Видение легенды

Иркутян собрали на реликтового Евтушенко

Конечно, зал охлопковского театра, где великий «шестидесантник» встретился с земляками, был забит до отказа. Заняты были не только все места, включая галерку, но даже ступеньки верхнего яруса. С мучительной жаждой рвалась сюда взволнованная публика. Чтобы приникнуть к живой струе евтушенковской поэзии, некогда покорившей звонким, отважным, размашистым словом целое поколение соотечественников, да что там, целый мир. Поэт-легенда, поэт-эпоха, поэт-символ незабвенной оттепели, да ко всему прочему еще и наш сородич, прогремевший на всю планету прибайкальский мальчишка с «тихой станции Зима»! Ему были рады, его торопились увидеть и услышать, от него ждали… Чего? Какого-то нового пророчества или утешения? Залогов надежды или разоблачений? Ободряющего привета, запоздалых припасов патриотического пороха, давно и вхолостую растраченных, разбазаренных нами? Может быть, мы хотели просто поговорить с ним, всегда в нашей памяти остро и пылко включенным в народную боль и народную правду, поговорить о наших сегодняшних смутах и путах. Обрести в живом общении с оракулом свободы утраченные опору и твердь, понимание резонов и перспектив зыбкой, призрачной и бушующей картины нашего бытия. Сегодня нам, перешагнувшим миллениум, негде черпать ценные, подлинные и утверждающие идеологические смыслы. У Евтушенко, по крайней мере, гремевшего каленой строкой «Братской ГЭС» и «Бабьего Яра», они были, ясные и незамутненные, чистопробные и сокрушительные.

Иркутян собрали на реликтового Евтушенко
Фото Марины Свининой

Вот почему зрительскую массу составили не только ностальгирующие ровесники гастролера, постаревшие, остепенившиеся стиляги и хипари, поседевшие боевые комсомольцы, известные в Приангарье публицисты, литераторы, представители театральной, научной среды, политики и общественники, многие из которых знают корифея лично и даже не шапочно. Пришла и молодежь, старшеклассники и студенты с пытливыми глазами, интеллигентными лицами, с большими непраздными вопросами за душой, ответы на которые им сегодня не предлагает практически никто.

Маркетологи московского продюсерского центра «Северная звезда», организовавшие в Год литературы масштабный тур Евтушенко по пятнадцати городам России, безошибочно оценили коммерческую беспроигрышность этого предприятия. Сквозной пробег «артистической фронтовой бригады», как назвал ее сам автор культового лозунга «Поэт в России больше, чем поэт!», был обречен на ажиотажный спрос. Огромная территория, где еще не вконец остыла, а возможно, даже обострилась потребность в истинно народных трибунах, в «гордом духе гражданства», где от запревшего покоя и уюта, от потребительского опьянения и гламурного чада тошнит все мыслящее и не омертвевшее, стала легкой добычей для масштабной спекуляции авторитетом поэтического лидера прошлого века. В том смысловом вакууме, в том инфернальном тумане художественных образов, каким окружен сегодня читающий россиянин, не провернуть апгрейд немеркнущей славе Евтушенко было попросту грешно. И провернули.

Свершилось. Аншлаговый многоярусный зал замер, подобно застывшим бандерлогам из «Маугли», чтобы насладиться гипнотическим танцем великого Каа.

Фото Марины Свининой

Гипнотический танец

Ослабевший, пожухший телесно восьмидесятидвухлетний стихотворец неожиданно порадовал неутраченной красочностью интонаций, силой своего ораторского и декламационного дарования, живой реакцией, искрометным юмором и так хорошо нам знакомой непринужденностью и свободой в общении с аудиторией. Гражданин мира, соратник Андрея Сахарова, товарищ и единомышленник Фиделя Кастро и Че Гевары, друг Федерико Феллини, лауреат множества мировых премий и кавалер самых экзотических зарубежных наград, он признался, что наибольшее воодушевление всегда испытывал в общении с народом родины, особенно с сибиряками. И этому верилось, чувствовалось, как с каждым дружным импульсом зала крепнет и растет неувядаемая харизма поэта. Он читал свои замечательные стихи прошлых лет, про свадьбы в дни военные, на которых когда-то лихо отплясывал мальчишкой, уже постигая нутром глубинный трагический смысл этих тревожных, возможно, прощальных для жениха и невесты гулянок. Про мед, которым спекулировали в голодную военную годину барыги - невытравимое племя мироедов, процветающих в наши дни. Он вспоминал свое выступление в Мэдисон-сквер-гарден, которого удостоился как единственный в мире автор стихов. Вспоминал поставленные им фильмы «Детский сад», «Похороны Сталина», поделился, что снимает новую картину «Анна» о драматической судьбе русской женщины, что задумал роман о Кубе. Говорил о давнем горячем диалоге с команданте Че Геварой, который занял шесть ночей напролет, о своем восхищении цельной и яркой личностью Фиделя Кастро. Похвастал, что, направляясь в Иркутск в 1963 году, кубинский лидер остановил поезд в Зиме, чтобы пройтись по тайге, о которой ему рассказывал Евтушенко. Щегольнул наш дорогой гость и тем, что во время европейских гастролей знаменитая ливерпульская четверка читала сборник его стихов «Станция Зима», изданный тогда на английском языке полумиллионным тиражом. Он назвал себя «пятым битлом» и на десерт программы приберег недавние стихи об этом.

Приехавшие с мэтром артисты исполнили песни на стихи Евтушенко. Их в золотом фонде российской эстрады осталось немало. Но нам представили подзабытую тему из фильма «Детский сад», незнакомую «Мелодию Лары» на музыку Мориса Жарра к старому итальянскому фильму «Доктор Живаго» по опальному роману Пастернака. Прозвучало и новое сочинение «Не бойся полюбить» к будущей ленте «Анна».

Кроме творчества самого хозяина вечера, отдали дань и другим сакральным именам русской культуры. Тут были и монолог Чацкого, и песня Галича о солдатах, похороненных где-то под Нарвой, и «В степи молдаванской» Вертинского с щемящим финалом: «О, как сладко, как больно сквозь слезы Хоть взглянуть на родную страну!». Все это были знаковые тени ушедшего, «ранешные» творцы, слова и образы.

На посошок, как и обещал, эмоционально помолодевший Евтушенко сбацал «Балладу о пятом битле», заставив зрителей дружно подпевать «We all live in a yellow submarine».

В целом концерт получился теплый, доверительный, ностальгический. Очень ностальгический. В чем есть, безусловно, своя поэзия и, выражаясь пушкинской строкой, «странная приятность». «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Казалось, живая легенда говорит с нами, словно с другого берега, из тающих за дымкой времен, когда советский народ еще был советским народом, еще не предвкушавшим даже ревизии своих побед и достижений. Там, в той реальности, мы были с поэтом едины, мы были одной крови и одной совести. Теперь мы друг для друга почти незнакомцы. Что знаем мы о профессоре американского университета Талса, кроме того, что он по-прежнему носит пиджаки и кепки с причудливым принтом? Верим ли мы, что там, на другом полушарии, в консьюмерическом раю, как поэт уверяет, «никак она не заживет – Моя главная рана – Россия»? Что понимает сегодня он о нас, чья потом и доблестью построенная Братская ГЭС теперь священная собственность одиозного олигарха? Нам, нынешним, поэт адресовал эмоциональные, но сумбурные и двусмысленные, как наша современность, свежеиспеченные стихи про роскошь бедных.

Единственная роскошь бедных

Есть роскошь ада,

Где нету лживых морд победных

И лгать не надо.

Сказано сильно. Но, не в обиду таланту, со стороны. Мы не в претензии. Мы шумно аплодировали своему преуспевшему земляку, лихо пели вместе с ним битловскую нетленку про желтую подводную лодку. Мы рады, что поэт нашел в себе силы для долгого вояжа по стране в его возрасте и физической форме. Это, что ни говори, реальный подвиг художника. Дай Бог, не последний. Пусть сбудутся его богатые творческие планы, родятся новые книги и фильмы, прибавятся новые поклонники на земном шаре.

Фото Марины Свининой

Фантомные переживания

Самым сильным выступлением на концерте «фронтовой бригады» Евтушенко стал выход народного артиста России Игоря Скляра. И дело не только в могучем актерском мастерстве и мужественном обаянии. Шквальная, неотразимая атака Скляра, по сути, оправдала и подытожила логику самого тура «Поэт в России больше, чем поэт». Разгадка жадного спроса россиян на явление легенды – в пламенно спетых артистом строках Павла Когана:

Есть в наших днях такая точность,

Что мальчики иных веков,

Наверно, будут плакать ночью

О времени большевиков.

Время, наполненное емкими, весомыми, нешуточными смыслами, которые надо было постигать и отстаивать дорогой ценой, - вот что притягивает, будоражит, бросает в озноб современников – заложников эмоциональной астении.

Но людям родины единой,

Едва ли им дано понять,

Какая мощь, какая сила

Вела нас жить и умирать!

Притяжение этой мощи и силы влекло нас на встречу с маститым шестидесятником, влекло и приунывших в дне сегодняшнем стариков, и скованных судорожным напряжением выживания людей зрелых, и озадаченную миллионом сфинксовых вопросов мятущуюся молодежь.

У нас сегодня нет идейных знаменосцев. Нет поэтов, хотя бы в приближении сопоставимых с уровнем Евтушенко, Рождественского, Высоцкого, песней которого Скляр буквально взорвал зал. Их и не может быть. Их не рождает зыбучая почва постмодернизма – этот мир децентрированного хаоса, отказавшийся от объективных истин, заменивший их виртуальными пустышками, симулякрами, химерическими свидетельствами изжитости бытия.

Сегодняшние поэты в России не друзья и даже не служители – пленники малахольных, шизоидных муз. Достаточно взглянуть, как они сами характеризуют и называют собственные произведения. «Опыт эпистолярной психоделики», «сборник мутноватой лирической прозы», - рекомендуется один. «Моя страна – хромая лошадь», - диагностирует второй. Третий издает свою книгу на черной бумаге в форме покосившегося могильного камня и провозглашает: «Мертвые на мертвых разговаривают языках».

Пожалуй, наиболее живой и вменяемый из них Дмитрий Быков не в бровь, а в глаз относительно нашей ситуации с поздним пришествием Евтушенко с горечью признает:

Я – дыра, пустота, прореха,

Обретающая черты

Лишь при звуке чужого эха,

По словам другой пустоты…

Так и мы, истомленные экзистенциальной пустотой, шли на встречу с поэтом встрепенуться при звуке чужого эха, в надежде на донорство дюжего пульса легендарного прошлого. Но прошлое – в прошлом. И «прошлогодний снег», как сказал один из разочарованных зрителей, талый снег безвозвратно отцветшей оттепели прошлого века не в силах напоить нас живою водой. Коммерческий проект по продаже культового артефакта, по реализации манкого симулякра под лейблом «Евгений Евтушенко» принес разве что выгоду ловким московским продюсерам. А нас оставил в отрезвляющей печали. Некого угасающим титанам минувшего и «в гроб сходя, благословить». Мы – в глубоком смысловом параличе, в мерцательной нави, «где фигуры без лиц и имен – полутени, получеловеки – ждут каких-нибудь лучших времен и, боюсь, не дождутся вовеки».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру