Саянский парадокс

Производитель смолы ПВХ сократил производство без объяснения причин

ОАО «Саянскхимпласт», пожалуй, единственное из российских предприятий, для которого санкции должны были обернуться благом. Именно этот завод, производящий более 50% на отечественном рынке смолы ПВХ, больше всего страдал от импортных конкурирующих аналогов, и в первую очередь от сланцевой революции, которая позволяла зарубежным производителям смолы ПВХ получать дешевый этилен, произведенный из сланцевых газов. Однако вопреки ожиданиям и макроэкономической логике иркутские олигархи, собиравшие жатву на ниве иркутской нефтехимии, отнюдь не возрадовались грядущему импортозамещению, а вдруг взяли да и заявили фактически о консервации производства на предстоящие полгода. О решении собственников нефтехимического градообразующего предприятия ввести ограничительный режим на производстве, а именно четырехдневную рабочую неделю, муниципальные власти узнали не от них самих, а от инсайдеров. Узнали и сразу запаниковали, и небезосновательно. Объективных экономических причин для сокращения производства в Саянске на сегодняшний день нет, зато есть основания утверждать о наличии причин политических. Впрочем, председатель совета директоров ОАО «Саянскхимпласт» Виктор Круглов всегда с большим трудом разделял политику и бизнес, активно используя первую для достижения успехов во втором, при этом беззастенчиво попирая интересы социальные.

Производитель смолы ПВХ сократил производство без объяснения причин
Саянск. Фото с сайта администрации города

— Ситуация с «Саянскхимпластом» выглядит странно, поскольку нефтехимическое производство в России сейчас чувствует себя более или менее нормально. Причины снижения поставок сырья со стороны «Роснефти», если этот факт и имеет место быть, тоже не ясны, так как предприятия нефтегазовой компании производят этилен без сбоев. Дефицита этого сырья в стране нет, — рассказал «МК Байкал» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Думаю, в данном случае речь идет об отношениях между производителем и поставщиком, которые они сейчас выясняют. Это не общеотраслевая экономическая ситуация, а, скорей всего, спор между двумя хозяйствующими субъектами.

Мэр заголосил

Об угрозе социальному благополучию Саянска первым заявил мэр города Олег Боровский, занявший этот пост всего лишь осенью прошлого года и по какому-то непонятному системному сбою ставший первым за долгие годы мэром, избранным не под контролем местного олигарха. Однако появление «черной утки» в полностью покорной «кругловской» воле среде только на первый поверхностный взгляд может показаться сбоем программы. Чуть позже мы поймем, что на самом деле и этот несистемный мэр, и эта кастрированная рабочая неделя – звенья одной цепи. И у Виктора Круглова, как всегда, все по обкатанному им плану.

Итак, руководство «Саянскхимпласта» решило перейти с февраля по июнь на четырехдневную рабочую неделю. Мэр, ясное дело, заголосил, забил тревогу, ибо на нем ответственность и за бюджет, и за налоги, стал бить в набат, рассылать письма и стучаться в плотно закрытые для него двери совета директоров и в не менее глухие двери подконтрольных олигарху местных профсоюзов. Глас вопиющего услышали в региональном правительстве, однако никаких популистских, а уж тем более апокалиптических заявлений оттуда не прозвучало. В отличие от новичка Олега Боровского манипулятивные выверты Виктора Круглова с ценой на этилен и гипотетическими угрозами «усыхания» этиленового родника на связанном жесткой производственной цепочкой с Саянском Ангарском заводе полимеров хорошо изучили в разное время в разных составах регионального правительства.

Виктор Круглов. Фото Марии Оленниковой с сайта irkutskmedia.ru

Игра в «молчанку»

Но если до настоящего времени руководство «Саянскхимпласта», когда им необходимо было надавить на партнера и добиться снижения цены на этилен, всегда открыто заявляло о том, что может остаться без исходного сырья, то в этот раз снова обнаружился какой-то новый пазл в программе. Причины производственной кастрации руководство предприятия упорно скрывает от общественности, заставляя уже не только мэрию, но и журналистов обращаться к инсайдерам. Так, по одной из версий, озвученной конфиденциальным источником «МК Байкал» в Саянске, завод пострадал из-за резкого снижения поставок с Ангарского завода полимеров, который является дочерним предприятием нефтегазовой компании «Роснефть». Однако на Ангарском заводе полимеров факт снижения объема поставок этилена на «Саянскхимпласт» опровергли. «Завод работает в штатном режиме, переработка продукции соответствует установленному плану. Весь этилен, производимый предприятием и не задействованный в собственных вторичных производствах, направляется в адрес ОАО «Саянскхимпласт», — сообщается в ответе пресс-службы предприятия за подписью генерального директора завода Евгения Швецова. — Объемы этилена для поставок «Саянскхимпласту» в январе 2015 года сопоставимы с аналогичным показателем января прошлого года».

По данным другого — инсайдерского — источника, запланированные на год поставки этилена в Саянск снижены, но не критически.

— Динамика поставки основного сырья на наше предприятие со стороны «Роснефти» за последние годы выглядит так: в 2012 году было поставлено 136 тыс. тонн сырья, в 2013 году – 137 тыс. тонн, в 2014 году – 135 тыс. тонн, а на текущий год запланировано 120 тыс. тонн, — сообщил источник. — Как видите, снижение не такое существенное, чтобы почти на полгода сокращать производство. Скорее всего, дело не в поставках сырья, должны быть какие-то другие причины.

Динамика поставок сырья, согласно источнику, выглядит так: в 2008 году на ОАО «Саянскхимпласт» было поставлено 113,7 тыс. тонн сырья, в 2009 году — 114 тыс. тонн сырья, а в 2010 году — 113,4 тыс. тонн. Снижение объемов поставок было продиктовано кризисом 2008 года, однако запланированные поставки на текущий год не упали ниже кризисных значений минувших лет. По мнению источника, руководство химического предприятия в очередной раз пытается использовать социальный аспект в качестве давления в переговорном процессе о цене с поставщиками сырья.

Подтверждений тому, что поставки этилена «Роснефтью» в этом году могут быть резко снижены, не находят и эксперты нефтегазовой отрасли. Не видят они и здравого смысла в том, чтобы предприятию ограничивать объемы производства. Спрос на основную продукцию «Саянскхимпласта» — поливинилхлорид — на внутреннем рынке не падает, даже несмотря на кризис. В строительной отрасли, в которой в основном и применяется ПВХ, заметная часть изделий из этого материала по-прежнему импортируется из-за границы, поскольку местные производители не могут покрыть превышающий в разы спрос. Дефицита основного сырья для производства ПВХ — этилена — в регионе, да и в стране, не наблюдается.

— Со спросом на ПВХ в принципе ничего существенного произойти не может, поскольку мы покупаем на этом рынке более 50% импортной продукции. Российский рынок поливинилхлорида абсолютно свободен, — подчеркнул главный специалист Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, почетный работник топливно-энергетического комплекса РФ Лев Платонов. — Пока рынок не закрыт собственной продукцией, он будет только расти.

Как пояснил Лев Платонов, снижение объемов поставок со стороны «Роснефти» также маловероятно. Основное сырье поступает на «Саянскхимпласт» с Ангарского завода полимеров, где работает установка по производству этилена мощностью 300 тыс. тонн в год. При этом она никогда не выходила на проектную мощность, производя этилен на уровне 250-260 тыс. тонн в год, из которых 130-135 поступает на «Саянскхимпласт». У завода есть собственные потребности в этилене, он необходим для производства полиэтилена и полистирола, но для этого требуется около 100 тыс. тонн этилена в год. «Насколько мне известно, у ангарского завода нет других мощностей», — отметил эксперт.

Олег Боровский, мэр Саянска. Фото с сайта irkutsk.rusplt.ru

Что за шум?

Монолитное единство со своим руководством сохраняют профсоюзы и в первичной организации «Саянскхимпласта», и в координационном совете организации профсоюзов Саянска, которые, впрочем, одно лицо. И первую, и вторую контору представляет Любовь Кузнецова, что, как упоминалось выше, для города, находящегося под неусыпной опекой одного человека, не новость. Корреспонденту «МК Байкал» Любовь Кузнецова безапелляционно с ходу заявила, что от комментариев отказывается, чтобы не поднимать шумиху якобы на пустом месте. «Мы все выполнили по закону, в соответствии с Трудовым кодексом, — отрезала председатель первичной организации профсоюза «Саянскхимпласта» Любовь Кузнецова. — Если вы посмотрите последние данные Минтруда Приангарья, то увидите, что более 1,4 тыс. человек в регионе на различных предприятиях уже работают в режиме неполной рабочей недели». До кучи она обвинила корреспондента газеты в намерении написать «заказуху».

Упоминание профсоюзным номенклатурщиком более 1,4 тыс. человек, которые в регионе, по ее данным, уже находятся в режиме скрытой безработицы, можно расценивать не только как стремление использовать сложную экономическую ситуацию для оправдания своего бездействия, но и как стремление руководства завода свалить все на кризис. Однако отраслевая специфика убеждает нас в том, что нефтехимия объективно должна бы быть последней в стране отраслью, способной пострадать от кризиса.

Справедливости ради стоит сказать, что на «Саянскхимпласте» помимо дефицита сырья сетуют также на высокие тарифы, дорогие кредиты, но и здесь Виктор Круглов не оригинален. На все это он сетовал и раньше, на протяжении практически всего времени — и когда директорствовал, и когда председательствовал, и когда был активным в политике, и когда отошел в тень. Вот и сейчас.

«Решение о переходе на неполную рабочую неделю принято руководством и коллективом предприятия совместно. Все видят, в каком ключе сейчас развивается экономическая ситуация в стране, — отметил источник «МК Байкал» на предприятии. — Помимо резкого снижения поставок сырья заметно подорожали кредитные ресурсы, выросли тарифы на электроэнергию, на 10% — на железнодорожные перевозки».

Ночь перед рассветом

На высокие затраты здесь ссылались всегда с одной лишь целью: заставить поставщиков снизить цены на сырье, чтобы увеличить собственную маржу. При этом особо не обременяя себя социальными обязательствами перед территорией. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто приехать в Саянск. Или послушать Олега Боровского, который на выездном заседании регионального правительства в Саянске озвучил проблемы города, решение которых возможно только при поддержке из областного бюджета, поскольку у муниципалитета недостаточно средств на выполнение этих задач. По его словам, на решение первоочередных проблем городу требуется 284 млн. В частности, серьезного ремонта в Саянске требует больничный комплекс, введенный в эксплуатацию в 1985 году. В 2015-м истекает срок эксплуатации лифтов, необходима их полная замена. Также назрела необходимость приобретения для больницы кислородной станции.

За все время существования города, которому в этом году исполнится 45 лет, капитальный ремонт дорог проводился только на двух небольших участках. Износ дорожного полотна сейчас составляет 90%. Также городу необходим новый полигон для мусора. Цена вопроса — 8 млн. Существующий полигон, созданный в 1977 году, ежегодно принимает более 11 тыс. тонн мусора. Сегодня он не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

Кроме того, в городе в аварийном состоянии находится канализационный коллектор. Его износ 100%. За последние пять лет на нем произошло семь крупных аварий. Для строительства нового нужно 33,7 млн рублей. Также требуется капитальный ремонт магистральных сетей, проектирование объектов инженерной инфраструктуры, разработка проектов планировки и межевания микрорайонов города, для того чтобы понимать, как город должен дальше развиваться. В капитальном ремонте нуждается детский сад №10 и ряд учреждений культуры. Городская библиотека ждет ремонта, так же как и дом культуры. С просьбой его отремонтировать мэр зачем-то обратился к Виктору Круглову, в надежде, что тот отвалит городу 26 млн рублей. Ясно, что не отвалит, потому что, по словам все того же мэра, обещал, да зажал в прошлом году спонсорскую помощь в размере 10 млн рублей.

Короче, полная в городе безнадега. Связать это с тем обстоятельством, что «Саянскхимпласт» практически единственный в стране производитель ПВХ, нормальному человеку невозможно. Саянские профсоюзные номенклатурщики правы: Олег Боровский зря сотрясает воздух, заявляя об угрозе социальному благополучию Саянска, потому что невозможно создать угрозу тому, чего нет, то есть социальному благополучию. О нем саянские нефтехимики давно забыли. Но что-то в этот раз с этиленовой историей не так, как, впрочем, и с новым саянским мэром. Как его вообще здесь такого несистемного избрали? Куда смотрел градообразующий профсоюз? И почему про высокую цену на этилен, как всегда, не голосят. Что-то не так, не так.

Существует и еще одно немаловажное обстоятельство, о котором впопыхах все забыли. В июне 2012 года между правительством Иркутской области и нефтегазовой компанией «Роснефть», когда Виктор Круглов в очередной раз возвысил голос о возможном этиленовом дефиците, по инициативе губернатора Сергея Ерощенко в соглашении о социально-экономическом партнерстве был учтен пункт о поставках этилена в Саянск. Этим пунктом зафиксированы объемы поставки сырья ангарскими нефтехимиками на «Саянскхимпласт». Соглашение действует, его никто не отменял, однако срок его истекает в 2016 году. Наслушавшись страшилок от мэра Саянска, в региональном правительстве вряд ли его будут продлевать. Насколько известно, нет особого желания его продлевать и у «Роснефти», руководство которой уже заявило о планах реконструкции завода в Ангарске под свои нужды. Сдается мне, что ни у регионального правительства, ни у «Роснефти» нет ни намерений, ни желания лить воду на частную мельницу Виктора Круглова. А в контексте развалившихся дома культуры, библиотеки и больницы тем более.

В иркутской нефтехимии есть и куда более важный аспект, это развитие газовых месторождений на юге области. Общеизвестно, что расширение производства в Саянске невозможно без их освоения. Газ в одинаковой степени нужен производствам и в Саянске, и в Ангарске. «Роснефть» в этом смысле для региона стратегический и социально ответственный партнер, а вот кто в этом случае Виктор Круглов, большой вопрос.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать только один вывод, Виктор Круглов это понимает и, следовательно, ведет себя как собственник актива, который готовят к продаже. И поскольку его позиции в переговорном процессе с потенциальными покупателями, мягко говоря, не выигрышны, он делает все возможное, чтобы сбагрить этот объект в самом непотребном виде, отжав его для себя по полной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру