Почем «Собачьи яйца» и что из них вылупится?

ЕГЭ как зеркало российского научно-технического прогресса

10 февраля по приглашению министерства образования Иркутской области журналисты региональных СМИ удостоились чести попробовать себя в роли держателей госэкзамена по базовому курсу математики. Отважные представители иркутских редакций прошли все этапы, которые по протоколу претерпевают школяры на финише одиннадцатилетки. В региональном центре обработки информации репортеры подверглись обследованию пеленгаторами, были изолированы в аудитории с онлайн-камерами видеонаблюдения и неусыпными соглядатаями, вскрыли конверты с контрольными измерительными материалами, заполнили персональные данные и целых 25 минут мучительно бились над решением давно забытых математических задач. Затем их работы были собраны и запечатаны, после чего журналисты смогли увидеть технологию дальнейшего анализа полученных результатов.

ЕГЭ как зеркало российского научно-технического прогресса
Фото: www.svoboda.org

Региональный минобр и пресс-служба правительства Приангарья затеяли все это с одной благородной целью – продемонстрировать, насколько прозрачна и надежна процедура ЕГЭ, а стало быть, объективны и красноречивы его итоги.

И мышь не проскочит

Спору нет. Смухлевать на таком экзамене или сыграть на слабостях экзаменаторов не удастся. Одна из журналистов пронесла в аудиторию смартфон в сапожке, но уличить организаторов в отсутствии бдительности ей все же не удалось. Хитрость девушки была замечена, пеленгатор ее тоже засек. Однако организаторы эксперимента не стали поднимать шум, пропустив экзаменуемую в класс. Но глаз с нее уже не спускали. Решись нарушительница воспользоваться своей контрабандой, ее удалили бы с экзамена без права пересдать в текущем году. Именно такая участь ждет любого авантюриста, который отважится ловчить на ЕГЭ. Сделать это безнаказанно – утопия. Видеокамеры простреливают экзаменационную площадь со всех ракурсов, картинка транслируется в реальном времени на мониторах пункта приема экзамена, а также в Москве – пред очами функционеров Рособрнадзора и независимых наблюдателей. Никакая ловкость рук не спасет от своры надсмотрщиков. Не дай бог кому-то все-таки подфартит сфотографировать и выложить в Интернет даже крохотный фрагмент задания, как это делали умелые ручки в прошлые годы, - водяные знаки на бланках тотчас же «спалят» и регион, и аудиторию, и, разумеется, личные данные несчастного крамольника. И не видать ему до следующей весны аттестата, как своих ушей. Так что гораздо предпочтительнее, если запрещенку обнаружат на этапе предэкзаменационного шмона.

Собранные у экзаменуемых контрольные измерительные материалы (КИМы) при свидетелях запечатываются в конверт, который отправляется для обработки данных. Тут заветные листочки сканируются и запираются на складе под сигнализацией. Вся дальнейшая работа ведется уже исключительно с обезличенными ответами учеников или, как говорят работники РЦОИ, – с образами. Какой конкретный выпускник стоит за отдельным файлом, не знают ни операторы на компьютерах, ни эксперты-проверяющие. Если ребята допускают в КИМах исправления, это не катастрофа, внимательный верификатор заменит исправленные символы для их дальнейшего распознавания программой. В случае, когда оцениваются развернутые ответы по гуманитарным дисциплинам, каждый эксперт работает независимо от других. При расхождении оценок в один балл окончательный вердикт выносит председатель экспертного совета. Чистота полученной оценки гарантирована.

Все это мы, журналисты, детально исследовали и можем под присягой подтвердить. Базовый курс математики нам «вкатили» в качестве экзаменационного предмета не за тем, чтобы обнажить нашу беспомощность в точных дисциплинах, а потому, что в 2015 году впервые математику можно сдавать в двух вариантах – базовом или профильном. Тем выпускникам, кто намерен поступать в гуманитарные вузы, где математика не является профильной наукой, логичнее выбрать базовый курс. Он легче, и по времени экзамен длится быстрее. Мы сами за 25 минут «игры в экзаменантов» убедились, что задания не чрезмерно сложные. Будь у нас все три часа, положенные по протоколу, наверное, львиную долю решили бы, хоть и оторваны от школьной парты давно. У выпускников осталось времени до 1 марта, чтобы окончательно определить, какие именно дисциплины они будут сдавать на ЕГЭ в нынешнем году.

В региональном центре обработки информации в горячую страду госэкзаменов работа ведется круглые сутки. Как сообщила его руководитель Светлана Ганюшкина, десятку штатных сотрудников предприятия помогают порядка семидесяти привлеченных и заранее обученных специалистов. В Иркутской области ежегодно ЕГЭ сдают около 13 тысяч детей, а в РЦОИ с учетом всех дисциплин обрабатывается свыше 1 миллиона человеко-экзаменов. Вместе с функционерами центра на подведении итогов изнуряются авторитетные преподавательские кадры. Только экспертов по русскому языку собирают до 130 человек. Вслед за нашими местными экзаменаторами работы досматривает армия столичных аналитиков.

Можно сказать, что юный выпускник школы бестрепетно и непреклонно сканируется огромным механическим Аргусом государственной машины, который не верит слезам и не знает поблажек, зоркость которого тотальна, а воля слепа. ЕГЭ – это первый серьезный опыт вчерашнего отрока в качестве государственного подданного, искус в повиновении власти суверена, для которого мы все – подчиненные автоматы. Это, конечно, колоссальный стресс и знаковая веха в биографии.

Художник Оксана Фраткина

Крепка тюрьма, да черт ей рад

Имперская природа феномена ЕГЭ выпукло проявляется в его баснословной дороговизне. На сайте «Национальная служба новостей» размещен доклад общественного движения «Обрнадзор» под названием «Анатомия ЕГЭ». В докладе приведен бюджет закупок для ЕГЭ 2014 года, ставший самым дорогим за всю историю государственной аттестации школьников. Большие расходы казна понесла в связи с введением механизмов видеонаблюдения за ходом экзаменов. Только за современное оборудование для видеосвязи исполнителю госзаказа «Ростелекому» было уплачено 600 млн рублей. В копеечку влетели обеспечение безопасной доставки КИМов, типографские расходы на бланки, 109 млн ушло на такую статью, как «развитие системы мониторинга проведения ЕГЭ». В общем, на все про все экзаменационное действо страна потратила в 2014 году 1 млрд 240 млн 643 800 рублей. Затраты на ЕГЭ-2013 были скромнее вчетверо – 312 млн 013 600 рублей.

Посмотрим теперь, что нам дают такие масштабные ежегодные вложения в обязательное школьное образование. Подытоживая результаты ЕГЭ в прошлом году, министр образования РФ Дмитрий Ливанов констатировал: «Если бы в этом году остались прошлогодние пороговые баллы, то не преодолевших их было бы 28 тысяч из 750 тысяч сдававших». В 2013 году госэкзамены сдавали 700 тысяч выпускников, а оказавшихся «за порогом» оказалось 11 тысяч. Уровень качественных показателей ЕГЭ продолжает падать от года к году. Так называемых высокобалльников, набравших от 80 до 100 баллов, в 2013 году было 180 тысяч, что составляет примерно 25%, а в 2014 – только 120 тысяч, то есть 16%. Набравших высший балл – 100 – было в позапрошлом году 9 тысяч человек, в прошлом – 3,5. А вот тех, кто «запорол» оба обязательных предмета – русский язык и математику, в прошлом году оказалось 5 тысяч по стране.

Цифровая картина, конечно, наглядна, но суха, как всякая статистика. А сочной зеленью «древа жизни» можно полюбоваться на выборках ляпов из экзаменационных работ наших подросших соотечественников по гуманитарным предметам. Ими пестрит Интернет, они кормят сатириков, и, похоже, им не оскудеть и впредь, а только все пышнее и причудливее прирастать новыми примерами. Эта россыпь перлов познаний, вынесенных юношеством из одиннадцатилетнего пребывания в школьных стенах, у старшего поколения, как говаривал Пушкин, «власы подъемлет на челе».

Представители поколения next поминают всуе повесть Булгакова «Собачьи яйца», «известное произведение Гамлета «Ромео и Джульетта», «Войну и мир» Достоевского, «Мертвые души» Твардовского. «Соня Мармеладова тоже любила Андрея Болконского», - изрекает новый русский Митрофанушка, «В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой – Печорин», - уверяет другой. Третий всех их затыкает за пояс, объявив, что «Обломов – известный кутила и балагур, герой из «Анны Карениной». «Похищение трупов и продажа тел была главным замыслом мошенника Чичикова», - транслирует воспаленный разум четвертого, видимо, насмотревшегося сериалов с расчлененкой.

Художник Оксана Фраткина

Система ЕГЭ, внедренная реформой образования в России, не раз подвергалась непримиримой критике. «Единый государственный экзамен — это война, которую чиновники объявили родителям, детям, учителям. Сообщения об экзаменах — это сводки с театра военных действий. Но я все-таки очень надеюсь, что когда-нибудь эта война закончится и ЕГЭ отменят», - считает писатель и общественный деятель Андрей Максимов. В 2009 году группа родителей и школьников в Высшем Арбитражном суде РФ пыталась отстоять свое несогласие с использованием на экзаменах заданий стандартизированной формы, однако потерпела неудачу. ВАС подтвердил законность ЕГЭ как формы государственной аттестации лиц, получающих среднее образование, и отклонил иск об отмене соответствующего приказа Минобрнауки. Популярный сатирик Михаил Задорнов посвятил актуальной теме отдельную публицистическую книгу «ЕГЭ – контрольный выстрел в систему образования».

Контрольный выстрел, как всем известно, предназначается в голову. В данном случае в головы целого поколения, которые, как легко заметить из приведенных примеров, стремительно теряют содержимое. Если бы была поставлена задача оболванить, обандерложить нацию, то вряд ли можно было выполнить эту задачу с большим блеском, чем тот, которого мы достигли, руководствуясь благими реформаторскими порывами.

На заре советской власти в нашем отечестве декретом Совнаркома была объявлена государственная политика под названием «ликбез» - ликвидация безграмотности. Тогда даже пожилые крестьяне собирались в избах-читальнях, чтобы обучиться чтению и письму. Школы и курсы для недорослей были созданы по всей стране, охватывали миллионы граждан. Обучение было бесплатным, все затраты несло молодое, испытанное гражданской войной и разрухой блокируемое западом государство. К 1940 году неграмотность на всей территории СССР была побеждена. Сейчас мы переживаем процесс тотальной ликвидации грамотности, похоже, целенаправленный и ускоряющийся с каждым годом. Культурная матрица населения бледнеет на глазах.

Последняя глубокая сентенция из письменной работы экзаменанта: «Без мозга, как известно, нельзя жить. Без мозга человек – это просто сосуд с кровью». А как насчет безмозглости целого народа, безмозглой страны?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру