался, по сути, фактическим владельцем «Истлэнда», а стало быть, и «Ангары». Не исключено, что Сергей Ерощенко посчитал данные манипуляции с акциями хлопотными формальностями. Действительно, к чему вся эта суета, если центр принятия решений все равно один.

Однако Дмитрий Мезенцев прав, в окружении бывшего губернатора должны были найтись смельчаки, которые бы застраховали его от этой стратегической ошибки, ибо существует версия, что в администрации президента об этом казусе Ерощенко знали, но до поры и до времени закрывали на это глаза. До поры, до времени, то есть до сентября прошлого года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру