Причина гибели Ил-76 МЧС России остается неизвестной

Лесные пожары в Качугском районе унесли жизни десяти профессиональных спасателей

Попытка руководства МЧС России в сжатые сроки стабилизировать лесопожарную обстановку в Иркутской области обернулась гибелью опытного и высокопрофессионального экипажа ведомственного Ил-76. Авиакатастрофа произошла вскоре после того, как самолет сбросил воду на бушующее в тайге пламя и сделал разворот. После этого его команда перестала выходить на связь, а одновременно с этим пропал и сигнал с радиотелефонов всех членов экипажа. Накануне, 4 июля, на месте крушения самолета в тайге вблизи крохотного поселка Рыбный Уян Качугского района были найдены фрагменты тел всех десяти членов команды Ил-76 и два черных ящика, которые уже отправлены в Москву для расшифровки. МАК пока не исключил ни одну из трех наиболее вероятных причин катастрофы — ошибка пилотирования, отказ техники и влияние окружающей среды. Еще одну активно распространяемую в СМИ версию об отправке самолета в зону сильного задымления, невзирая на отказ экипажа работать в сложившихся условиях, в МЧС отвергли.

Лесные пожары в Качугском районе унесли жизни десяти профессиональных спасателей
Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области

— Это большая потеря для всей команды МЧС России. Я выражаю свое соболезнование родным и близким погибших. Это трагедия. Люди, которые погибли, шли в бой. Они, проявив мужество, самоотверженность, защищали жизни людей, населенные пункты от огня, они достойны уважения и почитания, — подчеркнул глава МЧС Владимир Пучков. — Пилоты — весь экипаж — были суперпрофессионалами. Они прекрасно знали юг Сибири, Иркутскую область. И не один год работали в сложнейших условиях. Работа Ил-76 с выливными авиационными приборами при тушении мощного лесного пожара требует профессиональной работы. При этом, конечно, всегда есть риски.

Профессионалы экстра-класса

Профессионализм погибшего экипажа во главе с командиром Леонидом Филиным действительно не вызывает сомнений. По данным пресс-службы МЧС России, команда Филина одной из первых в России освоила тушение крупномасштабных пожаров на тяжелом самолете Ил-76 с выливными авиационными приборами. Летом 1996 года они за пять дней побороли сложнейшую пожароопасную обстановку в районе Комсомольска-на-Амуре в условиях, схожих с происходящим на пожарах в Качугском районе — гористая местность, удушливая гарь, высокая температура воздуха и сильная задымленность. Сразу после этого тот же экипаж впервые в мировой практике потушил пожар на пруду-отстойнике нефтяной компании в Волгограде. С этим пожаром, как считали штабисты, невозможно было справиться с воздуха из-за жары, дыма и необходимости сбрасывать воду с предельно малой высоты. За это экипаж были отмечен государственными наградами, а его командир удостоен ордена Мужества.

Погибшие хорошо знали и местную специфику. Во время работы в Сибирском федеральном округе самолет совершил 33 боевых вылета, сбросил более 1 тыс. тонн воды. Да и в Иркутской области команда Леонида Филина тоже работала уже не в первый раз, в прошлом году они вылетали на тушение пожаров у берегов Байкала. Силами экипажа в регионе были ликвидированы семь крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживает более 50 тыс. человек. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты.

В этот раз прибывший в Иркутск в конце июня для стабилизации пожароопасной обстановки в регионе заместитель главы МЧС России Леонид Беляев поставил перед экипажами МЧС России очень амбициозную и, как оказалось впоследствии, нереальную задачу. Им было поручено потушить большинство действующих на территории Иркутской области лесных пожаров на общей площади около 20 тыс. га за выходные 2-3 июля. Для этого предлагалось увеличить число вылетов авиационной техники.

Вскоре после совещания, на котором руководство МЧС огласило подчиненным и лесникам сверхзадачу, стало известно о потере связи с ведомственным самолетом Ил-76 с десятью членами экипажа, в том числе пятью сотрудниками Аварийно-спасательной службы министерства. По словам Леонида Беляева, который возглавил группу спасателей по поиску пропавшего самолета, утром этого дня Ил-76 заправился водой и убыл для тушения пожара в Качугский район, где наиболее активно горели леса. В условиях сильного задымления и гористого рельефа наземные группы для тушения возгорания на этой территории решили не применять. Пожары ликвидировали с воздуха, к этой работе помимо Ил-76 были привлечены Бе-200 и четыре вертолета Ми-8.

— Воздушное судно было полностью в исправном состоянии. Мы это видели, проверяли. Все контрольные замеры топлива были сделаны, как это и положено в такой ситуации, — рассказал замглавы МЧС в ходе брифинга 2 июля. — Самолет Ил-76 вышел по маршруту. В зоне лесного пожара он начал снижение, произвел сброс воды и последний раз вышел на связь. После этого он сделал разворот на юго-восток и связь с ним пропала.

В назначенное время в 11.30 экипаж на связь не вышел. Вскоре стало ясно, что самолет потерпел крушение. «Мы знаем 11 номеров радиотелефонов, которые должны быть у членов экипажа. Ни один телефон не работает, — констатировал Леонид Беляев. — Мы располагаем оборудованием, которое могло бы зафиксировать телефоны, которые излучают частоты, но ни один из 11 телефонов не работает».

Вперед через стену дыма

Поисково-спасательные работы начались в условиях тяжелейшей лесопожарной ситуации, которую весной еще успешно контролировали власти региона, но в начале лета с переходом огня на север области в труднодоступные места она стала выходить из-под контроля. Тогда власти региона и начали добиваться привлечения в регион федеральных группировок и техники. Руководство МЧС заверило, что падение самолета никоим образом не скажется на помощи, оказываемой федеральной группировкой региону в тушении пожаров.

Сначала для обследования района был задействован легкомоторный самолет Иркутской авиационной базы лесов и три вертолета МИ-8 МЧС России, а также сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда. В течение первого дня группировка спасателей, задействованных в поиске, была значительно увеличена за счет 100 спасателей-парашютистов центрального аэромобильного спасательного отряда «Центроспас» и ЦСООР «Лидер», прибывших в Иркутск с подмосковного аэродрома Раменское. Позже в регион вылетел второй Ил-76 со спасателями, их общее число на вторые сутки превысило 500 человек.

Изначально поиски начались на территории в 7 тыс. кв. км в районе поселка Карам Казачинско-Ленского района с помощью авиации. Однако из-за сложного рельефа и сильного задымления, сводящего видимость к нулю, спасателям пришлось сменить тактику. К месту предполагаемого крушения из разных точек были направлены три группы по десять спасателей. В административном центре района, поселке Качуг, была сформирована наземная группа, которую вертолетом доставили на гору высотой 1 км вблизи предполагаемого места катастрофы. Вторая группа проследовала до места назначения пешком, третья — на гусеничных вездеходах. Все спасатели были обеспечены беспилотными летательными аппаратами для ведения поисков с воздуха, спутниковыми телефонами и альпинистским снаряжением, световыми башнями для ведения работ в ночное время.

— Когда спасатели попали на гору, они нашли там 20 местных жителей, о существовании которых никто не знал. Эти люди последними видели самолет, — рассказал Леонид Беляев. — Они показали направление его полета и рассказали, что слышали хлопок, после которого перестали гудеть двигатели. Исходя из этой информации, мы расширили зону поиска на 6 кв. км. Условия, в которых спасатели идут по лесу, просто-напросто ужасные, потому что там происходит горение, высокая температура воздуха, дым стоит плотной стеной, на расстоянии 100 м ничего не видно и не слышно. Мы по возможности меняем группы, но одной из них все же пришлось заночевать в лесу. Они отказались возвращаться, сказали, что будут идти вперед к цели и не сделают ни шагу назад.

Обгоревший хвост среди деревьев

Наконец, в воскресенье, 3 июля, около 7.00 по местному времени наземная группа спасателей отряда «Центроспас» обнаружила разбившийся Ил-76 на сопке горы в 9 км юго-восточнее крохотного поселка Рыбный Уян — того самого, жители которого показали спасателям направление последнего полета Ил-76. Воздушное судно было почти полностью разрушено, его фюзеляж практически целиком сгорел после столкновения с землей, уцелела только хвостовая часть.

К месту крушения выдвинулись дополнительные силы спасателей, для эвакуации обломков самолета было вырублено пространство под вертолетную площадку. В первые часы был обнаружен бортовой самописец и фрагменты тел четырех членов экипажа, к вечеру нашли еще четыре тела и второй черный ящик. Оба устройства оказались в удовлетворительном состоянии. Попутно десантники и лесники региона тушили пожар, действующий в непосредственной близости от крушения, чтобы облегчить работу своих коллег. Работы продолжились ночью, и утром 4 июля прибывший в Иркутск глава МЧС Владимир Пучков объявил об обнаружении на месте катастрофы тел всех десяти членов экипажа. Их идентификация будет проводиться в Иркутске, для этого в регион уже прибыли специалисты из Москвы.

— Бортовые самописцы направлены в специализированную лабораторию в Москве для расшифровки, — рассказал Владимир Пучков. — Группировка спасателей продолжает свою профессиональную работу. Мы оказываем помощь специалистам, которые осуществляют на месте следственные действия и выполняют все необходимые технологические операции. Работы продолжаются круглосуточно. Настрой у группировки сил позитивный.

Человеческий фактор или влияние среды

Первым же бортом к месту крушения помимо Леонида Беляева и губернатора Иркутской области Сергея Левченко была направлена специальная рабочая группа МЧС России, сотрудники Следственного комитета, военной прокуратуры, Международного авиационного комитета. Следователи еще до момента нахождения самолета возбудили уголовно дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), прокуратура начала проверку в аэропорту вылета. Однако никаких предварительных причин случившегося правоохранители официально не называют.

В свою очередь, глава комиссии МАК Сергей Якименко назвал три основные версии, которые сейчас рассматриваются в комитете. Это человеческий фактор, работоспособность авиационной техники и влияние среды. Обозначенный круг причин вполне очевиден даже для неспециалистов и пока совершенно не проливает свет на то, из-за чего в Качугском районе мог погибнуть опытнейший экипаж летчиков и спасателей. На заседании оперативного штаба по ликвидации последствий катастрофы в Иркутске Владимир Пучков уже исключил одну из трех возможных причин. Он заявил, что по предварительным итогам расшифровки черных ящиков «все технические системы работали исправно».

Между тем с момента исчезновения самолета в СМИ со ссылками на анонимные источники фигурировала и еще одна версия — управленческая ошибка руководства МЧС России, которое якобы направило Ил-76 на тушение пожара, несмотря на предупреждения экипажа о нулевой видимости в этом районе и даже отказ от вылета. Эти слухи в министерстве назвали «чушью и провокацией», а Владимир Пучков на брифинге в Иркутске 3 июля призвал журналистов вести себя тактичнее при освещении этой темы, подчеркнув, что «говорить о причинах катастрофы просто неэтично и рано».

Однако и родственники погибших, которым страховая компания планирует выплатить по 1,7 млн рублей, а МЧС России — дополнительно еще 1 млн, и общественность все же ждут публичного расследования и оглашения причин произошедшего. Глава МЧС на правительственной комиссии ЧС в Иркутске призвал МАК к открытости в этом вопросе. Не было ли это лишь пустой декларацией, пока неизвестно. Журналисты уже обнаружили исчезновение с ведомственного интернет-портала «МЧС Медиа» публикации, в которой Леонид Филин год назад заявлял о недопустимом сокращении количества экипажей в системе МЧС, что угрожает безопасности «всех лиц, перевозимых авиацией МЧС». Это заявление сохранилось в кэше поисковиков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру