Счастливая авантюра

В Иркутский ТЮЗ ворвался свежий ветер перемен

Воскресный вечер 18 января 2015 года в Иркутском ТЮЗе… ну, так и просится сказать «вошел в историю». Но так говорить ни в коем случае нельзя. Это значило бы впечатать в окаменевшие скрижали уникальный, неповторимый, исполненный вольного дыхания живой опыт, свидетелем которого стали приглашенные везунчики. Наверное, им не забыть той удивительной атмосферы, в которую неизъяснимое театральное волшебство соткалось из пяти абсолютно непохожих друг на друга по сюжетам, стилистике, уровню обобщений, даже по колориту и пластике драматических отрывков. Заготовки к спектаклям, представленные на конкурс участниками творческой лаборатории «Молодые режиссеры – детям», которая была организована на площадке ТЮЗа проектом «Открытые двери» Российского академического молодежного театра, пришли посмотреть студенты театрального, педагогического училищ, колледжа культуры, иркутских вузов и просто самые неугомонные театралы.

В Иркутский ТЮЗ ворвался свежий ветер перемен
Фото Марины Свининой

И было ради чего. Такого эксперимента еще не видывала иркутская культурная жизнь. Проект РАМТа «Открытые двери» провел в России уже несколько подобных творческих лабораторий, наша тюзовская оказалась пятнадцатой и состоялась в Иркутске впервые. Наградой победителю в соревновании пяти режиссеров, чьи концепции постановок были отобраны из 46 заявок, должен был стать полноценный спектакль на сцене театра юного зрителя им. А. Вампилова, реализованный в течение 2015 года. Не исключалось, что таких постановок окажется две, а может, и три. Однако итог театрального ристалища превзошел все ожидания.

- Мы приняли беспрецедентное решение, - объявил первый затейник приключения главный режиссер ТЮЗа Андрей Сидельников, - пригласить для постановки в наш театр всех участников творческой лаборатории – молодых режиссеров Ирину Астафьеву, Игоря Лебедева, Евгения Бабаша, Татьяну Воронину и Викторию Пучкову. Конечно, это не будет сразу. Мы хотим дать шанс всем пятерым участникам продолжить работу над постановками и надеемся, что зрители Иркутска придут поддержать полюбившихся им режиссеров.

Фото Марины Свининой

Значит, перспективные плоды удивительного творческого слета еще впереди. Нас ждут премьеры, новые зрительские открытия, новые переживания. Но и первый спонтанный итог – поразительный вечер встречи на одной сцене пяти эскизных набросков – сам по себе заслуживает особенного внимания и высокой оценки. По мнению одного из экспертов, участвовавших в обсуждении отрывков, профессора филологии, переводчика и театрального критика Сергея Захаряна, именно он, этот неповторимый однодневный мини-фестиваль, заслуживает особенного места в сердцах и в памяти подлинных любителей театра.

- Я лично спрашиваю себя, почему же мне было в этот вечер так удивительно хорошо? – делится Сергей Захарян. – Наверное, я не упомню подобного вечера за много лет, когда бы я сидел в зале нашего ТЮЗа, совершенно потеряв счет времени. Прошло ведь целых пять часов, а я и не заметил! Потому что все было пронизано главным, ценнейшим, родовым театральным свойством – сиюминутностью, неуловимостью, единственностью и неповторимостью. В этом стихийном калейдоскопе пяти разноцветных осколков, пяти режиссеров, пяти маленьких трупп случилось какое-то человеческое театральное содержание, дух импровизации, непредсказуемости результата, удивительной тайны и правдивости. Мы все, кто пришел в театр, оказались обладателями незаслуженного счастья быть допущенными на репетицию, к чуду рождения спектаклей, далекому от узкого, банального житейского опыта, на который публика горазда переводить транслируемые со сцены высшие смыслы. Здесь все было еще приблизительно, еще недосказано, еще непереводимо. А значит, в высшей степени театрально. Напомню, что одна из неопровержимых вершин драматургии – трагедия «Царь Эдип» Софокла – прошла в античных Афинах только один раз. Единожды! И два с половиной тысячелетия питает всемирную театральную мечту! Вечный образец мастерства и вдохновения – афинский театр - существовал как феномен театрального фестиваля, где представления ставились один раз. И вот что-то похожее произошло в Иркутске, в зрительном зале ТЮЗа в воскресенье, 18 января. Я увидел какие-то яркие актерские находки, уловил свежие стилистические приемы, почувствовал новое дыхание, которого давно жаждали и артисты, и ценители.

Фото Марины Свининой

Расскажем вкратце о тех постановщиках, которые буквально за трое суток на чужой сцене, с абсолютно незнакомыми актерами сумели очертить прообразы будущих спектаклей.

По итогам зрительских голосований в театре и на страничке ТЮЗа «В контакте» больше всего поощрений получил этюд Игоря Лебедева из пьесы Юрия Клавдиева «Заполярная правда». Студент четвертого курса Санкт-Петербургской театральной академии убежден, что театр не может существовать сам для себя, он должен искать ответы на самые острые социальные и нравственные вопросы. Поэтому начинающий режиссер отважился на рискованный подход к теме отвергнутых обществом молодых людей, зараженных ВИЧ. Отрывок, поставленный Игорем, вызвал напряженную, встревоженную тишину в зрительских рядах. Затронутая проблема пугает, царапает, выводит из зоны комфорта. Еще больше смятения вносит беззащитная человечность юных маргиналов, вынужденных прятаться от людей в заброшенном доме. Что разделяет нас? Где гарантии, что мы не окажемся на их месте, за чертой декларационного гуманизма, в гетто для «лишних», «запятнанных», «непригодных к эксплуатации»? Одной из задач, которые ставили перед собой организаторы творческой лаборатории, была объявлена попытка услышать, что волнует сегодня молодежную аудиторию, на какие темы она реагирует наиболее живо. Высокая зрительская оценка режиссерской заявки Игоря Лебедева показала, что юные зрители готовы к восприятию жестких реалий и осмыслению сложных материй.

Чуть уступила коллеге из Питера москвичка Татьяна Воронина, самый опытный участник проекта. Она приготовила фрагмент спектакля «Никто не может этого изменить» по рассказу Андрея Геласимова «Нежный возраст» - иллюстрации к дневнику подростка. «Хорошо помню себя подростком, - признается Татьяна. – Самый страшный и одинокий возраст». В этот период роста, исканий, мучительной самоидентификации спасительно, считает режиссер, если найдутся у кого-то рядом «слова, в которых ты так, оказывается, нуждался. О том, что мы все когда-то уйдем... о том, что твоим родителям тоже очень нелегко... и их тоже когда-нибудь не будет… и что никто не может этого изменить».

Фото Марины Свининой

Много зрительских симпатий собрал эскиз «Возвращения» Андрея Платонова, показанный гостьей из Барнаула Ириной Астафьевой. В коротком получасовом эпизоде артистам и постановщику удалось вылепить характеры и судьбы действующих лиц – солдата, с победой вернувшегося с фронта, и его семьи, которая четыре года проходила свои испытания, несла свои потери. Как любить, если душа выстужена разлукой и отравлена горечью? Как прощать? Как возрождать утраченный свет и чистоту сердец? Эти неразрешимые вопросы прозвучали в коротких сценах так сокровенно и пронзительно, что исторгли у публики заслуженное «Браво!».

Режиссер Омского ТЮЗа Евгений Бабаш решил озадачить иркутян грустным фарсом польского драматурга-авангардиста Витольда Гмбровского «Ивонна, принцесса Бургундская». Искрометные пунктиры истории странной, непохожей на других девушки. Угловатую, аутичную молчунью под влиянием каприза сначала берут в королевский дворец и, забавы ради, делают принцессой, а потом безжалостно убивают, чтобы не мешала безмятежному жуированию элиты. Этакая притча о князе Мышкине в новых тонах и гротесковом рисунке. В чем же невольная вина юродивой? Рядом с ее молчанием, с ее тишиной слишком громким становится внутренний голос совести. Пьеса в прочтении Евгения Бабаша обещает стать ярким и смелым представлением, будоражащим бурные и, наверное, не самые ручные мысли.

Классик Александр Островский абсолютно современно и узнаваемо отразился в эскизе мало известной пьесы «Воспитанница», исполненном по воле Виктории Пучковой из Москвы. Виктория увидела в ней что-то сродни приквела «Грозы» - переживаний Катерины, которую еще не выдали замуж. Семнадцатилетняя героиня пьесы еще полна розовых надежд и доверия к своей благодетельнице барыне, которая на самом деле видит в девушке ходовой товар в игре своих интриг и махинаций. Наивной Наде предстоит взрослеть на глазах у зрителя ценой первых горьких разочарований. Останется ли место для искренних чувств там, где культивируются хищные инстинкты и жадные притязания? Удастся ли молодой душе сохранить себя в окружении всесильных манипуляторов? Опыт Виктории Пучковой с материалом маститого драматурга позапрошлого века обещает стать удивительно актуальным.

Одним из неоспоримых достижений лаборатории стала по-новому открывшаяся очевидность большого творческого потенциала тюзовской команды. В эксперименте участвовала почти вся труппа. В условиях жесткого стресса, за считанные репетиционные часы артисты сумели создать убедительные прообразы будущих постановок, найти яркие ролевые рисунки, нащупать тонкие струнки наших зрительских ожиданий и попасть к ним в непостижимый резонанс.

Сергей Захарян особо отметил работы Павла Савина, заслуженных артистов РФ Галины Проценко и Олега Тупицы («Никто не может этого изменить»), актеров Сергея Павлова и Татьяны Чадиной в драме о возвращении фронтовика. Я лично не могла глаз отвести от практически бессловесной, но душераздирающе комичной в роли старой девы из пьесы Островского Ирины Конденко.

Все участники счастливой авантюры работали на износ и не напрасно. Зритель очарован и заражен новым «вирусом», который пришел на нашу театральную ниву. Спектакли будут поставлены, репертуар обновлен. Сцена Иркутского театра юного зрителя, который в свое время признавали одним из лучших театров страны, заиграет новыми красками, впустит свежий ветер перемен, удивит и умножит своих поклонников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру