Дорога на Сухой Лог открыта

Власти Приангарья нашли способ покорения недоступного месторождения

Крупнейшее в России золоторудное месторождение Сухой Лог на протяжении длительного времени остается недоступным для человека. История попыток его освоения успела обрасти легендами. Желающих его покорить и конвертировать огромные глыбы руды в ликвидный золотой продукт было много, но ни один из них не смог подчинить воле человека эту громадину, раскинувшую на три километра в безлюдной ледяной пустыне свои недоступные богатства. В постсоветской России было предпринято как минимум три официальных попытки подступиться к Сухому Логу, но все они с треском провалились. Никто не мог осилить соблазнительную махину, и главная причина фатальных неудач крылась в том, что каждый пытался это делать или делал вид, что пытался, в одиночку. Претенденты в инвесторы утверждали, что без государственного участия этот проект останется недостижимым навсегда. Камнем преткновения в этом вопросе всегда оставались затраты на инфраструктуру.

Власти Приангарья нашли способ покорения недоступного месторождения
фото с сайта www.webmineral.ru

Между тем этот момент в проекте освоения ключевой, поскольку в Бодайбинском районе недостаточно развита транспортная и энергетическая инфраструктура. Заниматься созданием инфраструктуры потенциальные инвесторы не хотели, честно сознаваясь, что кишка тонка. А государство стояло на своем, зафиксировав это в укрупненном ТЭО промышленного освоения месторождения, разработанном Центральным геологоразведочным институтом цветных и благородных металлов по заказу Роснедра в 2008 году. Согласно этому ТЭО недропользователь, определенный по результатам тендера, должен был нести все затраты по строительству дорог, объектов энергетики и всей социальной инфраструктуры. И поскольку это всех жаждущих бодайбинского золота страшно пугало, случился тупик, в результате которого Сухой Лог завис на долгие годы и был законсервирован.

Один в поле не воин

Неожиданный и смелый выход из него нашли власти Иркутской области, предложив подойти к вопросу освоения месторождения с солидарных позиций, отказавшись от узковедомственного подхода, когда все работы сдаются под ответственность одного недропользователя. Региональные власти решились разделить с инвестором эту ношу на принципах частно-государственного партнерства. Расчет стратегически верный, поскольку поднять эту глыбищу можно только сообща. В региональном правительстве подсчитали, что последующий накопленный эффект от освоения месторождения превзойдет суммы, потраченные на создание условий для старта проекта.

«Решение о выставлении Сухого Лога на аукцион действительно принято руководством страны после личной просьбы главы Иркутской области Сергея Ерощенко, - сообщил на пресс-конференции и.о. министра экономического развития Иркутской области Руслан Ким. – Подготовку к освоению объекта мы ведем уже три года, начинать осваивать Сухой Лог можно уже сейчас. После того как держатель лицензии приступит к работам, предусмотренным лицензионным соглашением, мы продолжим деятельность по созданию инфраструктуры, необходимой для освоения месторождения. Проект этот стратегический, рассчитан на 50-70 лет».

Месторождение Сухой Лог было открыто в 1961 году и является крупнейшим золоторудным месторождением в Евразии. По данным Минприроды России балансовые запасы месторождения составляют порядка 2 тыс. тонн золота, что составляет около четверти от общероссийских запасов. Кроме того, руды месторождения содержат серебро и металлы платиновой группы. Содержание золота в руде 1,1-2,8 грамма на тонну, но свыше 80% может быть добыто открытым карьерным способом.

Вероятно, такой подход дает основания властям региона с уверенностью заявлять, что в первом квартале 2016 года месторождение будет выставлено на аукцион, первое золото здесь может быть получено в 2018-2020 годах. А уже к 2030 году разработка месторождения может приносить в бюджеты всех уровней до 20 млрд рублей в год. Ожидается, что к 2030 году будет создано около 4 тысяч рабочих мест.

Молчали и строили

Но для реализации таких многообещающих планов необходимо обеспечить район дополнительными источниками электроэнергии, построить еще один горно-обогатительный комбинат, дороги.

В отличие от своих предшественников действующее региональное правительство объявило предварительные сроки проведения аукциона только после того, как установило прочные партнерские отношения со всеми частными золотодобывающими компаниями, имеющими бизнес на этой территории. До настоящего времени все заявления о возможных предстоящих перспективах освоения месторождения, как правило, были голословными и осуществлялись в политических, а не стратегических целях.

Теперь ситуация кардинально иная. Уже сегодня в районе создана инфраструктура, позволяющая приступить к разработке месторождения, а в 2020 году добыть до 7 тонн золота.

«Месторождения, в том числе и Сухой Лог, без энергетики развиваться не могут. То же самое касается дорожной инфраструктуры, то же самое касается бизнеса существующих предприятий – это АО «Полюс», ОАО «Высочайший» и ООО «Друза». Эти три компании, которые на сегодня являются крупнейшими в регионе добытчиками золота, тоже очень заинтересованы в реализации проекта Сухой Лог», - считает и.о. министра.

Именно потому, что власти региона активно участвуют в создании промышленной инфраструктуры Бодайбинского района, строительство второй очереди высоковольтной линии электропередачи «Пеледуй – Чертово Корыто – Сухой Лог – Мамакан» планируется вести в рамках частно-государственного партнерства. Первую очередь сейчас строит АО «Полюс» на территориях Республики Саха (Якутия) и Иркутской области.

Однако воздушная линия способна обеспечить только 55 МВт, чего явно недостаточно для вывода Сухого Лога на полную мощность. Выходом из ситуации может стать Предпатомская нефтегазоносная площадь, и на газ, как на один из источников восполнения энергодефицита, возлагаются надежды.

«Понимание, как решать вопрос с энергетикой, позволяет говорить о том, что горно-обогатительные комбинаты как минимум будут загружены. Но для Сухого Лога с учетом запасов все равно будет строиться еще один горно-обогатительный комбинат. Сухой Лог даже географически большой, он растянут на несколько километров», - рассказал Руслан Ким.

Работы хватит всем

Шансы на промышленное освоение Сухого Лога уже в ближайшем десятилетии в разы повышает определение Бодайбо в регионе как территории опережающего развития.

«В период между 2025 и 2030 годами мы намерены выйти на целевой показатель добычи – 60 тонн золота, но для того, чтобы его достичь, нужно выработать порядка 200 МВт электроэнергии, - рассказал Руслан Ким. – Но все точно будет понятно после уточнения запасов и выбора технологии их извлечения. Необходимо использовать современные технологии добычи, потому что сейчас золото все равно остается в отвалах».

Масштабы работ ожидаются гигантские, поэтому в проект будут вовлечены все имеющиеся в регионе силы, в первую очередь золотодобывающие предприятия, работающие в Бодайбинском районе. Многие из них сегодня загружены только сезонно и испытывают серьезные трудности с фронтом работ, так как запасы россыпных месторождений истощаются и легкодоступное золото осталось в прошлом. Поэтому все крупные золотодобывающие компании, такие как «Полюс Золото», «Высочайший» и «Друза», имеющие свои горно-обогатительные комбинаты, заинтересованы в масштабном освоении рудного золота.

Сегодня у «Высочайшего» в разработке находятся горно-обогатительные комбинаты «Высочайший» и «Маракан», с 2017 года начнется работа на «Угахане» и на «Красном». «Друза» планирует заниматься разработкой горно-обогатительного комбината «Невский». У «Полюса» в работе находится горно-обогатительный комбинат «Вернинский», с 2018 года начнет работу «Чертово Корыто».

Взгляд на перспективу

Судя по всему, ставя перед собой задачу по созданию инфраструктуры, власти Приангарья продумали все до мельчайших подробностей. Логистические маршруты предполагается проложить не только на земле, но и в небе. На земле сегодня ведется реконструкция дорог «Таксимо – Бодайбо» и «Бодайбо – Кропоткин». Планируется на условиях частно-государственного партнерства провести реконструкцию аэропортов в Бодайбо и Усть-Куте. В Бодайбо необходимо реконструировать взлетно-посадочную полосу, чтобы принимать грузовые самолеты. Такая же задача стоит в Усть-Куте. В связи с этим вопрос по реконструкции аэропорта в Бодайбо региональные власти обсуждали с представителями АО «Полюс» на Петербургском международном экономическом форуме и получили от них предварительное согласие на участие в работах.

Для реконструкции аэропорта в Бодайбо необходимо около 670 млн рублей. Проект реконструкции авиаузла в Усть-Куте предполагает привлечение 564 млн рублей из федерального бюджета и 270 млн рублей внебюджетных средств. Планируемые объемы инвестиций на проведение реконструкции могут быть скорректированы, так как расчеты региональные власти проводили до кризиса.

Иными словами, по мнению Руслана Кима, время Сухого Лога пришло, так как для старта проекта созданы все условия. Инвестору, который победит на аукционе и возьмется за это глобальное дело, не придется тянуть лямку в одиночку. Разумеется, обладателем лицензии станет только один недропользователь, но совершенно очевидно, что без учета интереса золотодобывающих компаний, работающих много лет в Бодайбо и внесших немалый вклад в разработку этого проекта, ему не обойтись. Но понимание этого очевидного обстоятельства почему-то пришло только сейчас. Раньше, когда в очередной раз на поверхность всплывала тема Сухого Лога, главная интрига заключалась в том, кому оно достанется. Как будто цель завладеть лицензией была единственной и конечной. Но опыт показывает, что лицензия – это всего лишь инструмент, а для достижения настоящего, существенного и осязаемого необходимо пройти путь, силы на преодоление которого можно обрести только в коллективном опыте. И если у властей региона появилось понимание того, что такие проекты начинать им, а заканчивать внукам, то время легендарного Сухого Лога действительно пришло.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру